Игра как технология
статья по русскому языку (11 класс)

Степанова Марина Владимировна

Технологии . Игра как технология на уроках с ФГОС.

Что такое игра?   В последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают игровые методы, которые, несомненно, повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся, приводят к появлению новых межличностных отношений «учитель – ученик». Односторонний взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния на будущее человека. Не учитывается то замечательное воздействие, которое она оказывает на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне. Бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни – непременное условие здорового развития коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx17.85 КБ
Файл igrovye_zadaniya.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

                Игры на уроках русского языка и литературы

                                      в средней школе.

        Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке могут служить различные игровые ситуации. Играя,  учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении  которых им помогут   знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и принятия нестандартных решений.

       Что такое игра?   В последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают игровые методы, которые, несомненно, повышают интерес к уроку и улучшают качество знаний учащихся, приводят к появлению новых межличностных отношений «учитель – ученик». Односторонний взгляд на игру только как на средство обучения и воспитания приводит к ограниченной оценке ее влияния на будущее человека. Не учитывается то замечательное воздействие, которое она оказывает на оптимистическое мироощущение ребенка в сегодняшнем дне. Бодрый, целеустремленный, жизнерадостный игровой стиль детской жизни – непременное условие здорового развития коллектива.

          Игра – средство многогранное. С уверенностью можно говорить, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

         Игра, по определению психологов-педагогов, является важным средством формирования ценностных ориентаций, деятельностью, в процессе которой более успешно происходит усвоение учащимися нравственных форм поведения,  развитие творческих сил, воображения, фантазии, эстетических чувств. Эта форма деятельности  дает учащимся возможность общаться, проявляя при этом те качества, которые не доступны им в повседневной школьной жизни. Общение учащихся в игровых ситуациях дает им ощущение реальности, вносит иронию, шутку, юмор, снимает напряжение, однообразие, усиливает мотивацию к учебной деятельности. При этом в игре мотивация приобретает целый комплекс познавательных, эстетических, нравственных, социальных побуждений, требующих от участников принятия конкретных решений.

Важно пользоваться этой технологией и на уроках русского языка

•   Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

•   Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый по-своему активизирует учащихся, пробуждая их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.

               Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и старшеклассников как на уроке, так и вне его. Но самое главное –  необходимо определить, кто играет охотнее: учащиеся V – VIII классов или IX – XI классов. Считаю, все они хотят играть. Важно только, исходя из их возрастных особенностей, выбрать форму игры и органично вплести ее в ткань урока.

        На уроках литературы можно использовать игры различного типа: и такие, в основе которых лежит соревнование, и такие, которые базируются на стремлении претворить произведение в слове в сценическое действие.

      Жанр произведения, конкретное его содержание, целевые установки урока помогают избрать форму игры. Есть такие темы-«подарки», изучение которых можно проводить в форме игры. Например, тема «Загадки» (V кл.). Ведь само по себе загадывание – это игра-шутка, рассчитанная на смекалку, догадку. Разгадывая загадки, школьники узнают об их своеобразии, ведь в процессе отгадывания каждая задачка «разбирается», то есть рассматривается, с помощью каких языковых средств она создается.

   Некоторые игры помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с «рассыпанным» текстом и игра с «рассыпанными» иллюстрациями. Очень уместно на таких уроках использование открыток  или презентаций с эпизодами произведений.

    Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Так, изучая произведения, в котором встречается   много терминов или новых слов, можно начать словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов. Победителем считается тот, кто сумел понятнее и интереснее объяснить слова.

       Одна из задач уроков литературы – формировать у учащихся понимание  индивидуальной авторской речи в художественном произведении, а также уяснение функций различных изобразительно-выразительных средств  языка. Этому овладению на практике  опять же помогает игра, которая заключается в поиске нужных слов. Литературная игра в сравнении помогает проверить, насколько у учащихся развита читательская память, и в то же время показать,  что выбор художественных средств зависит от авторской установки.

      Одна из главных задач уроков литературы – развивать творческое воображение учащихся. Для этого существуют специальные апробированные приемы, и этой же цели служит игра. Как разграничить их? Допустим, «устное рисование», сценарий, «домысливание» отдельных событий, рассказ с изменением лица – все это творческие приемы. Но они могут стать и игровыми. Для этого необходимо создать игровую атмосферу. А зависит она в равной степени и от учителя, и от учащегося. При проведении игры в большей мере, чем при каком-либо другом виде деятельности, важен  тон учителя, настроение учеников, введение определенных правил, то есть важно создание микроклимата.

      Очень близки по духу к этой игре этюды-импровизации, когда ученики «домысливают» действия, сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды. Уже сами по себе задания на «домысливание» имеют игровой характер, требуют творческой деятельности, перевоплощения, для таких заданий используются эпические произведения

     Воспитывая внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, нужно одновременно учить школьника передавать слушателям свои впечатления от прочитанного. И для этой передачи он должен овладеть некоторыми приемами театрального искусства. Существуют различные формы интерпретации художественного произведения, например: инсценирование, чтение по лицам (по ролям). Чтение по ролям с игровой установкой близко по своей природе детской ролевой игре, помогает «вживанию» в произведение.

       Старшеклассники хорошо воспринимают театрализованную игру на  так называемых «Литературных салонах». Сюда подходят темы важные для расширения читательского кругозора, становления личности. Такие как:   «Стихи поэтов-современников», «Тема любви в лирике всех времен и народов», «Гуманизм поэзии С.Есенина»»

      Тема «Поэты серебряного век» в форме театральной постановки ,которая помогает учащимся вжиться в роль, создает у них представление об изучаемой эпохе  литературы , понять поэтов этого времени и проникнуть в ткань  и настроение  поэтического текста.

 Играть на таких серьезных , важных и нужных уроках не только можно , но и нужно. Это и учит , и развивает ребят , и лучше запоминается  самими учащимися , для которых уроки становятся интересными и яркими, давая возможность проявления способностей каждого.



Предварительный просмотр:

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и

пунктуационных норм

•   Игра «Справочное бюро»

Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

•   Словарный диктант

Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова, удвоенные согласные): винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать.

•   Диктант - шутка

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном. Настроение у пего было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу.

Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

•   Диктант-«молчанка»

Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель показывает учащимся карточку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

•   Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается «забить» вратарю пять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил.

•   Игра «Блеф-клуб», или цифровой диктант

Этот прием позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Детям даётся установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2)   В   предложении   Скоро   будет  лето   в   грамматической   основе   нет сказуемого. (Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых красивых домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5)Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да.)

6) И — это схема сложносочиненного предложения с союзом. (Нет.) Итого ответов: 001010.

•   Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное и придаточное.

1) Николай и не заметил,

надо прилежно учиться.                                        1 4

2) Скучен день до вечера,

установилась теплая, солнечная погода.          2 5

3) Чтобы получить хорошую профессию,
тихо шелестящих под ветром.        3 1

4) Которая бывает в начале сентября,

что стало светать.            4 2

5) Воздух пропитан ароматом трав,

ли делать нечего.            2 5

•   Умный редактор

Исправить предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, откуда, когда. Исправленные предложения записать, расставляя знаки препинания.

Образец. Город, в котором я родился, славится заводом, который выпускает автомобили. - Город, где я родился...

1.Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2. Год в который я переселился в был богат такими событиями которые (не) возможно забыть. 3. Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час который все еще спали. 4. Завод на который направили молодого инженера выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5. Страна из которой приехали студенты нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

- Объяснить и исправить ошибки в построении предложений. Предложения записать в исправленном виде. 1. Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата. 2. Ольга подошла к тому повороту, на котором скамья, с которой она любила смотреть на море. 3. На подоконнике лежало несколько игрушек, которые принадлежали малышу, который сейчас был в детском саду. 4.Около балкона сидела собачка, которая надеялась получить косточки, которые приносили ей ребята. 5. Сосед по купе помог Ане донести чемодан, в котором был тяжелый мешочек с камешками, которые набрала на морском берегу. 6. В саду было много яблок, которые очень любил мальчик, который каждое лето приезжал к бабушке, которая работала в этом колхозе садоводом, 7.Пассажиры заполнили трамвай, который шел к заводу, на котором через начиналась смена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра по технологии "А ну-ка парни "

Игра основана по принципу телевизионной игры "10 миллионов с Максимом Галкиным".Необходимо ПО смарт ,интерактивная доска...

Зачетная игра по технологии "А ну-ка, девушки!"

Зачетна игра "А ну-ка, девушки!" направлена на закрепление и обобщение пройденного материала. Позволяет формировать у учащихся чувства коллективизма, сопереживания, ответственности....

"Своя игра" по Технологии (девочки) 6 класс

"Своя игра"  -   внеклассное мероприятие  для  обучающихся  6-го класса  по  программе  "Технология. Обслуживающий труд"...

Интеллектуально-познавательная игра по технологии

Интеллектуально-познавательная игра «Умницы» составлена исходя из возрастных особенностей детей, с учетом объема фактических знаний учащихся и уровня интеллектуального развития.Задания имеют тес...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

игра по технологии "Своя игра"

"Своя игра" по технологии разработана как итоговое занятие по технологии, можно использовать между 7-9 классами и в рамках недели технологии. Затронуты все разделы по технологии. Девочкам очень интере...

Урок – игра по технологии с использованием современных компьютерных технологий 5 класс

Урок – игра с использованием современных компьютерных технологий  применяется для закрепления знаний в занимательной форме по курсу технологии (девочки) за 5 класс...