Интеллектуально-познавательная игра по технологии
материал по технологии (9 класс) по теме

Рысева Юлия Владимировна

 

Интеллектуально-познавательная игра «Умницы» составлена исходя из возрастных особенностей детей, с учетом объема фактических знаний учащихся и уровня интеллектуального развития.

Задания имеют тесную связь с программным материалом, который не всегда используется на уроках ввиду недостаточного количества времени. Эти задания рассчитаны на проверку общего кругозора детей, на выявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсе расположены «от простого к сложному», что способствует активизации учащихся на мыслительную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnitsy.doc211.5 КБ
Office presentation icon kopiya_umnitsy.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ№11»

Интеллектуально-познавательная игра по технологии

«Умницы»

Учитель технологии  Рысева Ю.В.

2013-2014 уч.год

Г.Саратов

Интеллектуально-познавательная игра по технологии

«Умницы» (9 класс)

Учитель технологии МОУ «СОШ№11»  Рысева Ю.В.

Интеллектуальные игры – это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Интеллектуально-познавательная игра «Умницы» составлена исходя из возрастных особенностей детей, с учетом объема фактических знаний учащихся и уровня интеллектуального развития.

Задания имеют тесную связь с программным материалом, который не всегда используется на уроках ввиду недостаточного количества времени. Эти задания рассчитаны на проверку общего кругозора детей, на выявление смекалки, находчивости, быстроты мышления. Все задания в конкурсе расположены «от простого к сложному», что способствует активизации учащихся на мыслительную деятельность.

Цели занятия: (слайд 2)

Способствовать повышению общего кругозора учащихся  посредством игровых технологий.

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (анализировать, строить аналогии, обобщать, опровергать);

Развивать смекалку, находчивость, быстроту мышления;

Воспитывать коммуникативные качества, чувство коллективизма.

Межпредметные связи: использование народного фольклора (пословицы, поговорки, загадки) – русский язык, история, литература, закрепление знаний по истории через изучение истории моды, вещей, предметов быта; закрепление знаний по русскому языку (омонимы).

Материалы и оборудование

Компьютер

Мультимедийное оборудование

Таблички с названием команд, чистые листы, ручки, карандаши

Листы с ребусами,

Оценочные таблицы, стикеры для игры в крестики-нолики, чистые листы бумаги или тетради по технологии, цв.карандаши, фломастеры.

Подготовка к мероприятию

Класс делится на 2 команды по 6-7 человек.

Задание учащимся – придумать название команды.

Конкурсы: (слайд 3)

  • Ребусы
  • Примеры
  • Пословицы и поговорки
  • Буквенная абракадабра
  • Верю - не верю
  • Своя игра
  • Крестики – нолики
  • Анаграммы
  • “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”
  • Задания на эрудицию
  • Творческий конкурс

Ход игры

 Приветствие

Участницы представляют свои команды, обыгрывают название. Приветствие

1.Конкурс «Ребусы» (слайд 6)

Каждая команда обменивается ребусами. Учащимся необходимо их расшифровать за 2 мин. и объяснить значение термина.

В приведенных ниже таблицах зашифрованы слова:

-по кулинарии: пшено, кефир, дуршлаг, тарелка, обед, кисель, хлеб, варенье, уха.

-по обработке материалов: вышивка, игла, стежок, кромка, челнок, уток, изнанка, шов, атлас.

п

р

е

л

к

а

ш

а

б

е

к

в

е

т

о

д

и

а

н

ш

л

е

с

р

о

р

а

л

у

е

к

у

г

ь

х

н

е

д

х

л

а

ь

ф

и

р

е

б

е

в

ы

ш

к

р

о

и

с

и

ч

е

м

г

т

в

у

л

к

л

е

к

т

н

а

а

ж

а

о

о

к

к

о

с

к

ш

и

т

л

а

в

о

з

а

а

к

н

а

н

2.Примеры (слайд 7)

Задание: решить примеры.

1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА = (иголка)

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =   (ткань)

3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ = (ленты)

4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =  (ножницы)

5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ = (нитки)

3.Конкурс «Пословицы и поговорки» (слайд 14)

         На экране по очереди появляются пословицы и поговорки. Чтобы их прочесть, нужно восстановить порядок слов. За правильный ответ 1 балл.

1. Смело, сделал, дело, гуляй. (сделал дело – гуляй смело)

2. Хвалит, работа, мастера, всякая. (всякая работа мастера хвалит)

3. Хило, никому, не, когда, мило, дело. (никому не мило, когда дело хило)

4. Тем, науки, руки, больше, чем, умнее (чем больше науки, тем умнее руки).

5. Небо, жить, без, дела, коптить, только ( без дела жить – только небо коптить)

6. Безделья, дело, большого, маленькое, лучше (маленькое дело лучше большого безделья).

4.БУКВЕННАЯ АБРАКАДАБРА

Найди и подчеркни профессии и место работы

АЬБОРЛАНРВРАБОТАСИТОШЩЕЛПРОФЕССИЯЩЗГНЛЗАВОДСТРАВОДФАБРИКАМИАПРФИРМАНЕКТЬБАНКТРИЭЛТОРТОРПАЛОПРОДАВЕЦЛОРПЛВРАЧДЛОГРНУЧИТЕЛЬЬЛОРПТОКАРЬМАТРПСЛЕСАРЬШКОЛАТРОПЛДШВЕЯТИРПАРИКМАХЕРИПТРЕЬМЕТЕОРОЛОГБЬТОЛДЮРИСТБЛОРНТРУБОЧИСТЬЛОРПВОЕННЫЙТИАПРЕНЬТОСПОРТСМЕНЬЛОРПНЫРЯЛЬЩИКБЛОРЕНКОНДУКТОРКЕНГОВОДИТЕЛЬЖДЛЩОХРАННИКФЫВАПЕДВОРНИКИПАСМИТПРОГРАММИСТБЛДОЖТМОДЕЛЬЕРТЬЛДБТАНЦОРМУКЕТМДЕКОРАТОРЮБДЛЖЭЗМЕТРОЮТОРАХУДОЖНИКМИКУТТПЛОВЕЦИРПАВЫФПЕВЕЦЬЛОРПМУЗЫКАНТЬТРОРПАЦИРКАЧТТТТТМСВВЧЫБЧАСОВЩИКММСАКОРКОНДИТЕРБЬЛОРПОВАРЬТИРПАФРЕЗЕРОВЩИКЮБДЛОРПАФОКУСНИКБЬФЛОРИСТ

5. Конкурс «Верю – не верю» (слайд 15)

Каждая команда по очереди слушает ряд сообщений и должен определить верить в это или нет. За правильный ответ 1 балл

Верите ли вы, что:

  1. Пастила – это шелковая ткань с набивным рисунком (нет)
  2. Канитель – металлическая нить, имитирующая золото или серебро. (да).
  3. Первую фарфоровую тарелку изобрели европейцы в 4 веке (нет, это были китайцы, европейцы изобрели тарелки в 18 веке).
  4. Шапокляк – мужской головной убор? (Да , появилась в 30году 19 века в Париже. Складной цилиндр, имевший специальный механизм внутри, который позволял складывать шляпу).
  5. Ученые разработали ткань из 3-5 слоев, состоящую из металлической фольги, пряжи, пропускающей воздух и волокна, удаляющего пот? (да, это правда)
  6. Американские ученые изобрели жидкий оберточный материал, внешне напоминающий оберточную пленку, с той разницей, что ее можно есть вместе с продуктами (Да, главным компонентом является хитозан, полученный из панциря крабов)
  7. Первый блин всегда комом (нет, только когда сковорода плохо прогрета или плохо смазана маслом).
  8. сырники в Древней Руси готовили из сыра? (нет, сыром в старину называли творог)
  9. Японские ученые изобрели швейную машину, встроенную в мобильный телефон, которая выполняет мелкий ремонт одежды? (нет, это выдумка)
  10. В Великобритании поступила в продажу электрическая одежда, которая спасает от холода (Да, это куртки для туристов, прошитые эластичными нагревательными элементами, поддерживающие внутреннюю температуру до 40 градусов).

6.Конкурс «Своя игра» (слайд 35)

На экране появляется таблица с названием тем и количеством баллов за правильно данный ответ. Каждая команда по очереди выбирает тему и стоимость вопроса. Все подробности комментирует учитель.

 

Головной убор

1

2

3

4

5

Горшочек каши

1

2

3

4

5

Съедобные загадки

1

2

3

4

5

Одежда народов мира

1

2

3

4

5

Вопросы

  1. Летняя широкополая шляпа из соломки или ткани жесткого полотна. Название связано с одной из стран Америки. (Панама)
  2. Мягкий плоский головной убор различной величины, круглой формы, деталь женской и мужской одежды. В 15 веке изготавливался из бархата, позже становится популярным среди представителей искусства, актуален и в наше время. (Берет)
  3. Старинный головной убор из твердого материала, обтянутый золотой тканью, расшитый лентами, жемчугом, аппликацией из парчи и бархата (Кокошник).
  4. Высокая шляпа, в 15 веке составляющая часть мужской одежды. В качестве повседневного предмета одежды был введен англичанами незадолго до французской революции, когда фрак стал повседневной одеждой, а он его дополнением. (Цилиндр).
  5. Головной  убор  казахской  невесты   представляющий высокую ( около 70  см  )  конусовидную  шапку (саукеле)

Горшочек каши

  1. Из чего готовят попкорн (кукуруза)
  2. Самая сильная каша (геркулес)
  3. Из семян какого растения получают пшено? (просо)
  4. Как называется каша из зерен ячменя? (ячневая, перловая).
  5. Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку?    ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» )

Съедобные загадки

  1. Сидит барыня в ложке, свесив ножки (лапша).

      2. В доме еда, а дверь заперта. Какая еда хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой? (яйцо).

  1. Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают? (блин)
  2. В поле родился, На заводе варился, На столе растворился. (Сахар)
  3. Меня одну не едят, А без меня мало едят. В воде родится, воды боится. (Соль) 

         Одежда народов мира:

  1. Традиционная женская одежда Индии (сари).
  2. Национальная японская одежда с расписными или вышитыми рисунками (кимоно).
  3. Элемент русской одежды – платье без рукавов. (сарафан)
  4. Казахская национальная легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимися

книзу полами (Камзол)

  1. Старинная мужская  верхняя одежда – прямой широкий халат с длинными

рукавами . (Шапан).

Физминутка для глаз (слайд 56)
Не поворачивая головы (голова прямо) делать круговые движения глазами по стрелке, вверх, вниз, вправо, влево. (Повторить 4 раза).

7. Конкурс «Крестики-нолики» (слайд 57)

        На экране таблица из 9 клеток. Представителям каждой из команд необходимо ответить на вопросы, которые закодированы в клетках. Команда выбирает номер клетки, читает вопрос. Если ответ верный, ставится свой знак, если неверный – ставится знак соперника. Выигрывает та команда, которая первой выставит три своих знака на одной линии или получит наибольшее число знаков своей команды.

В каждом вопросе по два определения, которые имеют разные значения, но  они совпадают по написанию и произношению (Омонимы).

1. Приспособление для прядения или непоседливый карапуз. (веретено)

2. Девичья краса или сельскохозяйственное орудие  (коса).

3. Теплый легкий ветер или род пастилы или тонкая хлопчатобумажная ткань (зефир).

4. Мягкая ворсистая хлопчатобумажная ткань или побасенка, выдумка (байка)

5. Крупная южноамериканская змея или женский шарф из меха и перьев (боа)

6. Легкий мячик с перьями или деталь одежды в виде оборок (волан).

7. Вид спорта или короткая мужская стрижка (бокс)

8. Шелковая прозрачная ткань или может быть выхлопным в машине (газ)

9. Полное спокойствие на воде или вид вышивки (гладь).

8.Анаграммы

Найди исходные слова:

  1. Качества личности-  ниетерср, овял, пссобоонтси
  2. Профессии – ефмрре, елчтки, рпдоваце
  3. Понятия прикладной экономики – юбждте, ертна, ыронк
  4. Понятия экологии – рпридоа, ибсоефар, азргзиянетил, логкэо

9.Конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ” (слайд 67-68)

10.Задания на эрудицию

Сейчас вам будет предложена  какая- то буква. Ваша задача- назвать профессии,

начинающиеся с этой буквы, то есть показать насколько ,хорошо вы знаете мир профессий.

Каждая команда должна написать  как можно больше профессий на предложенную букву за 1-3

минуту. По прошествии  1-3 минут команды зачитывают профессии.

11.Творческий конкурс

Задание: придумать свой фасон школьной формы будущего. Защитить модель

Подведение итогов игры

- какое впечатление на вас произвела игра?

-какой конкурс, по вашему мнению, был самым интересным?

- какой вопрос больше всего запомнился?

- хотели бы вы в дальнейшем поучаствовать в другой игре?

Оценочный лист интеллектуально-познавательной игры «Умницы»

Название

1 команда

2 команда

Примечания

1. Ребусы

2. Примеры

 3. «Пословицы и поговорки»

  1. Буквенная абракадабра

5. «Верю - не верю»

6.  «Своя игра»

7.«Крестики – нолики»

  1. Анаграммы

9.. “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”

10.Задания на эрудицию

11.Творческий конкурс

п

р

е

л

к

а

ш

а

б

е

к

в

е

т

о

д

и

а

н

ш

л

е

с

р

о

р

а

л

у

е

к

у

г

ь

х

н

е

д

х

л

а

ь

ф

и

р

е

б

е

в

ы

ш

к

р

о

и

с

и

ч

е

м

г

т

в

у

л

к

л

е

к

т

н

а

а

ж

а

о

о

к

к

о

с

к

ш

и

т

л

а

в

о

з

а

а

к

н

а

н


Головной убор

1

2

3

4

5

Горшочек каши

1

2

3

4

5

Съедобные загадки

1

2

3

4

5

Одежда народов мира

1

2

3

4

5

1. Смело, сделал, дело, гуляй.

2. Хвалит, работа, мастера, всякая.

3. Хило, никому, не, когда, мило, дело.

4. Тем, науки, руки, больше, чем, умнее.

5. Небо, жить, без, дела, коптить, только.

6. Безделья, дело, большого, маленькое, лучше.

1.ИРИС + КА – РИСКА + ГОД + ОМ – ДОМ + ЛКА =

 

2. ТРАП – РАП + КАНВА – ВА + Ь =  

3. ЛОТ + ЕЦ – ОТЕЦ + ЕНОТ + Ы – НОТЫ + Н + ТЫ =

4. НОСОРОГ – РОГ + РОКА – СОРОКА + ЖНЕЦ – ЕЦ + И + ЦЫ =  

5. НИКИТА + РКА – АРКА – КИТ + ТКИ =

Физика

Лингвист

Риторика

Модельер

Логика

Акробат

Математика

Адвокат

Русский язык

Штурман

Технология

Следователь

Физическая культура

Атомщик

Психология

Столяр-краснодеревщик

Изобразительное искусство

Финансовый аналитик

География

Археолог

История

Специалист по работе с кадрами

Физика

 

Лингвист

Риторика

Модельер

Логика

Акробат

Математика

Адвокат

Русский язык

Штурман

Технология

Следователь

Физическая культура

Атомщик

Психология

Столяр-краснодеревщик

Изобразительное искусство

Финансовый аналитик

География

Археолог

История

Специалист по работе с кадрами

ПРИМЕРЫ 

АБРАКАДАБРА

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ

СВОЯ ИГРА

КРЕСТИКИ-НОЛИКИ

Анаграммы

В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

ЭРУДИТ

РЕБУСЫ

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

МИНУТКА ТВОРЧЕСТВА


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"

Игра предназначена для  закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...

Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"

Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....

интеллектуально-познавательная игра "Олимпийские игры"

разработка интеллектуальной игры для учащихся 6 класса...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....

Интеллектуально-познавательная игра, посвященная году науки и современных технологий в России: «Наука и труд - дивные всходы дают»

День российской науки отмечается 8 февраля. Этот день был утверждён указом президента России. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук. И сегодня Россия занимает лидирующ...

Интеллектуально-познавательная новогодняя игра

Игра предназначена для создания новогоднего настрония....