УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ. ОКЕАН ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
план-конспект урока по русскому языку

Валентина Николаевна Соколкова

Сопоставление трёх основных правил русской орфографии: написание безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок русского языка98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №8

г. Лыткарино Московской области

Урок-путешествие

Океан Орфографических Знаний

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов        

высшей квалификационной категории

Соколкова В.Н.

2018 – 2019 уч.год

Урок-путешествие. Океан Орфографических Знаний.

Цель: сопоставление трёх основных правил русской орфографии: написание безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.

1. Постановка цели и задач урока.

Сегодня сопоставим три основных правила русской орфографии: безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные в корнях слов, отправившись в путешествие по островам Океана Орфографических Знаний.

- Давайте вспомним, что такое орфограмма?

  • орфография (пишу правильно)
  • орфограмма - написание, требующее проверки
  • орфографическая задача

Совершим наше путешествие на …

Бежит, а не человек,
Везёт, а не конь.
 ... (корабль)

Во время нашего путешествия мы встретимся с законами орфографии и постараемся доказать знание этих законов с помощью решения орфографических задач. Да-да. И на уроках русского языка тоже можно решать задачи, отвечая на вопросы: ЧТО, ГДЕ, КАК, ЧЕМ?

2. Лексико-орфографическая работа.

Всю работу мы будем выполнять на своеобразных листах путешествия: запишите дату. Итак, в путь!

Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в т.ч. и овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуем отгадать?

( По мере отгадывания загадок дети записывают в тетрадь название каждого овоща. На доске появляются изображения, (1 ученик пишет у доски).

Итальянцы назвали этот овощ “золотым яблоком (помидор)

  1. Название овоща произошло от латинского слова “капут”, что значит голова (капуста)
  2. Огородное растение с крупными семенами-горошинами (горох)
  3. Этот плод едят неспелым, что в переводе даёт слово “агурос” (огурец)
  4. Этот овощ завезён из Южной Америки. Его клубни похожи на гриб трюфель (картофель)
  5. Про этот овощ сложена загадка: красна девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)

Вывод: ЧТО проверяли? ГДЕ проверяли? КАК проверяли? ЧЕМ проверяли?

В русском языке есть слова, написание которых надо запомнить.

3. Остров “Безударных гласных”.

Мы в Океане Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Жителей этого острова захватили злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Почему, кто догадался?

Королева Ударение: Безударные гласные в корне слова надо проверять, для этого надо подобрать такое проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение. Например, пос_лился – селится – е – поселился.

Редактирование текста. (На доске остров, его королева, сочетания слов, в которых безударные гласные закрыты медузами. Работа проводится индивидуально, в группах, фронтально. Дети освобождают от медуз буквы, объясняют орфограмму, записывают, часть детей работают (на компьютере) с тестом «Проверь себя»), смотри «Лист путешествия» (задания 1, 2).

К_менистое дно

К_лючий ёрш

М_л_дая чайка

п_тнистый осьминог

п_л_сатый краб

к_товая акула

ск_листый берег

с_лёные брызги

м_рской к_нёк

З_л_неют водоросли

в_лнуется море

уд_вительная рыба

пос_лился рак

вьются рыбы-прил_палы

вд_леке от острова

Проверка («цепочкой» называют проверочное слово и букву)

Вывод: какие гласные чаще всего попадают в опасные места? ЧТО проверяли? ГДЕ проверяли? КАК проверяли? ЧЕМ проверяли?

Физминутка

БЫСТРО все ребята встали

Руки БЫСТРО вверх подняли.

БЫСТРО хлопнули 5 раз.

А теперь морганье глаз:

БЫСТРО-БЫСТРО поморгали

И… ногами постучали.

БЫСТРО влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс…

Все, как чайки, полетели

И за парты тихо сели!

4. Остров “Парных согласных”.

Плавание продолжается. На нашем пути новый остров. Здесь ещё утро, некоторые из звуков не проснулись. Произнесите согласные по глухости-звонкости и “спящие” проснутся. (Дети произносят)

Правит островом господин  Гласный, почему?

Господин Гласный:  парные согласные в корне слова надо проверять, для этого надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласная Н. Например, осьмино_ - осьминоги – г – осьминог.

Выборочный диктант   (1 ученик пишет у доски). 

Ле_ко, как тень, ры_ки скользят у самого дна. Рыщет по дну селё_ка, друзей ищет. Выле_ из-под камня кра_. Уплыл из своего домика ёр_, уползла его сосе_ка-ули_ка.

Выборочный диктант. 
Легко, рыбки, селёдка, вылез, краб, ёрш, соседка-улитка.

Проверка.

Вывод: ЧТО? ГДЕ? КАК? ЧЕМ проверяли?

5. Остров “Непроизносимых согласных”.

Смотрите, ещё один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, то один из согласных теряется, как будто бы его и не было. Догадались, что это за остров? Этот остров ничей. Как вы думаете, кто бы мог на нём господствовать:  королева Ударение  или господин  Гласный?  Почему?

Письмо по памяти  (1 ученик пишет у доски).

Дуют ветры ярос?ные,
Гонят лодки парус?ные.

Проверка. (Т)

- Укажите части речи (сверху).

Проверка (1 ученик комментирует).

Вывод. Господин Гласный: непроизносимые согласные Л, Д, Т, В  в корне слова надо проверять, для этого надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или согласный слышался чётко.

Физминутка-игра

Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три…
Морская фигура – ЗАМРИ!

6. Остров Пиратов.

Наш корабль приближается ещё к одному острову. Он называется Безграмотляндия. Нас встречают пираты! Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Они предлагают написать текст под диктовку. Тех, кто напишет с ошибками, пираты оставят на острове. Докажем, что мы грамотно пишем и знаем законы орфографии.

Под диктовку (1 ученик пишет у доски).

М_рские жители – извес_ные х_трецы. Они всегда ло_ко прячутся от св_их вр_гов.

Проверка (1 ученик комментирует)

- Подчеркните главные члены 2-го предложения (1 ученик комментирует).

- Придумайте и запишите своё предложение.  Проверка:  заслушать ответы детей.

7. Подведение итога.

Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы задают нам вопрос.

- Какие три правила русского языка учат правильно писать буквы?

- Что общего в них? (Правописание корня.)

8. Домашнее задание.

Можно ещё больше узнать о морских животных из книг. Прочитайте их. Найдите слова с морской лексикой и запишите их, выделив орфограммы на изученные правила.  «Лист путешествия» (задание 3)

9. Рефлексия.   Покажите цветом сигнальной карточки:

Если всё на уроке было понятно, легко, комфортно в команде - зелёный кружок.

Если в чём-то были затруднения - жёлтый кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Путешествие в мир знаний"

Урок для 7 класса по информатике (обобщение материала)...

Методическая разработка урока "Путешествие в страну знаний". 2 класс.

Данный урок разработан к УМК М. З. Биболетовой, 2 класс.На базе новой лексики учащиеся совершенствуют навыки монологической речи при описании сказочных персонажей, учатся читать букву Аа в закрытом сл...

Урок « Путешествие по океану МиФ (океану математики и фантазии).Признаки делимости чисел на 2, на5, на10, на 3, на 9, на 7.

Формировать умения и навыки использования признаков делимости чисел на 2, на 5, на 10, на 3, на 9 при решении примеров и задач. Сформулировать признак делимости на 7. Совершенствовать вычис...

урок "Путешествие в страну знаний"

Обобщающий урок по теме еда....

Презентация к уроку "Путешествие в страну Знаний"

Презентация к уроку "Путешествие в страну Знаний". Материал по учебнику Биболетовой М.З. 5 класс....

Урок- путешествие по океану информатики

Урок- обобщение в 6 классе Цели:повторить кодирование графической и текстовой информации, виды понятий, закономерности, правила техники безопасности; правила работы в графическом редакторе Paint;разви...

Урок – путешествие к острову Знаний. Первый урок алгебры в 8 классе (класс ОВЗ)

Первый урок алгебры в 8 классе ОВЗ. Первая встреча с ребятами после каникул. Вспомнить  забытый материал поможет урок- игра. Идею урока взяла в пособии Математика.5 класс. Поурочные планы (по уче...