Урок "Путешествие в мир знаний"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) по теме

Комлева Татьяна Николаевна

Урок для 7 класса по информатике (обобщение материала

)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_seminar.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Урок – путешествие в мир знаний»

7 класс

Для семинара

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Устройства компьютера», «История развития вычислительной техники», «Двоичная система счисления» с использованием нестандартных заданий.

Задачи урока:    

  1. образовательные: 
  1. актуализация знаний;
  2. дифференциация материала, изученного по темам;
  3. стимулирование интереса к изучаемой теме;
  1. развивающие:
  1. развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;
  2. развитие навыков индивидуальной практической деятельности и умения работать в команде;
  3. развитие коммуникационной компетентности у учащихся;
  4. развитие мышления учащихся при решении логических задач;
  1. воспитательные:
  1. повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  2. формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  3. воспитание духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, чувства коллективизма;
  4. формирование навыков самоорганизации и инициативы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы и методы обучения: словесный, наглядный, практический - индивидуальная работа, работа в команде, работа на компьютере.

Общее время: 40 минут.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Основные элементы урока:

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Актуализация знаний. Разбор заданий по теме, осмысление и применение  ранее изученного.
  3. Формирование знаний, умений и навыков (заготовки на экране)
  4. Зарядка для глаз
  5. Применение полученных ЗУН: практическая работа учащихся на компьютере (практические задания)
  6. Анализ результатов
  7. Оценка ЗУН

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Актуализация знаний.

Осмысление и применение ранее изученного.

Домашним заданием было повторить весь материал первого триместра.

Делимся на две команды.

3. Формирование знаний, умений и навыков (заготовки на экране).

Первый гейм – анаграммы (4 балла)

Составьте слово и дайте определение ЛАЙФ (Файл – единица хранения информации на диске, имеющая имя)

НИМОТОР (Устройство вывода информации)

ТАКСИЕД (Внешняя память, гибкий магнитный диск)

ПЬЮРОМТЕК (Универсальное устройство для хранения, преобразования и передачи информации)

Второй гейм – история развития ЭВМ, основные понятия (11 баллов)

  1. В каком году появилась первая ЭВМ? (1946 году собрали Д. Эккерт, Д. Мочли)
  2. Время появления первой ЭВМ в нашей стране? (1951году)
  3. Кто является основоположником отечественной вычислительной техники? (В.А. Лебедев).
  4. Вычислительное устройство у греков и римлян похожее на счеты? (Абак)
  5. Первоначальный смысл английского слова «компьютер»? (Вычислитель)
  6. Что изучает Информатика? (Свойства информации, способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств).
  7. Минимальной единицей памяти является? (бит)
  8. Для чего используется ОЗУ? (ОЗУ обладает высоким быстродействием и используется процессором для кратковременного хранения информации во время работы компьютера).
  9. Для чего используется внешняя память? (Накопители на гибких  и жестких магнитных дисках служат для постоянного хранения информации. При выключении источника питания информация на гибких и жестких дисках сохраняется).

Третий гейм – выбирай-ка (4 балла)

1. Укажите верное (ые) высказывание (я):

а) устройство ввода - предназначено для обработки вводимых данных;

6) устройство ввода - предназначено для передачи информации от человека машине;

в) устройство ввода - предназначено для реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи ин формации;

2. Укажите верное (ые) высказывание (я):

а) устройство вывода - предназначено для программного управления работой вычислительной машины;

б) устройство вывода - предназначено для обучения, для игры, для расчетов и для накопления информации;

в) устройство вывода - предназначено для передачи информации от машины человеку.

3. Укажите верное (ые) высказывание (я):

а) компьютер - это техническое средство для преобразования информации;

б) компьютер - предназначен для хранения информации и команд;

в) компьютер - универсальное средство для обработки информации;

4. Укажите наиболее полный ответ. Каталог — это:

а) каталог - это специальное место на диске, в котором хранятся имена файлов сведения о размере файлов времени их последнего обновления, атрибуты файлов;

б) каталог - это специальное место на диске, в котором хранятся программы, предназначенные для диалога с пользователем ЭВМ, управления аппаратурой и ресурсами системы;

в) каталог - это специальное место на диске, в котором хранится список программ составленных пользователем.

Четвёртый гейм – отдельные разделы информатики (5 баллов)

Программы:

  1. Прикладные  программы - это? (Пользовательские программы).
  2. Системные программы – это? (Эксплуатация и техническое обслуживание ЭВМ – ОС, оболочки, утилиты, антивирусные программы)
  3. Драйверы – это? (Системные программы, обеспечивают обращение к внешним устройствам).

Информатика и геометрия: Участок жесткого магнитного диска? (Сектор)

Какая кодировка используется для представления информации в компьютере? (Позиционная система счисления – двоичная).

Пятый гейм - понятия системы счисления, позиционной и непозиционной системы счисления.

Устно: (3 балла) Определение. № 1:

Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).

Количество цифр, используемых в системе счисления для записи чисел, называется ее основанием.

Существуют позиционные и непозиционные системы счисления.

Определение. № 2:

Непозиционной системой счисления называется система, в которой вес цифры (т.е. тот вклад, который она вносит в значение числа) не зависит от ее позиции в записи числа.

Пример: Римская система счисления.

XXXII (32)

Вес каждой цифры X в любой позиции равен 10.

Определение. № 3:

Позиционной системой счисления называется система, в которой вес каждой цифры измеряется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число.

В числе 145 вторая цифра – 4 означает число десятков, в числе 4297 цифра 4 означает число тысяч.

Поскольку за основание системы счисления можно принять любое натуральное число, то существует бесчисленное множество позиционных систем счисления.

Система счисления по основанию 2 называется двоичной, 3 – троичной, 4 – четверичной и т.д.

В двоичной системе счисления используются цифры 0,1; в троичной – 0,1,2; в четверичной – 0,1,2,3 и т.д.

Запись чисел в любой из позиционных систем счисления с основанием q означает сокращенную запись выражения:

an-1 • qn-1 + an-2 • qn-2 + … + a1 • q1 + a0 • q0

где q – основание системы счисления

ai – цифры из системы счисления

n – число разрядов (целых).

“Художники” эстафета (5 баллов).

Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.

Двоичное кодирование

Цвет

Десятичное кодирование

100

ЗЕЛЕНЫЙ

4

101

ГОЛУБОЙ

5

110

КРАСНЫЙ

6

111

ЖЕЛТЫЙ

7

1000

КОРИЧНЕВЫЙ

8

1001

ЧЕРНЫЙ

9

Задача (5 баллов)

Пете 1101 (13) лет, его брат Коля на 111 (3) лет младше Пети, а их сестра старше Коли на 1001 (9) лет. Сколько лет сестре? (19).

Зарядка для глаз (1 мин) Учитель: постарались вы на славу, предлагаю отдохнуть. Выполним зарядку для рук. Будем показывать числа, которые мы только что перевели в двоичную систему счисления.

Если 0- загибаем палец, если 1 – оттопыриваем. Учитель сначала последовательно, затем в разбивку говорит числа в десятичной системе счисления, а учащиеся показывают их в двоичной системе на пальцах, и наоборот. Данное упражнение вносит эмоциональный характер, но требует внимания от учащихся.

Мотивация рассмотрения двоичной системы счисления.

Люди предпочитают десятичную систему счисления вероятно потому, что с древних времен они считали по пальцам, а пальцев у людей по 10 на руках и ногах.

Десятичная система счисления пришла к нам из Индии.

Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

В ЭВМ используют двоичную систему, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими системами:

Шуточное задание

Задание (5 баллов). Загадка поэта.  

Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.

Ей было тысяча сто лет,
Она в
сто первый класс ходила,
В портфеле по
сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
десятью ушами,
И
десять загорелых рук
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
стоногий.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:

Ей было 12 лет,
Она в
5  класс ходила,
В портфеле по
четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими
двумя ушами,
И
две загорелые руки
Портфель  и поводок держали.

Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато
четырехногий.

И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

 Задание . Русская поговорка.  

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

(Ответ: ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ)

Задание. Рождение цветка. (Задание оценивается 5-ю баллами.)

Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

(Ответ:  145 дней) 

Заключение. 

Рефлексия:
—  Какое задание было самым интересным?
—  Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным?
— С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
— Какие задания вы считаете самыми интересными, и какие задания можете предложить по данной теме?
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по темам.

Подведение итогов:

Подсчет баллов, диаграмма результатов.



 

Комментарии

Комлева Татьяна Николаевна

Урок-конкурс учит работать в группах,урок закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «Устройства компьютера», «История развития вычислительной техники», «Двоичная система счисления»,этот урок с использованием нестандартных заданий.