Язык художественной литературы на уроках русского языка
статья по русскому языку (6, 9 класс)

Катаева Елена Леонидовна

Статья рассматривает важность качественного отбора дидактического материала на уроки русского языка, связь уроков русского языка и уроков литературы. Приводятся примеры использования текстов изученных произведений на уроках русского языка в 6, 9 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Катаева Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №323 Невского района Санкт-Петербурга

Язык художественной литературы на уроках русского языка

(о важности отбора дидактического материала)

Язык художественной литературы – это образец, воплощение  литературного языка, его красоты и огромных  богатств. Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Русским словом в совершенстве владели наши великие писатели и поэты. Художественный текст на уроке русского языка  - это средство, позволяющее научить наших детей мыслить не формально, как это иногда происходит при анализе отдельных слов, словосочетаний и предложений, а системно, научить пользоваться средствами языка творчески, развивать языковое чутьё, понимать стиль писателя или поэта.

Конечно, учебники русского языка в различных упражнениях предлагают нам качественный дидактический материал, который подобран в основном из произведений классической русской литературы, русского фольклора. Но каждый учитель подбирает на тот или иной урок  и свой дидактический материал.

Отбор текстового материала и методически правильное его использование на  уроках русского языка имеет очень большое значение.

Учитель, подбирая к конкретному уроку дидактический материал,  должен продумать систему работы с художественным текстом на уроке. Как правило, это анализ текстов с точки зрения стиля и типа речи, темы, идеи, изобразительно-выразительных средств. Также на уроке выполняются различные виды языковых разборов (орфоэпический, фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический) – слова для анализа берутся тоже из художественного текста.

Очень полезно, когда на уроке русского языка ведётся работа с текстами художественных произведений, недавно изученных  (или ещё изучаемых) на уроках литературы.  Ученикам интересно работать со знакомыми произведениями, узнавать героев, вспоминать события, снова говорить о теме и идее произведения, но уже немного под другим углом – анализируя языковые особенности художественного произведения, приметы стиля того или иного писателя, поэта.

Приведём несколько примеров того, как можно использовать тексты из художественной литературы на уроках русского языка.

Урок русского языка в 6 классе. Тема – «Переходные и непереходные глаголы». Весь дидактический материал для данного урока подобран из недавно изученного на уроках литературы произведения – сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Рассмотрим фрагменты урока.

Объяснение нового материала

Наблюдение над предложениями (на слайде  презентации, на карточках или на доске).

– Прочитайте предложения.

Много раз случалось ей на гону поймать зайца. Часто вовсе голодная, она не позволяла себе есть его. Она брала зайца в зубы и тащила домой. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.

–Из какого произведения эти строки? (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»). – О ком эти строки? ( О Травке, собаке Антипыча).

*Можно попутно вспомнить жанр произведения, Антипыча и его жизненную философию, судьбу Травки и т.п.)

– Выпишем подчёркнутые глаголы вместе с теми словами, к которым они относятся; определим, в какой форме стоят зависимые слова и к каким частям речи они относятся (работа на доске и в тетрадях):

Поймать ( кого?) зайца ( сущ. Вин.пад.)

Есть (кого?) его (местоим. Вин.пад.)

Брала (кого?) зайца (сущ. Вин.пад.)

Любил (кого?) его (местоим. Вин.пад.)

– Какую закономерность мы видим?

–Глаголы, которые подчеркнуты в тексте, называются переходными. (Формулировка определения переходных глаголов также появляется на экране или на доске):

Переходные глаголы - это такие глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, местоимениями, числительными в винительном падеже без предлога.

Показ образца применения знаний в сходных условиях

–Как мы будем действовать, если нам нужно определить, переходный или непереходный глагол? (Составление алгоритма).

–А сейчас вместе определим, переходные или непереходные глаголы в следующих предложениях (текст появляется на экране, на карточках  или заранее записан на доске):

        Настя вст..вала д..леко до со…ца, в предрассветный час. С хворостинкой в руке выг..няла она свое любимое стадо и к..тилась обратно в избу. Она растопляла печь, чистила к..ртошку и так хл..потала по хозяйству до ночи.

Учащиеся записывают предложения, вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, объясняют орфограммы, пунктограммы; определяют, переходные или непереходные глаголы в тексте, применяя алгоритм.

 Первичная проверка понимания

Самостоятельная работа (текст появляется на экране, записан на доске или на карточках). Задание: определить, переходные или непереходные глаголы.

        Митраша выучился у отца делать деревя..ую посуду: боч..нки, шайки, лохани.Он бывает на всех с..браниях, ст..рает?ся понять обществе…ые заботы и ,навернре, чт-то см..кает.

*Работая с данными небольшими текстами, ребята вместе с учителем вспоминают героев сказки-были «Кладовая солнца» Настю и Митрашу, добрых и трудолюбивых детей, самостоятельно ведущих большое хозяйство в трудное послевоенное время. Конечно, снова звучит идея произведения: главное в мире – это любовь, доброта ко всему живому на земле.

Ещё один урок русского языка в 6 классе. Тема – «Причастие. Повторение». Текст для обобщения и систематизации знаний по теме «Причастие» подобран из рассказа В.Распутина «Уроки французского».

        Ос..нь стояла тёплая и сухая. Д..жди выпадали ре..ко и казались случайными, ненароком занесё..ыми откуда-то из (не)погодья слабым (по)путным ветерком. (Над) х..лмами курился воздух разнося горьк..ватый дурман..щий зап..х полыни кричали отлетающие птиц...Трава на нашей поляне, пожелте..шая и сморё..ая, всё же осталась ж..вой и мягкой на ней возились проигра..шиеся ребята.

            *Далее, на усмотрение учителя, проводится работа над различными языковыми разборами (на индивидуальных карточках или у доски с последующей проверкой)                                                         

Разборы у доски

Морфемный: выпадали, редко, занесёнными, попутным, разнося, горьковатый, запах, отлетающие, проигравшиеся

Транскрипции слов, указать количество букв и звуков:

Стояла, редко, непогодья, мягкой, осень.

Пунктуационный разбор предложения:

По вечерам я доставал из-под камня шайбу  спрятанную Вадиком  и бросал  пока не темнело.  (Знаки препинания учащийся должен расставить сам).

Полезно иногда предлагать учащимся такое задание: «Истинное или ложное суждение?» (суждения выводятся на экран; все они связаны также с рассказом «Уроки французского»; ученики должны согласиться с суждением или опровергнуть его, а также обосновать своё решение). Примеры таких суждений:

  1. В предложении  Шайба, как намагниченная, летела точно на деньги нет причастий.
  2. Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. В этом предложении слово ПРИЩУРЕННЫЕ – имя прилагательное.
  3. Спохватившись, я догадался немного картошки припрятать в стоящей во дворе заброшенной сараюшке. В этом предложении два причастия.
  4. Из нашего класса на полянку иногда прибегал Тишкин, суетливый, с моргающими глазёнками, любивший на уроке поднимать руку. В этом предложении одно причастие: ЛЮБИВШИЙ
  5. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В данном предложении причастие ПРЕПОДАННЫЕ – действительное, настоящего времени.
  6. Мы прошли по краю продолговатого холма сплошь заросшего крапивой. В этом предложении есть причастный оборот сплошь заросшего крапивой, его нужно обособить
  7. Едва ли осмелился я бы пойти в школу, останься у меня (не)выученным хоть один урок.

НЕ с причастием в этом предложении пишется раздельно.

 Конечно, на уроке повторения и систематизации изученного по теме «Причастие» необходимо выполнить и морфологический разбор причастия, который поможет вспомнить и значение этой части речи, и морфологические признаки, и синтаксическую роль. Например, можно предложить выполнить морфологический разбор причастий по вариантам с последующей взаимопроверкой по образцу: отлетающие (птицы), сморённая (трава).

Домашнее задание на данном уроке также целесообразно связать с рассказом «Уроки французского». Оно может быть по выбору.

  • Найти в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» 5 – 6 предложений с причастиями, выписать, указать суффиксы причастий, одно причастие разобрать морфологически.

Или

  • Сочинить текст на тему «Уроки доброты» по впечатлениям от рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского», используя следующие словосочетания:

приехавший в город учиться, часто тосковавший по дому, был постоянно голоден, была  удивлена и обеспокоена, искренне сочувствующая мальчику.

Одно причастие разобрать морфологически.

*Форму слов в словосочетаниях можно изменять.

9 класс. Уроки русского языка по теме «Сложные предложения с различными видами связи». На уроках по этой теме используется дидактический материал из романа М.Лермонтова «Герой нашего времени». Приведём примеры некоторых заданий.

  • Запишем предложение для синтаксического и пунктуационного  анализа:

Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает: у меня же была лошадь славная, и уж не один кабардинец на нее умильно поглядывал.

*Ребята вспоминают, что предложение из главы «Бэла», повествование в которой ведётся от лица Максима Максимыча. Печорин и Максим Максимыч на свадьбе у черкесского князя, где главный герой впервые увидел Бэлу. Предложение записывается и разбирается вместе с учителем (обозначаем границы предложений с помощью скобок (круглых или квадратных), средства связи (союзы, союзные слова – если есть), грамматические основы, указываем тип придаточных (если они есть)). Определяем, какие типы связи используются в данном предложении. Строим схему.

  • В качестве домашнего задания по данной теме можно предложить такое:

Найдите в романе Лермонтова «Герой нашего времени» три СП с разными видами связи, выпишите и разберите их, как мы это обычно делаем (обозначаем границы предложений с помощью скобок (круглых или квадратных), средства связи, грамматические основы, тип придаточных (если они есть)). Определите, какие типы связи используются в данных предложениях, постройте схемы предложений.

  • На следующих уроках можно предложить поработать с предложениями из романа «Герой нашего времени» самостоятельно по уже отработанному алгоритму (это могут быть индивидуальные задания или задания, выполняемые на доске с последующей проверкой и объяснением)

Надо вам сказать, что Казбич вообразил, будто Азамат с согласия отца украл у него лошадь, по крайней мере, я так полагаю. (*Ученики вспоминают историю похищения Бэлы её братом Азаматом)

А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!..(* Это слова гордой красавицы Бэлы, полюбившей Печорина и трагически погибшей)

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. (*Конечно, работая с этим предложением, обязательно следует обратить внимание на языковые средства выразительности, на красоту звучания лермонтовской прозы, на лиризм восприятия природы автором и героем).

На уроках повторения и обобщения по теме «Сложное предложение» можно комплексно поработать с таким текстом из романа «Герой нашего времени»:

Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но н..когда (не) бывают метки и злы: он н..кого не уб..ёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, (потому) что зан..мался целую жизнь одним собою. Его цель — сделат?ся героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созда…ое для мира, обречё..ое каким(то) тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого(то) он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

(*Конечно, ребята вспоминают, что речь идёт о Грушницком – это размышления Печорина; Грушницкий – позёр, пародия на Печорина, своеобразный его «двойник»)

Далее можно предложить ученикам выполнить следующие задания:

  • Выпишите из данных предложений по 3 словосочетания с разным видом подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Укажите главное слово (крестиком), задайте вопрос к зависимому, определите вид связи.
  • В первом предложении обозначьте границы простых предложений, средства связи, грамматические основы; вид придаточного (если есть); постройте схему, указав вид предложения (ССП, СПП, БСП или СП с разными видами связи; если последнее – укажите виды связи между предложениями).
  • Укажите номер предложения, в котором есть обособленные распространённые согласованные определения.
  • Объясните графически постановку знаков препинания в 5 предложении.
  • Выполните морфемный разбор: занимался, остёр, уверить, наружно, солдатскую.

Подводя итог вышесказанному, хочется ещё раз подчеркнуть значимость дидактического материала на любом уроке русского языка. Можно сказать, грамотно подобранный дидактический материал, представляющий собой тексты из произведений признанных русских писателей и поэтов, - это «козырная карта» учителя, это образец великого русского языка и средство развития творческих способностей наших учеников. Связь языкового материала, изучаемого на уроках русского языка, с художественными произведениями, прочитанными и осмысленными на уроках литературы, помогает обучающимся лучше постигать секреты языка и приобщаться к литературе – искусству слова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

МОУ» ФИЛИМОНОВСКАЯ СОШ» Урок русского языка в 9 классе . Учитель русского языка и литературы : Мешкова В.Н.

Урок - обобщение "Повторение сложноподчиненных предложений по их значению"Цели урока:1. обобщить и систематизировать полученные знания по теме,2. уметь распознавать СПП,3. определять вид при...

"Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы" статья по русскому языку на тему

quot;Эффективные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"статья по русскому языку на тему...