Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (7, 8 класс) на тему

Урок русского языка в 8-ом классе

Тема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»

Цель урока: 

Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_atte_segodnya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в

Тема: Обобщение и систематизация материала по теме: «Односоставные предложения»

Цель урока: 

Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме урока.

Задачи урока:

образовательные:

1. Различать односоставные и двусоставные предложения.

2. Использовать односоставные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

3. Находить определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные, назывные предложения по их значениям и структурным особенностям.

4. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.

5.Употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека, отрицания чего-либо и т. д. в разных стилях речи.

6.Определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях; пользоваться в описании для обозначения места и времени.

7.Разбирать полным синтаксическим разбором простые односоставные предложения, давать характеристику, чертить схемы.

8.Находить односоставные в сложных предложениях, давать характеристику, чертить схемы.

Развивающие:

- развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам художников слова;

- расширить представление о личности Н. М. Карамзина, о его роли в развитии русского литературного языка;

- развивать монологическую и диалогическую речь;

- формировать умение строить устное высказывание в форме выступления;

- развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы, умение формулировать выводы и обобщения;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к родному языку, побуждать рассматривать язык, как явление жизни;

- воспитывать уважение к творцам слова, искусства.

Тип урока: 

 Урок закрепления знаний

Оборудование: 

-тесты.

-презентация к уроку

Используемые технологии: здоровьесберегающая, личностно ориентированного обучения.

                                                    Ход урока.

I.          Вводное слово учителя, сообщение темы, целей.

Сегодня мы обобщим материал по теме «Односоставные предложения».

В качестве эпиграфа к этому уроку возьмем слова К.Г. Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса». (слайд)

И мы постараемся увидеть, как удаётся «творить чудеса» великим писателям: А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Н.В. Гоголю. Посмотрим, какие односоставные предложения встречаются в их произведениях.

(Запись темы и эпиграфа)

Перед нами стоит задача: увидеть своеобразие односоставных предложений.

II.      Повторение и анализ видов односоставных предложений.

1.Фронтальный опрос

1)Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?

2)Какие односоставные предложения вы знаете?

3)Чем различаются односоставные предложения:

Утро. Прекрасное зимнее утро?

4)О каком виде односоставных предложений М.В. Ломоносов сказал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит»? (определённо – личные)

5)Какие предложения называются определённо–личными?

6)Что вы можете сказать о неопределённо-личных предложениях?

7)Назовите сферу употребления обобщённо-личных предложений.

8)Расскажите о безличных предложениях?

9)Назовите способы выражения составного глагольного сказуемого в безличном предложении.

10)Какие значения могут иметь безличные предложения?

11)Какие предложения считаются назывными?

2.Работа с таблицей «Односоставные предложения» (слайд)

Повторение структуры односоставных предложений

 3.Анализ односоставных предложений (работа в парах).

Вы должны записать односоставные предложения, определить их вид, объяснить орфограммы, попытаться указать, из какого произведения эти предложения и кто их автор? (слайд)

а) Вам не видать таких сражений. (безличное) («Бородино», М.Ю. Лермонтов)

б) Сижу за решёткой в темнице сырой. (опред.-лич.) («Узник», А.С. Пушкин)

в) Умную голову почитают смолоду (обобщенно-личное) (пословица)

г) Мороз и солнце; день чудесный! (сложное, 1 назывное, 2 двусоставное) («Зимнее утро», А.С. Пушкин)

      - Над каким видом односоставных предложений мы не работали? (неопределенно-личные)

Особенность этих предложений в том, что в них внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неопределённое.

4.Анализ текста.(слайд)

И присудили ..жеч.. его живого на виду всех. Прит..нули его железными ц..пями к древесн.. ств..лу, гв..здём пр..били ему руки и принялись тут (же) расклад..вать под дер..вом к..стёр.

Задания к тексту.

  1. Из какого произведения эти строки и кто автор?
  2. Пояснить орфограммы в тексте.
  3. Какие виды односоставных предложений встретились в этом тексте? Обоснуйте.
  4. Записать текст. Первый вариант выполняет синтаксический разбор1-го предложения, второй вариант – второго.

 5.Творческая работа написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем, употребив односоставные предложения.

Темы:

  1. «Зимнее утро».
  2.  «Родной город»

3.Рефлексия, подведение итогов урока

Работа по вариантам

I вариант

1. Какое предложение не является односоставным?

а) На морозном воздухе было трудно дышать.

б) На востоке синело.

в) За окном виднелось уже вспаханное поле.

г) Дело словом не заменишь.

 

2. Какое предложение является определённо-личным?

а) От листьев пахло осенью.

б) Мне об этом не сказали.

в) Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты. Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес 

г) Я был прав 

3. Укажите неопределённо-личные предложения.

а) Дорожки парка каждое утро посыпали песком.

б) Хотелось бы мне с вами поговорить.

в) Клюкву собирают поздней осенью.

г) Нас сытно покормили.

 

4. Какие предложения являются безличными?

а) Мне было неуютно в этой комнате.

б) Зимой редко грело солнце.

в) Цыплят по осени считают.

г) Грохотало на небе.

 

 

2 вариант

1. Какое предложение не является односоставным?

а) Темнело в это время года рано.

б) Тишина.

в) Воздух чист и прозрачен.

г) Постелите мне постель.

 

2. Какое предложение является определённо-личным?

а) Утренний сон сладок.

б) В тот вечер долго спорили обо всём.

в) Люблю Балтийское море.

г) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

 

3. Укажите неопределённо-личные предложения.

а) Иду на помощь.

б) Вначале войны охотничьи ружья у всех отобрали.

в) Повеяло тёплым ветром.

г) А тем временем нас увидят с самолёта.

 

4. Какие предложения являются безличными?

а) Выслушайте меня внимательно.

б) Тихо и пустынно на морском берегу.

в) В это время обычно украшали ёлку.

г) Никому не хотелось двигаться.

 

5. Найдите назывные предложения.

а) Поздняя осень.

б) Здесь очень хорошо.

в) Уж не увидимся  больше.

г) Вот памятник архитектуры.

 

Оцените свою работу на уроке.

У вас на столах листы самооценки.

1.Я работал на уроке…

2.С … работой справился хорошо.

3.… задания вызвали затруднения

-Подытоживая, ответьте на вопрос: в чем своеобразие односоставных предложений?

(Своеобразие односоставных предложений заключается в том, что они точны и лаконичны. Отсутствие второго члена предложения на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.)

V. Домашнее задание

В качестве домашнего задания хочется предложить вам написать сочинение – миниатюру, используя все виды односоставных предложений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Урок русского язык в 8 классе . « Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения».

Урок русского язык в 8 классе .« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»....

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Односоставные предложения».8 класс

Данный материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, рабочий лист для учащихся, тест для проверки...

Обобщение и систематизация материала по теме "Однородные члены предложения"

Данный материал полезен учителям русского языка при проведении открытых уроков в 8 классе....

Урок-практикум "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложносочиненное предложение" с использованием материалов подготовки к ОГЭ...

Презентация к уроку "Обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение"

Презентация для проведения урока-практикума по русскому языку в 9 классе...