Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Моисеева Любовь Владимировна

Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_fgos_1.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Притча вчера, сегодня...

Класс:7

Предмет: литература

Целевой компонент урока.

Педагогические цели:

1.Организовать работу по осмысленному чтению притчи.

2.Провести сравнение ( найти сходство и различие) «Притчи о блудном сыне» и сказки притчи « Два камня» посредством мыслительных операций — анализа и синтеза.

3.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.

4.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.

5.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока ( организовать работу с кластерами, сравнительной таблицей, синквейном).

6.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся..

7.Создать обстановку, благоприятную для учебной работы.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся осмысленно читают текст сказки-притчи.

2.Ученики проводят сравнение ( находят сходство и различие) притчи и сказки-притчи.

3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов.

4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.

5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.

6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.

7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- кластеры,

- раздаточный материал для работы в группах (текст сказки-притчи),

- кроссворд,

- таблицы для сравнения притчи и сказки-притчи,

- рабочие тетради по литературе,

- карточки для устной рефлексии («Мне было интересно, когда...», «Мне понравилось...», «Мне было трудно, когда...»).

План урока.

Этапы

урока.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающегося

Формируемые

УУД

Органи-

зационный

Приветствие.

Проверка готовности к

уроку.

Настрой обучающихся

на работу.

Приветствие.

Подготовка к уроку.

Самоорганизация.

* Регулятивные.

Стадия вызова.

Создание учебной мотивации.

Презентация «Притчи о блудном сыне».

Решение кроссворда.

Составление ассоциативного ряда к слову притча, определение лексического значения слова в группах, запись ключевых слов.

 Прогнозирование по содержанию урока с использованием ключевых слов. Работа с кластерами.

Выполнение задания: составить по материалам презентации  ответ на вопросы: « Какова мораль этой притчи? При изучении какого произведения мы с вами встречались с этой притчей?  Известны ли вам притчи современных писателей?»

* Регулятивные

(постановка целей, самоконтроль),

* познавательные ( поиск информации),

*коммуникативные

( работа в группах)

Стадия

осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Сопоставление «Притчи о блудном сыне» и сказки-притчи Феликса Кривина  «Два камня».

Организация работы с таблицей для сравнения «Притчи о блудном сыне» и сказки-притчи Феликса Кривина.

Чтение сказки-притчи Феликса Кривина ( фрагментарно).

Осмысление содержания: сравнение двух притч.

Особое внимание обращается на жанр, особенности стиля, лексику,  характеры образов, нравственные проблемы притчи, авторскую позицию.

Выбор ответа при групповой работе.

Заполнение таблицы в группах, систематизация информации, определение сходства и различия между притчей и сказкой-притчей.

* Личностные,

* коммуникатив-

ные ( работа в

группах),

* познавательные

( отбор информации)

Стадия рефлексии.

Беседа по вопросам:

Изменились ли со временем нравственные ценности героев?

Какова позиция автора в притче и сказке-притчи?

Побуждение к свободным высказываниям.

Корректировка прогноза

Организация работы по созданию  синквейна.

Организация оценочной деятельности обучающихся.

Участие в беседе по вопросам учителя?

Сравнение прогноза с информацией, полученной на уроке.

Дополнение первоначальных записей на кластерах.

Создание синквейна в группе.

Самооценка работы на уроке и анализ собственных ощущений:

- мне понравилось...,

- мне было трудно, когда...,

- мне было интересно, когда...

* Личностные

( освоение моральных норм и правил, нравственный выбор),

* регулятивные

( рефлексия, самооценка, коррекция своих действий),

* коммуникатив-

ные ( работа в группах),

* познавательные

( исследование, поиск)

Список источников:

1. Арапович Б., Маттелмяки В. Детская  Библия, библейские рассказы в картинках. - М: Изд. Российское Библейское общество, 1992.

2.Соловей Т.С. Притча о блудном сыне и ее изучение в сопоставлении с другими произведениями литературы и искусства - //Уроки литературы №12-2005 - с. 4-10 (Приложение к журналу «Литература в школе»)

3. Феликс Кривин. Ученые сказки. - Ужгород: Изд. «Карпаты», 1967