Урок по русскому языку на тему «Вводные слова и вводные конструкции» в 8 «В» классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Кузнецова Татьяна Анатольевна
Цель урока:  дать понятие о вводных словах; сформировать умения находить в тексте и определять роль вводных слов;  правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными  словами.
Формирование умений: 
- выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов; 
 - правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях; 
 - развивать культуру речи учеников. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnye_slova.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по русскому языку

на тему «Вводные  слова и вводные конструкции» в 8 «В» классе

                                    Провела: Кузнецова Т.А.        

                                 2017

Цель урока:  дать понятие о вводных словах; сформировать умения находить в тексте и определять роль вводных слов;  правильно ставить знаки препинания в предложениях с вводными  словами.

Формирование умений:

- выражать определённые отношения к высказываемому с помощью вводных слов;

 - правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях;

 - развивать культуру речи учеников.

                               Ход урока:

I

I Вступление. Сообщение темы урока.

- Ребята,  все приготовились к уроку?  Сегодня тема нашего урока «Вводные слова и вводные предложения».

II Фонетическая  и грамматическая  разминка.

Но вначале давайте проведём фонетическую и грамматическую разминку и выполним тест.

                                               Тест.

1. Укажите ошибочное суждение

А.В слове КРАСНОГО буква Г обозначает звук [В]

Б В слове ГОДИТСЯ 7 букви 6 звуков.

В. В слове ЖЁЛТЫЕ все согласные твёрдые.

Г. В слове ЕХАТЬ количество букв и звуков совпадает.

2. Укажите слово с чередующийся гласной.

А. сожаление

Б.красота

В.полоса

Г.зарево

3.В каком слове правописание приставки зависит от её значения.

А. приглушённый

Б. воскликнул

В. разбудить

Г.посмотреть

4. В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованным при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н. пишется НН»?

А. немедленно

Б.деревянный

В.длинные

Г.родственница

III Изучение нового материала.

- Прежде чем перейти к изучению нового материала посмотрите  небольшую сценку и постарайтесь ответить на вопрос:  Что же такое вводные слова и какую роль в предложении они играют?

        1.    Сценка   «Грамматический сон Почемучки»

«Хотите верьте, хотите нет, но однажды мне приснился удивительный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес, и на сцену один за другим выходят... необыкновенные артисты: слова — члены предложения (подлежащее со сказуемым и  определение   с дополнением).

Выстроились чинно, взялись за руки и составили такое предложение: Это представление вам понравится.

Вдруг из-за кулис вынырнуло еще одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него запятыми отгородились. Читаю: Это представление, возможно, вам понравится.

Прочитал, и взяло меня сомнение, что значит — возможно, понравится. Что же это такое? Выходит, что сами артисты совсем не уверены в успехе? Даже предполагают другую возможность — не понравится?

Но тут на сцену выскочило новое слово, растолкало всех, вытеснило слово возможно и заняло его место. Получилось: Это представление, бесспорно, вам понравится.

Извините, друзья, но это мне вовсе не понравилось. Что значит бесспорно"! Ну и самоуверенность у этих артистов!

Однако члены предложения тоже проявили недовольство, нажали с двух сторон на слово бесспорно, и оно быстро исчезло, однако возникло снова и встало в начале предложения. Вышло еще хуже: Бесспорно, это представление вам понравится.

Начался шум и на сцене, и в зале. Слово бесспорно перекочевало в конец предложения, но это никого не успокоило. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы на сцену не вышел сам режиссер. Он строго сказал что-то своенравному слову бесспорно и вывел его из предложения, а вместо него ввел слово вероятно. Теперь предложение зазвучало так: Это представление, вероятно, вам понравится.

Мне такое предложение пришлось по душе: успех представления артистами предполагается, но не считается бесспорным (чувствуется уважение к зрителям). Уселся я в кресле поудобнее, приготовился смотреть... но, к сожалению, проснулся».

2. Сообщение теоретического материала.

-Итак, ребята, кто же из вас догадался, что такое вводные слова и для чего они нужны?

Вводные слова и вводные конструкции – это слова и сочетания слов, выражающие отношение говорящего к содержанию предложения или к способу выражения этого содержания, не являющиеся членами предложения и не связанные с членами предложения грамматически.

Вводные слова:

  • не являются членами предложения
  • грамматически не связаны с членами предложения.

В устной речи они выделяются интонационно, т.е. выделяются паузами,  произносятся с понижением голоса, быстрее по сравнению с остальной часть частью предложения.

 В письменной – пунктуационно: запятыми.

3. Разряды вводных слов.

Вводные слова и вводные сочетания слов делятся на группы по выражаемому им значению:

     1. ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО.

  • К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К РАДОСТИ , К ОГОРЧЕНИЮ, К ДОСАДЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К УЖАСУ, К СТЫДУ, НА СЧАСТЬЕ, НА БЕДУ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО И ДР.
  • Например:
  • К счастью, на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
  • Частые и сильные дожди, к всеобщему сожалению, мешали успешному ходу путешествия.
  • К великой моей досаде, Швабрин объявил, что песня моя нехороша
  • - Придумайте своё предложение, используя вводные слова, выражающие различные чувства.  Но постарайтесь, чтобы вводное слово стояло в конце предложения.

2. Выражают степень достоверности (большая или меньшая степень  уверенности)

  • конечно, несомненно, без всякого сомнения, безусловно, разумеется, бесспорно, действительно, бесспорно.
  •  наверное, возможно, должно быть, по-видимому, пожалуй, в сущности, думаю, очевидно, видимо и т.д.

  • Каждый, конечно, испытал чувство сопричастности к прошлому своей Родины.
  • Мы долго кружили по наполненному птицами заливу и, разумеется, заблудились.
  • Может, вместо зимы на полях это лебеди сели на луг.

   3 . Указывают на источник сообщения.

  • говорят, сообщают, передают, по словам…, по сведениям…, по сообщению…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, на мой взгляд, по слухам т.д.
  • По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшению.
  • По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.
  • Погода в районе их дома была, по мнению Софьи Ивановны, гораздо лучше, чем на всей улице.

4. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения (перечисление, противопоставление, следствие, вывод)

  • во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, кстати, другими словами, одним словом иначе говоря и т.д.

  • В письме матери было послано, во-первых, благословение, во-вторых, поклоны всех и, наконец, известия о домашних делах.
  • Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно. Иван Никифорович, напротив, больше молчит.

5. Слова,обращение к собеседнику (с целью привлечь его внимания, выражение вежливости

  • видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе.
  • извините, простите, пожалуйста, будьте добры,  скажите на милость спасибо, будьте любезны и т.д.

  • Где же это, позвольте, было?
  • А я, видите ли, никогда не служил.
  • Я вам расскажу всю  истину, только, пожалуйста, не выдавайте меня.

IV Закрепление изученного материала.

- А теперь мы проверим. Как же вы усвоили новый материал.

Задание 1. Вставить пропущенные и подходящие по смыслу вводные слова.

(Кажется)… завтра будет хорошая погода.

  Если мы поторопимся, то (возможно)… успеем в театр.

  Путешествие по узкой горной тропе  (к счастью)… закончилось благополучно.

  Туристы долго обсуждали маршрут и (наконец)… выбрали путь к разрушенному замку.

  По пути к клетке павлина мы ожидали увидеть прекрасную птицу, и …(действительно) птица оказалась великолепной.

V. Физкультминутка

-А сейчас немнежко отдохнём.

- Ребята, я вам предлагаю на короткое время вернуться в детство и поиграть в «Хлопушки». Для этого вам нужно будет закрыть глаза и внимательно меня слушать. Я буду называть слова с чередующимися гласными е и и . Как только вы услышите слово с буквой е, хлопаете в ладоши. Только не подглядывайте.

Собирать, блестеть, блистать, пробираться, расстелить, убирать, замереть, застелить,  застилать, удирать, зажигать, сочетать,  расстилать, стереть, запирать, вычитать, соберёт. 

VI.  Запомните!     Не являются вводными следующие слова и сочетания  слов.

  • буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, едва ли, даже, исключительно, именно, как будто, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, тем не менее и т.д.
  • Например:
  • Слышится будто грохотание грома.
  • Все словно изменилось с тех пор.
  •  Пришли как раз к началу спектакля.
  •  Вернемся приблизительно через час.
  • Объем работы оказался примерно вдвое.
  • Поступить нужно было именно так.
  • Он даже не ответил на мое письмо

VII Омонимия вводных слов и членов предложения.

однако

Если стоит в середине или в конце предложения.

Смотри, однако, будь осторожна.

Сколько хлопот, однако.

Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или

связывает однородные члены ( в этих случаях имеет значение противительного союза но).

Мы не надеялись встретиться, однако встретились.

 Однако его поведение меня не обидело.

                                             

                                   наконец

Указывает на связь мыслей, порядок их изложения                   (= и еще), завершает собой перечисление.

Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту

(= и еще можно обратиться…).

Выполняет функцию обстоятельства (= и под конец, напоследок, после всего, в результате всего).

Мы поднимались все выше и наконец достигли вершины.

В этом значении возможна частица –то.

Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались…).

Значит

Если синонимично словам следовательно, стало быть:

Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень.

Если находится между придаточным и главным предложениями:

Если наступит весна, значит,

будет тепло.

Если находится между частями сложного бессоюзного предложения:

Прозвенел звонок, значит, урок кончился.

Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым:

Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем.                                              Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире:

Бороться – значит победить.

VIII Поработайте корректором! Исправьте пунктуационные ошибки

Вероятно это, и была первая любовь. Мне было, я думаю пять лет. Девочка пожалуй была старше но не слишком. Помню сумерки на улице перед оградой, какой-то садик. Вероятно поблизости взрослые, но мы, с ними не общаемся.

Проверьте:

Вероятно, это и была первая любовь. Мне было, я думаю, пять лет. Девочка, пожалуй, была старше, но  не слишком. Помню, сумерки, на улице перед оградой какой-то садик. Вероятно, поблизости взрослые, но мы с ними не общаемся.

IХ Работа по карточкам.

Отца я, можно сказать, помню совсем молодым. Пожалуй, ему нет ещё и тридцати лет, когда я уже знаю, что это мой отец. Передо мной, как вспоминаю я теперь, стоит молодой человек, я вижу, как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили, что я похож на отца. Когда я уже научился понимать, что зеркало отражает именно меня, я, наоборот, увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).

Проверьте:

Отца я, можно сказать, помню совсем молодым. Пожалуй, ему нет ещё и тридцати лет, когда я уже знаю, что это мой отец. Передо мной, как вспоминаю я теперь, стоит молодой человек, я вижу, как молодо поворачивается его плечо. В детстве мне говорили, что я похож на отца. Когда я уже научился понимать, что зеркало отражает именно меня, я, наоборот, увидел сходство с матерью (Ю. Олеша).

Х Проверка знаний и умений учащихся.

Тест.
Укажите номера предложений, в которых правильно расставлены запятые.

. Дождь,(1)кажется,(2) зарядил надолго.

2. Руки мои, (1) к страшной моей досаде, (2) слегка дрожали.

3. Героиней этого романа ,(1)  разумеется, (2) была Маша.

4. Обычно, (1) он часто приходил к нам.

       

1) 1, 2, 3      2) 2, 4      3) 2, 3, 4       4) 1, 2

ХI Итог урока.

Для чего же нужны вводные слова?

  • Какую роль в предложении играют вводные слова?
  • Какую синтаксическую функцию они выполняют?
  • Как вводные слова выделяются на письме?

Вводные слова передают большое количество смыслов и смысловых оттенков, без которых язык не смог бы быть полноценным средством общения между людьми

  • Вводные слова передают большое количество смыслов и смысловых оттенков, без которых язык не смог бы быть полноценным средством общения между людьми.
  • Вводные слова не являются членами предложения.
  • На письме вводные слова выделяются запятыми.

Домашнее задание:  

  • П. 29, упр. №224.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение изученного" 5 класс.

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация. Обобщение" позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить в усвоению материала в 8-9 классах по данному разделу....

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Урок русского языка по теме «Использование односоставных предложений в речи». 8 класс

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технолог...

Урок русского языка по теме "Фонетические процессы и орфографические правила". 10 класс

На уроке большое внимание уделяется углублению и систематизации материала по теме, осознанию учащимися связи фонетики и орфографии, подготовке к ЕГЭ. Экскурсы в историю языка и проблемные вопросы спос...

Методическая разработка системы уроков по русскому языку по теме «Имя прилагательное как часть речи» (10 класс)

Цель моей работы – показать необходимость и возможность усиления практической направленности в преподавании русского языка, вовлечения в процесс преподавания современных телекоммуникационных технологи...

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....