Диктанты
учебно-методический материал по русскому языку

Копылова Надежда Евгеньевна

     Диктанты — наиболее распространенный вид упражнений по орфографии и пунктуации, формирующий орфографическую и пунктуационную зоркость, активизирующий словарь учащихся. С помощью диктантов определяется уровень владения учащимися практическими умениями и навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_diktantov_po_tseli_provedeniya.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Виды диктантов по цели проведения:

- Обучающий диктант ( в ходе самостоятельной записи под диктовку ученик делает пометки (например, подчеркивает написания, в которых он не уверен), а затем проверяет текст, используя справочники и словари русского языка, а также обращаясь за консультацией к учителю. Однако нецелесообразно давать прямые ответы на заданные учеником вопросы, лучше назвать раздел справочника или параграф учебника, где ученик сам сможет найти ответ на заданный вопрос. Диктант «Проверяю себя» способствует выработке и совершенствованию умения самостоятельно находить ответы на свои вопросы, что, несомненно, необходимо каждому человеку, повышается активность учеников, а также внимание (ответ на каждый вопрос дается только один раз).  Для диктанта «Проверь себя» важно выбрать текст, который будет достаточно сложен, но вместе с тем доступен для ученика — в противном случае ученику либо не придется вообще ничего уточнять, либо на проверку текста будет уходить очень много времени, что сделает ее слишком утомительной, отчего интерес к самостоятельному поиску информации, несомненно, существенно снизится и цель использования диктанта «Проверь себя» не будет достигнута.);

- Контрольно-обучающий диктант (диктант «Проверь себя»);

- Контрольный диктант.

Виды диктантов по структуре текстов:

- Словарный диктант (словарные диктанты, в отличие от диктантов по связному тексту, может использоваться для отработки и контроля освоения орфографических правил, т.к. материалом для проведения словарных диктантов являются слова и словосочетания)., в т.ч.

- диктант по вариантам трудностей одной орфограммы;

- диктант на сопоставление нескольких орфографических правил;

- диктант на основе тематической группы слов или лексико-грамматической группы слов;

- диктант по связному тексту. Диктанты по связному тексту можно разделить на три группы:

  • аутентичный фрагмент литературного или публицистического произведения,
  • адаптированный текст (переработка текста, как правило, производится с целью сокращения текста-первоисточника или исключения из него орфограмм и/или пунктограмм, пока не знакомых ученикам),
  • специально составленный текст, максимально насыщенный орфограммами и/или пунктограммами, для отработки/контроля которых он предназначен.

    Текстам какого типа отдать предпочтение?

   Безусловно, выбор каждого учителя или репетитора русского языка субъективен. Отлично, если ученики получают возможность работать с лучшими образцами русского литературного языка — это помогает им увидеть, каким образом находят отражение в языке те правила и нормы, изучению которых мы посвящаем немало времени (например, в ходе повышения грамотности). Вместе с тем нельзя не признать, что при выборе аутентичных материалов бывает очень непросто подобрать текст, который будет соответствовать всем критериям, которые мы предъявляем к будущему диктанту (например, наличие в тексте всех корней с чередованием или всех вариантов обособления определений), поэтому тексты адаптированные и специально составленные для реализации определенной дидактической цели, безусловно, имеют право на существование. Выбор за Вами!

Примеры текстов по теме «Безударные проверяемые гласные в корне» для проведения диктанта в 5 классе.

Аутентичный текст

Ю. К. Олеша. Три толстяка. Отрывок

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки.

Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины.

На каждом мосту располагалась охрана. Солдаты сидели на барабанах, курили трубки, играли в карты и зевали, глядя на звезды. Доктор ехал, смотрел и слушал. Из-за оград увеселительных садов неслись слова песенки. (116 слов)

Адаптированный текст

А. Н. Толстой. Детство Никиты.

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зелёная верхушечка согнулась под потолком.

От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви её оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли вороха цепей и картонки с украшениями. Ёлку убрали, опутали золотой паутиной и вставили свечи в цветные защипочки. Когда всё было готово, матушка сказала: «А теперь, дети, уходите, и до вечера в гостиную не заглядывать». (82 слова)

Составленный текст

Осенняя картинка (окружная контрольная работа)

Сколько цветных корабликов на пруду!

Жёлтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

Ещё большой запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. Раньше других спешат в своё первое и последнее путешествие кленовые листья. Это самые парусистые кораблики. А какие они нарядные!

Небо чистое. Вот показались ласточки, покружились и улетели в далёкие края, где нет зимних вьюг и метелей. Счастливого пути, ласточки! Ярко светит солнце. Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду. (88 слов)

Виды диктантов по характеру записи диктуемого:

- Диктант без изменения диктуемого;

- Диктант с изменением диктуемого, в т.ч.

- Выборочный диктант. В ходе выборочного диктанта (слухового или зрительного) ученику необходимо выписать те слова, словосочетания или предложения, в которых отмечаются определенные языковые явления. Преимущество выборочного диктанта — невозможность «механически» записывать слова и предложения, выборочный диктант обеспечивает осмысленное восприятие и способствует запоминанию описания слов.

- Распределительный диктант. Суть распределительного диктанта в том, чтобы, сопоставляя отдельные слова, словосочетания или предложения, распределить их по заранее определенным группам в соответствии с заданными критериями, признаками.

Распределительный диктант можно провести на материале практически всех разделов русского языка, ниже приведены несколько примеров распределительных диктантов.

Распределительный диктант по теме «Правописание приставок ПРЕ и ПРИ». Задание: распределите слова на две группы – с приставкой ПРЕ и с приставкой ПРИ, приставки обозначьте».

Распределительный диктант по теме «Правописание Ъ и Ь разделительных знаков». Задание: «Выпишите слова с разделительным Ъ в левую колонку, с разделительным Ь — в правую колонку. Графически обозначьте условия выбора орфограмм».

Распределительный диктант по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». Задание: «Разделите страницу пополам вертикально, слева запишите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым, справа — предложения без тире между подлежащим и сказуемым. Условия постановки тире обозначьте графически».

- Восстановленный диктант. Начало работы над восстановленным диктантом — прослушивание текста и его анализ. Затем ученики воспроизводят текст на основе опорных слов, словосочетаний, грамматических основ и т.п.

Восстановленный диктант по теме «Имя прилагательное»

Исходный текст
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой-Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
(А. С. Пушкин. «Полтава»)

Опорный текст
Ночь.
Небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой-Церковью сияет
И гетманов сады
И замок озаряет.

- Диктант с графическим изображением диктуемого. После прослушивания словосочетания или предложения ученики графически обозначают их структуру в виде схемы, условных изображений или цифрами, возможно определенными буквами или знаками обозначать выбор написания для слов.

Основное преимущество диктантов с графическим изображением диктуемого — возможность существенно сэкономить время во время выполнения задания, а также возможность развивать внимание и память.

Например:  Слуховой диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Задание: построить схемы предложений.

Зрительный диктант по теме «Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК».

Задание: обозначьте выбор суффикса ЧИК цифрой 1, выбор суффикса ЩИК цифрой 2; записывайте цифры через запятую.

в т.ч. в виде схемы;

в виде условных изображений;

цифровой диктант.

Виды диктантов по времени объяснения диктуемого:

- Предупредительный диктант.  

    Предупредительный диктант отличается тем, что до записи текста организуется устное объяснение орфограмми/или пунктограмм.

Предупредительный диктант, как правило, проводится в самом начале работы с орфограммой или пунктограммой, именно в этот момент возможности предупредительного диктант очень ценны, т.к. помогают не закрепиться вовремя предупрежденным возможным ошибкам. Также предупредительный диктант может быть полезен при обращении к теме, которая долго не повторялась.

- Комментированный диктант.

   Комментированный диктант предполагает объяснение записываемого теста с орфограммами и/или пунктограммами. Объяснение в ходе комментированного диктанта опережает описание, однако (в отличие от предупредительного диктанта) это опережение на слог, морфему, пунктуационно-смысловой отрезок. Таким образом, в ходе комментированного диктанта возникает ряд сложностей: во-первых, темп письма у разных учеников отличается (когда один ученик комментирует написание приставки, другой уже может дописывать окончание), а во-вторых, всем нам сложно одновременно (синхронно) писать и объяснять написанное, поэтому хорошая по своей задумке форма комментированного диктанта редко реализуется полностью, поэтому на практике учителя отдают предпочтение предупредительному и объяснительному диктанту.

Вместе с тем изредка комментированный диктант можно использовать. Например, при организации повторения или с целью предупреждения ошибок в написании сложных слов комментированный диктант может быть целесообразен.

- Объяснительный диктант.

    Объяснительный диктант — один из популярных методов обучения, обычно используемых учителями и репетиторами русского языка при закреплении и повторении материала.

     Объяснение написанного может проходить после записи каждого слова, словосочетания и предложения или же после записи всего текста объяснительного диктанта.

    Объяснительный диктант универсален: в качестве объяснительного можно использовать словарные и текстовые, слуховые и зрительные диктанты.

    Одним из важных преимуществ объяснительного диктанта является и то, что ученики тренируются графически объяснять условия выбора орфограмм и/или пунктограмм, благодаря чему работа с текстом становится более осознанной.

Виды диктантов по осложненности дополнительным заданием:

- Творческий диктант.

   Творческий диктант предполагает, что в ходе записи в диктуемый текст вносятся изменения. Какие изменения могут предусматривать задания творческого диктанта?

Все задания к творческому диктанту можно разделить на две основных группы — творческие диктанты со вставкой слов (распространение текста по заданию учителя) и творческие диктанты с изменением грамматической формы некоторых слов.

- Диктанты с грамматическим заданием  нередко предлагаются в качестве контрольных..

Виды диктантов по степени изменения текста:

- Творческий диктант;

- Свободный диктант.

 Свободный диктант — отличное средство развития речи, позволяющее проверить умение правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.

  При проведении свободного диктанта текст диктуется по частям (абзацам), а ученики свободно воспроизводят услышанное.

  Свободный диктант также способствует выработке навыка запоминания диктуемого; при его проведении воспитывается внимательность, сообразительность, развивается логическая память.

  Хотя свободный диктант имеет наименьшую эффективность при отработке навыков грамотного письма, т.к. свободный диктант дает ученикам возможность заменить трудные с точки зрения орфографии и/или пунктуации написания более легкими. Чтобы свободный диктант помог в совершенствовании правописных умений, учитель может дать задание обязательно использовать слова с определенной орфограммой или же указанные синтаксические конструкции.

 - Диктант с продолжением.

   Диктант с продолжением предполагает самостоятельную работу учащихся в направлении, указанном учителем. Диктант с продолжением можно использовать для проверки как правописных, так и речевых навыков учащихся (определять основную мысль текста, логически выстраивать высказывание, умение делать вывод и др.).

Диктант с продолжением по теме «Прямая речь. Цитирование».

Продолжите рассуждение и выскажите свое мнение, используя предложения с прямой речью, цитаты.

Мечта и дело.

Есть два рода мечтателей.

Одни мечтают о больших делах, о славных подвигах, о смелых открытиях. Мечтают и рассуждают так: «Ну, пока мы еще малы, не можем штурмовать льды и открывать новые законы природы. А вот когда подрастем, тогда откроем, построим, победим!»

У других мечты не менее дерзкие. Но рассуждают они иначе: «Зачем ждать, пока мы подрастем? Разве сейчас для нас не найдется настоящих дел?! Не хотим сидеть сложа руки!» (68 слов) (Ю. Я. Яковлев)

Виды диктантов по восприятию текста:

- Слуховой диктант;

- Зрительный диктант передается ученика любым доступным для восприятия способом (записью на доске, с использованием книги и др.). Зрительный диктант целесообразно использовать, если восприятие текста на слух затруднено. Нередко для зрительного диктанта предлагаются стихотворные тексты, что дает возможность лучше понять структуру стиха. Зрительный диктант в отдельных случаях может перед началом работы прочитываться учителем.

Зрительный диктант по теме «Обособление дополнений»

Запишите предложения, включая в них данные в скобках конструкции. Объясните пунктуацию в записанных предложениях графически.

1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств (…кроме лесов лугов и прозрачного воздуха…). (По К. Г. Паустовскому.) 2) Бабушка подарила мне несколько книг (… сверх всякого ожидания…). (По С. Т. Аксакову.) 3) Все оперативные документы уничтожались (… исключая журналы боевых действий…). (По А. А. Первенцеву.) 4) Когда наступили трудные годы гражданской войны Лизе пришлось искать службу (… наряду со всеми…). (По К. А. Федину.) 5) Весь май шли беспрерывные дожди (… за исключением нескольких ясных и солнечных дней…). (По М. А. Шолохову.) 6) Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов взобрался на холм и увидел совершенно другие мне неизвестные места… (…вместо знакомой равнины с дубовым лесом направо и низенькой белой церковью в отдалении…) (По И. С. Тургеневу.) 7) Отряд по обыкновению распался на группки (… за исключением трёх-четырёх человек «бездомных»…). (По А. А. Фадееву.) 8) Отсюда и любовь Толстого к народному творчеству, к фольклору, и его громадная, недавно начатая работа по собиранию воедино всего фольклора — работа, имеющая и чисто научное значение (… помимо всего…). (По К. Г. Паустовскому.) 9) Он медленно обходил все гавани и все причалы — неимоверно худой и торжественный, как Дон Кихот, опираясь на толстую палку (…вместо рыцарского копья …). (По К. Г. Паустовскому.) 10) Вырубка и родничок заросли лещиной. Всё кругом стало полуживое (… исключая Пустошей, таинственно синевших впереди…). (По Л. М. Леонову.)

- Диктант по памяти (по выученному наизусть тексту) Диктант по памяти предполагает предварительную подготовку и запоминание текста. Разумеется, при поведении диктанта по памяти для нас важно не умение выучить и воспроизвести текст само по себе, целесообразно выбрать текст, например, содержащий изучаемую орфограмму или пунктограмму..

   Какому виду диктантов отдать предпочтение? Ответ очевиден: только используя диктанты разных видов (ведь каждый вид диктанта имеет свои преимущества и способствует формированию определенных навыков), можно достичь максимального результата в изучении русского языка и повышении грамотности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный диктант "Ты мне, я тебе" и выборочный словарный диктант "Угадай-ка"

Описание.Учитель называет слово с орфограммой, ученик в ответ произносит проверочное к нему....

Аудио-диктанты (сборник И.П.Никитина. Музыкальные диктанты 4-7 классы).

Музыкальный диктант – это самое сложное и полезное упражнение для развития слуха. Чтобы научиться писать диктанты, их надо просто много писать! Это задание выполняется как на уроках сольфеджио, ...

Приказ № 199 от 27.09.2017г. об организации и проведении "Географический диктант" и "Экономический диктант"

Этот документ подтверждает то, что м сентябре 2017 года на платформе Овгортской школы-интернат мной был проведен всероссийский экономический диктант...

2019/2020 Диктант Входной и диктант за 1 четверть для 6 класса

Входной контроль и итоговый контроль за 1 четверть для 6 класса...

ТЕКСТ ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА 2021 ГЛУХОВСКИЙ ГОТОВЫЙ (НЕ 100%!) ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 2021 ТЕКСТ

ТЕКСТ ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА 2021 ГЛУХОВСКИЙ ГОТОВЫЙ (НЕ 100%!)ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 2021 ТЕКСТКогда говорят бабушка, как-то сразу представляется абстрактная милая старушка, личико морщинистое и румяное, как...