Числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Числительное (повторение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislitelnoe_-_6kl.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тутурская средняя общеобразовательная школа

________________________________________________________________

Урок русского языка     Учитель Брагина Надежда Александровна        Класс 6

Тема : «Ты с ЧИСЛИТЕЛЬНЫМ будь дружен!» (повторение)

Планируемые результаты:

          Предметные: обучающийся систематизирует свои знания об имени числительном

          Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения, оценивать свои достижения на уроке

2. Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником, сравнивать и делать выводы

3. Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

          Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

 

Ход урока

Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним с вами все, что изучили по теме «Имя числительное», повторим склонение числительных, вспомним пословицы и поговорки, а также фразеологизмы с использованием числительных и правилами употребления их в речи. В ходе урока вы будете выполнять различные задания.

Целеполагание. (тему и цели урока формулируют обучающиеся. )

Сформулируйте тему и цель сегодняшнего урока.

Актуализация знаний учащихся

Нет ничего важнее той науки,

Что люди математикой зовут.

Что людям могут дать пустые звуки?

Писать стихи… Но разве это труд?

Нет ничего ужасней чисел скучных,

Каких-то формул, множества нулей.

А слово нужное? Оно ведь лечит душу

И в трудный час нас делает сильней.

- Как вы думаете, о чем говорят эти строки? Нужно ли изучать математику?

- Кто, по-вашему, прав: математик или филолог?

- Что изучает математика? (Математика – умение считать.)

- Что изучает грамматика? (Грамматика – это умение писать и читать.)

Синтаксическая пятиминутка.

В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда.

Прочитайте строки из стихотворения

(карточка у каждого на парте)

Есть у нас 3 сес3цы вы не знаете их?

Как бы мне ухи3ться рассказать о троих?

У одной, что в С3жове,

Над окошком жил с3ж.

С3чь она мастерица – приходи к ней малыш!

У про100го 100рожа не про100рный дом:

Ча100 в нем 100ножка бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка ча100тою ног

И 100личной ваксой чистит 100сапог.

Вме100 двух не про100 вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви не носил никто.

- Почему трудно читать этот текст?

- К какому стилю он принадлежит?

- Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?

- Какая запись числа принята на уроках русского языка

____________________________________________________________________________

Учебное задание

ГРАМОТНАЯ РЕЧЬ. Представьте, что на уроке математики вас попросили прочитать примеры с ответами. Запишите цифры словами.

К 235+145=380

От 125- 50= 70

К 1/2+ 4/5= 1,3

Прочитайте классу данные примеры.

_________________________________________________________________________

- Какая часть речи объединяет математику и грамматику? (Имя числительное.)

- Как отличить имя числительное от других частей речи?(числительные можно

записать двумя способами: цифрой и словом)

Запишите, заменяя цифры словами.

472 гектара, 287 экскурсантов, из 596 страниц, с 728 пассажирами, в 1995 году, в 220 вольт, с 411 тоннами, 16 пар, от 25 городов, до 30 градусов, из 1800 участников, среди 962 учащихся, у 245 студентов.

Учитель. О том, что числительные часто употребляются в образной речи, говорит множество пословиц, поговорок и загадок.

_______________________________________________________________________

Учебное задание

ГДЕ СЛОВА? Из-за отключения электроэнергии произошел сбой в компьютере. Из пословиц исчезли числительные. Восстановите пословицы, запишите их в тетрадь.

1) Заблудиться в… соснах, согнуться в ...погибели, ….за всех и все за …..,

… голова хорошо, а (...)лучше , как в телеге …колесо, от горшка…вершка, не имей … рублей, а имей …. друзей, … сапога пара, знать как свои … пальцев.

… одежек – и все без застежек.

Приведите свои примеры пословиц, в которых употребляются имена числительные. Озвучьте классу результат.

_________________________________________________________________________

Вспомните фразеологизмы, в которых есть числительные и запишите в тетрадь

Одного поля ягода.

Заблудиться в трёх соснах.

Знать, как свои пять пальцев.

Семеро одного не ждут.

Семи пядей во лбу.

Два сапога пара

От горшка два вершка.

Как две капли воды

Наговорить с три короба..

Один на один.

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе.

ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть! 

Продолжаем проверку наших знаний о числительном. Назовите разряды имен числительных.

- Как склоняются целые количественные числительные?

- В чем особенность склонения дробных числительных?

- Какие числительные имеют только два падежа? (сорок, сто, девяносто, полтора, полтораста).

Учитель. От чего зависит написание основы собирательных числительных ОБО - ОБЕ?

(ответы учащихся)

Часто в устной речи допускаются ошибки в употреблении числительных. Речевые ошибки. ( по радио, телевидению, в речи местных жителей) Давайте попробуем найти ошибки в употреблении числительных.

Выберите нужное числительное, данное в скобках и запишите.

Возле учительского стола стояли (две, двое) девочки и (три, трое) мальчиков.

Д..ржать (оба, обе) руками; пр..крепить к (оба, обе) ботинкам; д..ржаться за (оба, обе) конца; прил..жить к (оба, обе) ушам. ( оба , обе ) шестиклассницы были награждены.

Задание: выписать только числительные и определить их разряд.

Один, одинокий, одинаковый, первый, первостепенный, первенство.

Два, дважды, двойка, двойной, удвоить, второй, вторник, второстепенный.

Тройной, три, третий, тройка, утроить.

Четыре, четырехзначный, четверка, четверть, четвероногий, четвертый.

Пятый, пятиминутка, пятёрка, пять.

Учитель. Молодцы.

____________________________________________________________________________

Учебное задание

ИЗ ИСТОРИИ МОСКВЫ. Представьте, что вы работаете диктором на телевидении. Вам необходимо озвучить страничку из истории Москвы. Запишите на  ___________ правильный вариант.

Часы на Спасской башне Кремля заводятся 2 раза в сутки в одно и то же время: в 12 часов дня и 12 часов ночи. Заводятся они обычно подъёмом гирь от (100) ________________ до (200)_________________ килограммов. Циферблаты часов выходят на 4 стороны башни. Высота цифр (72)________________ сантиметра. Длина часовой стрелки (2) ________метра (97)_____________________________ сантиметров, длина минутной –( 3) __________метра (28)____________________________ сантиметров. В древних русских летописях Москва впервые упоминается в (1147)_______________________________________ году, а в (1156)_______________________________________________ году суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил город. Более чем за (850)______________________________________________ лет наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория составляет свыше (900)___________________________ квадратных километров. Около 40% всей её площади занимают (11)______________________ естественных лесных массивов, около (100)_____________ парков и бульваров, более (700)______________________________ скверов.

Обменяйтесь мнениями с соседом по парте. Прочитайте получившийся текст.

Учебное задание (разрезанная таблица)

ПОМОГИ БРАТУ. Представьте , что ваш брат, выполняя домашнюю работу по русскому языку, собирал разрезанную таблицу в единое целое у раскрытого окна. Вдруг подул ветер и всё перемешал. Помогите брату собрать таблицу.

Проверьте себя по ключу.

 

 

Вопрос

Обозначает

По строению

Разряд по значению

Часть речи

Одну вторую дистанции

Сколько?

Часть предмета (количество)

составное

дробное

Числительное
Количественное

Десятая медаль

Какая?
Которая?

Порядок предмета при счете

Простое

целое

Числительное
Порядковое

Пятидесяти спортсменам

Скольким?

Количество предметов

сложное

целое

Числительное
Количественное

Нет ошибок- вы молодцы

1-2 ошибки-будьте внимательны

3-4 ошибки- повторите теоретический материал

Более 4 ошибок-  обязательно повторите теорию и выполните упражнения на допущенные ошибки

____________________________________________________________________________

Рефлексия

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

интересным / неинтересным

не устал / устал

понятен / не понятен

Домашнее задание (дифференцированное)

Выписать примеры с числительными из произведений Жуковского, Пушкина,

Написать сказку о числительном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....