Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию
консультация по русскому языку (9 класс)

Махонина Зоя Ивановна

Приёмы на уроках русского языка в 9 классе для успешной подготовки к сдаче устного собеседования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию

Первоначальная функция речи – коммуникация.

 Речь есть, прежде всего, средство социального

общения, средство высказывания и понимания.

Л.С. Выготский

Устное собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Модель собеседования включает следующие типы заданий:

  1. чтение текста вслух;
  2. пересказ текста с включением цитаты;
  3. монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
  4. диалог с экзаменатором собеседником.

Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы. Эпиграфом к нашим занятиям (часто элективам) являются слова поэта Сабира Абдуллы.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре-

Выучи русский язык!

Итак, 1-е задание- «чтение текста вслух» направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи.

На этом этапе применяем пошаговые действия:

Шаг 1-ый: Ученик читает текст шёпотом, четко проговаривая слова, стараясь понять общий смысл на уровне темы (о ком? о чём? говорится). Обычно тема предъявляется не позднее 2-го предложения текста.

Чтобы ученик лучше понял и начал запоминать текст , делаем письменные разметки текста (партитурными знаками). На экзамене ученику необходимо успеть разглядеть знаки препинания, чтобы интонировать текст в соответствии с ними.

Шаг 2: Ученик во время предварительного прочтения текста находит имена числительные, написанные цифрами (при произношении их очень часты ошибки). поэтому повторяем правила склонения  числительных:

а) сигнальные карточки на доске:     -ь;    и   –ь-  ;

Закрепляем знания, часто используя карточки-вырезки из газет, журналов (вот например, из журнала «Мир книг») Задание: прорекламировать книги с пониженными ценами, составив предложения, чтобы числительные употреблялись , например, в родительном и творительном падежах.

Показываю карточку:

«Вместо 499 рублей (Р. П.) книга стоит 259 руб. Вы будете довольны 259 рублями (Т.П.) вместо 499 рублей».

Часто в текстах (обычно научно-публицистического стиля- о выдающихся людях России -встречаются трудные для чтения слова (длинные и непонятные). Здесь важную роль играют

б) орфографические разминки, грамматические пятиминутки. Я раздаю по группам одну на стол (на двоих) написанные скороговорки: ребята по одному читают 3 раза (медленно, быстрей, очень быстро). Учимся правильной артикуляции, вспоминая пословицы о языке: «Лучше споткнуться ногами, чем языком». Таким приемом пользуются артисты, дикторы, ораторы… Хорошо эти упражнения выполнять перед зеркалом.

в) ударение. Чтобы речь была грамотной, нужно еще и правильно ставить ударение. В некоторых словах это вызывает затруднения; для этого необходимо чаще смотреть в словарь. Помогают также различные рифмованные «запоминалки». Мы их оформили в буклетики:  раздаю учащимся на уроках (подобные имеют они  дома). Слайд…

Ведь, действительно, « непросто ударенья  заучить! Стихи задачу могут облегчить!»

Используются и другие занимательные приемы:  орфоэпические разминки, конкурсы дикторов, видеоуроки, например , сказка «Целебное снадобье», насыщенная «проблемными» словами: Кто прочтёт правильнее?

Целебное снадобье

Баба Яга, взглянув в зеркало и убедившись, что она красивее всех, решила занять свой досуг приготовлением целебного снадобья от коклюша. Заглянув в каталог, она взяла с полки бутылку настойки ирисов, откупорила её и отлила в кастрюлю, затем достала сушёный щавель, свёклу и жареный арахис, положила все ингредиенты  в кастрюлю и долила воды доверху. Затем принялась варить смесь на огне, непрерывно помешивая.

«Надеюсь, это снадобье облегчит страдания бедного Горыныча, и мы не будем читать некролог на его похоронах», - подумала старушка и занялась приготовлением тортов к празднику Хэллоуин.

Избалованный змей Горыныч ждал, когда Яга ему позвонит, но она не соблаговолила это сделать, поэтому он хотел осведомиться, не готово ли снадобье. Весь день он питался тортами, творогом и сливовым сиропом, хотя у него был договор с врачом соблюдать диету. Чтобы отвлечься от еды, он убрал торты в кухонный стол и увлекся чтением ходатайства одного столяра. Столяр уведомил Горыныча о принятии строгих мер в случае, если змей не оставит в покое все кварталы и не перестанет мешать самолётам спокойно летать в аэропорты. Наконец, прибыл нанятый Ягой медицинский эксперт и принёс снадобье.

г) чтобы нацелить ребят на правильную, грамотную речь, иногда прослушиваем аудиозаписи с экзаменов прошлых лет ( конечно, пропуская фамилии). Учащиеся сами становятся рецензентами, указывают недостатки в речи своих сверстников и отмечают хорошую, правильную речь (со стороны ведь слышнее). Оцениваем и пересказы ребят.

Второе задание -«пересказ текста с включением приведённого высказывания». При подготовке этого задания отрабатываются следующие пошаговые действия ученика на экзамене:

Шаг 1.  Читая текст еще раз, ищем место и способ включения предложенной цитаты в пересказ.

Шаг 2.  Фиксируем на бумаге логическую схему глаголами для связности пересказа. Применение этой схемы позволяет в пересказе сохранить все микротемы текста и гарантирует выполнение всех одиночных критериев. Такой работе нужно обучать систематически от занятия к занятию.

Чтобы развивать память, иногда проводим игру «Я расскажу, ты передай»:

Приглашаются 4-5 учащихся. Прошу их выйти за дверь, а потом заходить по одному. Первому читаю текст, приглашаю зайти второго. Ему пересказывает текст первый ученик. Затем приглашается третий, второй ему пересказывает, и т.д. (типа детской игры в «сломанный телефон»). Это задание выполняется всегда с интересом.

Третье задание: Монологическое высказывание. Учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описание, повествование или рассуждение), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Для успешного выполнения задания № 3 работу начинаем с того, что приучаем учащихся твёрдо знать характеристики каждого типа речи: описание, повествование, рассуждение. Текст каждого типа и понимается и строится по-разному.

Шаг 1. –знакомимся с темой высказывания;

-внимательно читаем подсказки;

-осмысливаем их;

-выделяем ключевые слова для составления высказывания.

Шаг 2. –определяем основную мысль;

- выясняем, о каких свойствах, явлениях должна идти речь в высказывании.

Шаг 3: -строим план высказывания.

Шаг 4: -составляем высказывание;

-не забываем о логических переходах от предложения к предложению.

Шаг 5: дополняем свой ответ примерами из собственного опыта.

Четвертое задание. Диалог с экзаменатором- собеседником.

В данном задании ученику предстоит выполнить коммуникативную задачу- дать полные( не односложные) ответы на три проблемных вопроса. Для этого необходимо:

  1. Прослушать вопрос, выделить в нём ключевые слова.
  2. Ответ на последний вопрос уже содержит часть ответа на него.
  3. Употреблять в ответе вводные слова, не быть категоричным.
  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, т.к. именно здесь можно привлечь свой жизненный опыт, дать советы и рекомендации.

Выводом, ответом на вопрос «Как же нужно относиться к новому устному экзамену («говорению»), к нашему языку?» может служить стихотворение Вадима Шефнера :

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой , не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Дачи, джинсы, слайды, платья…

Ценам, цифрам нет конца,-

Отвлечённые понятья

Улетучиваются.

Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо-

Не скудела в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения при подготовке к ЕГЭ по информатике и ИКТ

В рамках перехода к ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос выбора методов обучения. В современной школе все чаще предпочтение отдаётся активным методам обучения. Но как возможно их исполь...

Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»

Тема игры: «Знатоки права».Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения:  игра по станциям с использованием карточек-заданий.6-7 класс. 6 учащихся по 2 ...

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

—Устная речь – форма речи, состоящая из— умения понимать звучащую речь (аудирование) ;—умение производить речь в звуковой форме (говорение)...

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения.

Активные приемы и методы обучения. Понятие и классификация активных методов обучения. Слайд 2  Жан- Жак Ж.-Ж. Руссо философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения(1712—1778) отмечал, ...