«Сложноподчиненное предложение с придаточным условия»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Хасиетова Гульмира Азатовна

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9_klass.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Урок № 9

Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным условия»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цель  урока: познакомиться с отличительными особенностями сложноподчиненных предложений с придаточными условия.

Задачи урока: формировать умение распознавать придаточные условия, отличить их от других видов придаточных предложений;

правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными условия;

совершенствовать орфографические  и пунктуационные навыки;

воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.

Оборудование урока: - компьютер,  мультимедийный проектор, экран, презентация в программе «PowerPoint»

Ход урока (сценарий):

  • 1. Вступление.
  • Здравствуйте. Рада нашей встрече и надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?
  • 2. Активизация знаний. СЛАЙД 1
  • Дополните термины, используемые в языкознании.
  • 1.Второстепенные и главные                  (члены предложения)
    2.Самостоятельные и служебные                 (части речи)
    3.Совершенный и несовершенный             (вид)
    4.Деепричастный и сравнительный        (обороты)
    6.Односоставные и двусоставные              (простые предложения)
    7.Гласный и согласный                                (звуки)
    8.Краткие и полные                                  (прилагательные, причастия)
    9.Главная и придаточная                                                                   (части СПП)

        3. Подготовка к изучению новой темы. СЛАЙД 2

        Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.

         Если вы активно будете работать, урок получится интересным.

         Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

         Ну, и наконец,  если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих (предложения проецируются на экране).

          Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

По своей структуре какого  типа эти  предложения?

          Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?

Тогда назовите тему нашего урока.

  • 4. Целеполагание. СЛАЙД 3
  • Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия» (тема проецируется на экране).

Ребята, какие вопросы у вас возникли после написания темы урока? Как вы думаете, какие вопросы (трудности) могут возникнуть при изучении этой темы?

          5. Закрепление полученных знаний.                                                                                                                  На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

  •  Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части,  назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части (предложения проецируются на экране).

            Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм у каждого на столе)

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения. СЛАЙД 4

  • • Сорока сама скажет, где гнездо свила. – придаточное изъяснительное 
  • • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. – придаточное времени 
  • • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. – придаточное определит.
  • • Там, где растут розы, растут и шипы. – придаточное места 
  • • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. – придаточное изъяснительное
  • У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. – придаточное следствия 
  • Скоро начнётся гроза, потому что небо затянуто тёмными тучами. придаточное причины
  • • Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи! – придаточное условия
  • 6. Закрепление новой темы.
  •             а) Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?
  • Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Открываем учебник на стр. 91 и читаем правило о придаточном условия.
  • А теперь обратимся к анализу подобных, выполняя упр.138,  не забывайте про алгоритм. Работаем у доски. СЛАЙД 5

             б) Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать иллюстрации вывожу на экран две иллюстрации. СДАЙД 6

Задание: по иллюстрациям вспомните названия басен И.А. Крылова.  Прочитайте басни наизусть и найдите сложноподчиненные предложения с придаточным условия. Запишите эти предложения. После каждого предложения в скобках укажите название басни, из которой это предложение выписано.

Ученики на экране видят иллюстрацию к басне И.А. Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Выписывают предложение:

Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет.


СЛАЙД 7. Вторая иллюстрация к басне “Квартет”.
Выписывают предложение:
Кричит осёл: “Мы, верно, уж поладим, 
Коль рядом сядем”.

Теперь посмотрим, какие союзы следует употреблять в книжной речи, а какие в разговорной. 1, 2, 3 –я ГРУППЫ

СЛАЙД 8. Запишем предложения, расставим знаки препинания, сделаем схемы:

Хороша земля, если рук не жалеть.

[        ], (союз если......).

Какой бы шум вы подняли, друзья, когда бы это сделал я! ( И.А. Крылов).

[        ], (союз когда......)!

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”).

[        ], (союз коль.....).

СЛАЙД 9

Делаем вывод: союзы раз, коли, употребляются в разговорном стиле речи;

Союзы если, когда – нейтральные, они употребляются в книжной речи.

Вывод: посмотрим расположение придаточного по отношению к главному, сделаем вывод. Придаточное может стоять перед главным, после главного, разрывать главное.

Делаем общий вывод по уроку:

– на что указывают придаточные условные? (на условие, при котором возможно то, о чем говориться в главном).
– какой вопрос задаем от главного к придаточному? (при каком условии).
– от чего задаем вопрос? (от всего главного предложения).

– чем присоединяется придаточное к главному? (союзами если, ежели, когда, раз).

– каким знаком отделяется придаточное от главного? (запятой).

– где может находиться придаточное в предложении? (перед главным, после главного и разрывать главное).

ВКЛЮЧИТЬ РАССЛАБЛЯЮЩУЮ МЕЛОДИЮ

7. Психологическая разрядка.

А теперь немного отдохнём.

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.

         8. Забавный числовой диктант (интегративный подход). СЛАЙД 10

         Помните, у А. С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных                                                                                            Готовят просвещенья дух                                                                                                                               И Гений, парадоксов друг,                                                                                                                           И Опыт, сын ошибок трудных...

          Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского языка – решим примеры.

Выполните следующие действия:                                                                                                                  1. От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число запятых в нем.

3 – 2 = 1

2. К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта.

5 + 2 = 7

3. К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее.

(1 + 2) х 3 = 9

4. Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей, определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.

3 х 3 + 3 = 12

5. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел.

3 х 3 = 9

6. Суммируйте полученные ответы. От даты смерти А.С. Пушкина отнимите конечную сумму. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит?

1837 – 38 = 1799

     9. Рефлексия

Итак, вы убедились на практике, что сложноподчинённые предложения – это огромная, и пока ещё малоизученная страна. Поэтому у нас будет возможность “побродить” по ней в поисках новых знаний. 

СЛАЙД 11. Если бы великий поэт был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями (предложение проецируется на экране).

СПП с каким видом придаточного я употребила вновь? Вспомним тему урока.

               Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?

              Как вы считаете,  ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока целей? Что показалось трудным и интересным на уроке?

10. Выставление оценок.

СЛАЙД 12. 11. Домашнее задание: 1. Выучить материал по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными условными”;

2. выписать из басен И.А. Крылова пять сложноподчиненных предложений с придаточными условными;

3. упр. 141, стр. 92-93


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия

Урок русского языка в 9 классе. Лексическая тема "Моя малая родина"...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели"

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, причины и цели" - это урок объяснения и первичного закрепления знаний. В качестве материала для закрепления используются творчески...

Открытый урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия" с самоанализом

Урок объяснения нового материала по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Презентация к уроку "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Презентация к уроку "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...