Урок-практикум "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Кондрашова Людмила Васильевна

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложносочиненное предложение" с использованием материалов подготовки к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_9_klass.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложноподчинённое предложение» (урок-практикум)

Цели урока:

Знать отличительные признаки сложноподчинённого предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;

Понимать смысловые отношения между частями СПП, определять средства их выражения;

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе  с точки зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного русского языка.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности;
  • проведение различных видов анализа;
  • осознание эстетической функции родного языка;

2. Метапредметные :

  • овладение приемами выделения необходимой информации;
  • овладение приемами установления связей и отношений в области знания исследования предложения через анализ, синтез, классификацию, обобщение, доказательство, вывод следствия;
  • формирование навыков планирования, прогнозирования и контроля через организацию своей учебной деятельности в группе;
  • формирование навыка самооценки по итогам деятельности на уроке;
  • формирование навыков управления поведением партнера;
  • формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Ход урока

I. Организационный момент, эмоциональный настрой на работу

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова Владимира Луговского:

«Если вы будете изучать русский язык страстно любить его то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка» (слайд 1)

- Сегодня мы вновь заглянем в сокровищницу русского языка и почувствуем красоту русского языка и необходимость его изучения.

 - А чего не хватает в данном высказывании? (знаков препинания).

А вы знаете, что выражение «знаки препинания» образовалось от древнего глагола «препинать», т.е. останавливать, задерживать в движении. С глаголом «запинать» В.И.Даль связывает и происхождение слова «запятая», с которой вам приходится часто встречаться в русском языке.

Правильно запишите эпиграф в тетради и расставьте знаки препинания. (Самопроверка)

Чтобы выяснить тему и задачи нашего урока, хочу добавить еще одно высказывание М.В.Ломоносоав: «Знаки ставятся по силе разума». (слайд2)

Итак, сделайте вывод о теме, целях и задачах урока. (слайд 3) И на пути к знаниям нам тоже предстоит преодолевать препятствия.

II. Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях, систематизация теоретического материала

Препятствие №1 «На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно»

Задания (на карточках РМ)

Слайд №4,5

  1.   «Закончи предложение».
  1. По количеству грамматических основ предложения бывают ______________.
  2. Сложные союзные предложения делятся на ___________________
  3. Части СПП связываются при помощи ________________.
  4. Независимое предложение в составе СПП называется __________.
  5. Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.
  6. От одной части к другой в СПП можно поставить _______________

Слайд №6

  1. Прием «Заставь заговорить таблицу»

         

Учитель:  Мы успешно преодолели первое препятствие. Теперь проверим умения.

Препятствие №2

Задание (по рядам, карточки): найти  и выписать  из данных предложений СПП. (Cлайд № 7) 

  • Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.
  • Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
  • Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.
  • Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
  • Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.
  • Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай, не спеши

Проверка:

Слайд №8  Препятствие № 3. «В мире мудрых мыслей».

Задания по рядам: запишите афоризмы, расставьте знаки препинания, составьте схемы. Объясните, как вы понимаете афоризмы? 

1 группа. 

  1. Нет величия там где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).
  2. Чтобы поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).

2 группа. 

  1. Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).
  2. День когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).

3 группа.

  1. Мы радуемся попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).
  2. Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).

Препятствие 4 (подготовка к ОГЭ) «Лишнего не берём».

Итак, мы не должны терять запятые. Но и лишние нам не нужны. Синтаксическая пятиминутка (слайд 9).

Работа с карточками по вариантам (обратить внимание, чем осложнены предложения)

КАРТОЧКА № 1

Мы не можем обойтись без того (1)чтобы не брать из кладовых природы (2)и (3)следовательно (4)приходится губить множество ни в чем не повинных существ.

КАРТОЧКА №2 Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви (1)еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал (2)что нет в природе ни одного существа бесполезного (3)ненужного (4)не имеющего права на жизнь. 

Взаимопроверка

Подведение итогов .Как мы справились с препятствиями? Какие знания нам помогли?

А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями. Закончите фразы, которые должны быть СПП. (Cлайд № 10)  

  1. Главным для меня на уроке было то, …
  2. Меня порадовало на уроке то, …
  3. Теперь я буду знать, что …
  4. Меня огорчило то, что …
  5. Итогом урока считаю …
  6. Теперь я буду знать …
  7. Я рад, что…
  8. Я хотел бы, чтобы…

Д/з (дифференцированное)

      1) Выполнение тренировочных заданий по пунктуационному разбору (подготовка к ОГЭ).

      2) Выполнить задания раздаточного материала.

      3) Написать сочинение-рассуждение по одному из афоризмов, с которыми работали на уроке.

Приложение

Материалы для работы на уроке

  1. «Закончи предложение».
  2. По количеству грамматических основ предложения бывают ______________.
  3. Сложные союзные предложения делятся на ___________________
  4. Части СПП связываются при помощи ________________.
  5. Независимое предложение в составе СПП называется __________.
  6. Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.
  7. От одной части к другой в СПП можно поставить _______________

2. «Заставь заговорить таблицу»

         

  1. «Закончи предложение».
  2. По количеству грамматических основ предложения бывают ______________.
  3. Сложные союзные предложения делятся на ___________________
  4. Части СПП связываются при помощи ________________.
  5. Независимое предложение в составе СПП называется __________.
  6. Зависимое предложение в составе СПП называется ____________.
  7. От одной части к другой в СПП можно поставить _______________

2. «Заставь заговорить таблицу»

         

Материалы для работы на уроке

Препятствие 2.

Вариант 1. Выписать из данных предложений только сложноподчиненные, объяснить свой выбор.

  1. Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.
  2. Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.
  3. Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.

Вариант 2. Выписать из данных предложений только сложноподчиненные, объяснить свой выбор.

  1. Никогда не знаешь, где найдешь настоящее слово.
  2. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
  3. Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай, не спеши.

_________________________________________________________________________

Препятствие 3 «В мире мудрых мыслей»

Запишите афоризмы, расставьте знаки препинания, составьте схемы сложноподчиненных предложений.

1 группа(ряд). 

  1. Нет величия там где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).
  2. Чтобы поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).

2 группа(ряд). 

  1. Сколько бы ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).
  2. День когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).

3 группа(ряд). 

  1. Мы радуемся попадая в природу потому что тут же приходим в себя. (М. Пришвин).
  2. Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).

________________________________________________________________________

 

Препятствие 4 «Лишнего не берем»

Вариант 1. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы не можем обойтись без того (1)чтобы не брать из кладовых природы (2)и (3)следовательно (4)приходится губить множество ни в чем не повинных существ.

Вариант 2. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви (1)еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал (2)что нет в природе ни одного существа бесполезного (3)ненужного (4)не имеющего права на жизнь. 

Домашнее задание

Подготовка к ОГЭ. Задание 3.

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1.  Любой путник (1) проходивший (2) или (3) проезжавший через этот (4) нетронутый временем (5) городок (6) считал своим долгом посетить его главные достопримечательности (7) расположенные в самом центре города (8) куда вели все дороги (9) недавно замененные на асфальтовые.  

2. Большая собака (1) при виде (2) которой (3) люди старались отойти подальше (4) спокойно гуляла по парку (5) и хозяева (6) даже (7) не думали надеть на пса намордник (8) или (9) хотя бы (10) взять его на поводок.  

3. По-моему(1) надо идти (2) в глубь леса(3) но мои подружки(4) врассыпную разбежавшиеся по поляне(5) уже сыплют в корзинки(6) кроваво-красные ягоды.

4. В четком строю(1) то выныривая(2) то пропадая(3) дельфины промелькнули по левому борту(4) и мне показалось(5) что они бегут(6) будто спасаясь(7) от чего-то.

5. Тихо было на небе(1) и на земле(2) только изредка набегал прохладный ветер(3) с востока(4) приподнимая гриву лошадей(5) покрытую инеем.

6. Может быть(1) нам предстоит узнать именно сегодня(2) когда(3) человеку важно связать(4) в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах(5) о «белых карликах» и «черных дырах» Вселенной(6) с белоснежностью ромашек на лесных полянах(7) с роскошными(8) пульсирующими созвездиями над головой.

7. Еще была осень (1) но (2) солнце начало ходить значительно ниже (3) и в полдень (4) когда вышедшая рано утром группа туристов прошла уже (5) около (6) пятнадцати километров (7) оно грело (8) еле (9) ощутимо (10) поэтому всех (11) потихоньку (12) одолевал неприятный озноб.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предложение. Систематизация материала по курсу синтаксиса.

Презентация, в которой в обобщенном виде  представлен материал по курсу синтаксиса....

Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»

Урок русского языка в 8-ом классеТема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»Цель урока: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими зн...

Обобщение и систематизация материала по теме "Однородные члены предложения"

Данный материал полезен учителям русского языка при проведении открытых уроков в 8 классе....

«Обобщение и систематизация материала по односоставным предложениям»

Урок русского языка (8класс) с применением дифференцированного обучения...

Презентация к уроку "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"

Презентация для проведения урока-практикума по русскому языку в 9 классе...