Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка по теме "Словообразование имён существительных" 6 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_6_klass.docx223.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Словообразование имён существительных» 6 класс

Урок разработала: учитель русского языка и литературы

Тихонова Дария Святославовна

ГБОУ СОШ школы №542 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Технология: проблемно-диалогический урок.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2016г.) под редакцией Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой.

УМК: 1) Русский язык. Москва «Просвещение»

Цель урока:.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

            - дать понятие нового способа образования имени существительного;

-закрепить знания о способах образования имён существительных;

 - учить аргументировать свою точку зрения;

- развить умение формулировать определение понятий;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и умения.

  1. Развивающие:

-содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,

                 - развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

              - умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

  1. Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

             - умение работать в паре; самостоятельность, трудолюбие;

-  создать благожелательную творческую атмосферу

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Используемые стратегии: дерево ассоциаций, инсерт (маркированное чтение), совместный поиск, кластер, верите ли вы (верные и неверные утверждения).

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность

 учителя

Деятельность

 учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент

Приветствие учителя.

- Здравствуйте, ребята! Приготовились к уроку? Вперёд!..Начинаем наш урок.

Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девиз сегодняшнего урока такой: Слайд №2

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

-Готовы с интересом применять свои знания ?!

- Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы.

2. Мотивация к учебной деятельности

Слайд №3

Запись даты, эпиграфа к уроку: «Если запастись терпением и проявить стремление, то посеянные семена знания дадут добрые всходы» (Л.да Винчи)

Записывают в тетради дату урока, эпиграф.

Объясняют значение эпиграфа

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

3.Актуализация

знаний

(4 минуты)

Приём дерево ассоциаций.

Слайд №4

Терминологический диктант: 

1.Часть слова - морфема,

2. морфема, стоящая после приставки - корень, 

3. морфема, стоящая после корня -  суффикс,

4. часть слова без окончания - производящая основа,

5. морфема, стоящая перед корнем - приставка,

6.раздел языкознания, изучающий образование новых слов - словообразование.

(На доске с каждым новым ответом появляется новая ветка дерева.)

- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)

Сегодня на уроке мы говорим о морфемах. А для чего они служат?

- А все ли названные морфемы участвуют в образовании новых слов?

- Какие способы образования связаны с этими морфемами?

Как строитель возводит дом из кирпичей, так и новые слова образуются из морфем.

Отгадывают загадки, записывая термины в тетрадь  

Регулятивные УУД:проблемная подача учебного материала.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в  разной форме.

2. Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

4. Постановка учебной задачи.

(1минута)

Слайд № 5-6

Если речь идет о строительной словообразовательной функции морфем, сформулируйте тему нашего занятия.

Сп_с_б_        _бр_з_в_н_ _         _м_н        с_щ_ств_т_льн_х

-Верно, если взять во внимание, что этот материал вам известен, обозначьте цели урока.

- Какие цели поставим перед собой?

- повторить…

 - научиться …

 - закрепить ….

Слайд №7

Называют тему урока

«Способы образования имён существительных».

Определяют цели урока:

-Повторить способы образования слов.

-Научиться определять способ словообразования имён существительных и строить словообразовательную цепочку.

-Закрепить умение различать способы образования имён существительных.

Регулятивные УУД

 1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Усвоение новых  знаний

Слайд №8-10

Вот слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Нужно обратиться за помощью к суффиксам.

Суффикс «-ик».

-А как  Слово «дом»  сделать  больше?

Суффикс «-ище-».

Исследовательская работа.

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования имён существительных.

А) (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

– Как называется такой способ словообразования?  

Слайд № 11

Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

Б) – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

– Как называется этот способ?

Слайд №12

 Запишите схему и название способа.

В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый.

– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

Слайд №13

(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)

(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)

– Образуйте от этого слова другое, имя существительное. Как называется этот способ образования?

Слайд №14

– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

      – Перечислите 4 морфемных способа образования слов.

Слайд № 15-16

Но слова могут образовываться и другими способами

 2) слова, образованные неморфологическим способом (без  помощи морфем).

Показ презентации.

Слайд №17 

- Способ перехода одной части речи в другую.

- Сложение.

– Такой способ словообразования называется суффиксальным.

– Такой способ словообразования называется приставочным.

– Такой способ словообразования называется приставочно - суффиксальным.

соединять

- Осмотреть – осмотр

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные:

-развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;

-работа над формированием логических умений:

- анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

6.Первичное закрепление знаний.

7 минут

  1. Слайд №18-22

  Приём совместный поиск

  1. Работа по карточкам

(Приложение 3, задание 1).

Попутно с ответами ученика составляется кластер-дерево (ветви – это способы образования слов).

3. Работа с учебником. Выполнение устных и письменных упражнений.

1.Выполнение упражнения № 36, 38, 42 по учебнику

Работа в группах. Каждая группа называет слова, образованные приставочным способом, затем суффиксальным, приставочно-суффиксальным и бессуффиксным.

Если отвечают правильно, то прикрепляют листик или яблочко со словом к нужной ветке дерева.

Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы.

Учащиеся выполнят упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).

УУД: познавательные (опираются на уже известные правила)

УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные (нахождение омонимов); познавательные (опираются на уже известное).

5. Физ. минутка (пауза релаксации)

1 минута

Физкультминутка

Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки).

И вдруг проснулся (поморгать глазами).

Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки).

Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох).

Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).

Ученики выполняют упражнение сидя за столами.

8. Закрепление изученного материала.

Слайд №23

«Кто больше?»  

Самостоятельная работа. Образовать новые слова при помощи указанных морфем

 (приложение 3, задание 2).

Выполнение тестовых заданий по вариантам.

Коммуникативные УУД

 Оформлять свои мысли в письменной  форме.

9. Рефлексия деятельности.

3 минуты

Слайд №24

Приём «Верите ли вы» (верные и неверные утверждения) напоминает игровое логическое  упражнение.

(Приложение 5).

- А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке?

Слайд №25

(Приложение 6).

Закончите предложения:

1. На уроке я работал…

2.Своей работой на уроке я…

3.Урок для меня показался…

4.За урок я….

5.Мое настроение…

6.Материал урока мне был…

Группы выполняют задания сообща.

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Коммуникативные УУД

3. Задавать вопросы, работая в группе, паре.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

6. Строить связное монологическое высказывание.

10. Подведение итогов урока.

Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз?

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Осуществлять речевой самоконтроль.

11.Домашнее задание.

2 минуты

§6, стр. 26-27, 29.

Составить  таблицу «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...

Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Методическая разработка урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Образование в Великобритании».

Данный урок  является четвертым уроком  темы № 3 «Школьное образование». Модуль построен так, что из 8 уроков, на первых четырех  вводится новая лексика и новый грамматическ...

Современный урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока; при отборе эле...

Методическая разработка урока по информатике в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере", 5 класс

Урок "Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере" входит в систему уроков по теме "Информация вокруг нас". Его цель – расширить представления учащихся о разнообразии наглядны...