Главные вкладки

    Действительные и страдательные причастия
    методическая разработка по русскому языку (6 класс)

    Кардаш  Ольга  Алексеевна

    Разработка урока русского языка в 6 классе к учебнику М.М.Разумовская.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon deystvitelnye_i_stradatelnye_prichastiya.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК РУССКОГО  ЯЗЫКА  В 6  КЛАССЕ

      Тема  урока: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ  И  СТРАДАТЕЛЬНЫЕ  ПРИЧАСТИЯ

    Тип  урока:  изучение  нового  материала

    Цель урока:  познакомить со значением действительных и страдательных причастий, формировать умение различать действительные и страдательные причастия.

    Задачи  урока:  научиться  видеть  отличия   действительных   и страдательных  причастий, уметь  аргументировано доказывать принадлежность слова к действительному    или страдательному причастиям по совокупности признаков, знать  признаки  причастного  оборота,  уметь конструировать предложения с причастным оборотом, правильно ставить знаки препинания, употреблять в речи в соответствии с нормами.

    Оборудование:  учебник  «Русский  язык.  6  класс»/  под  ред.  М.М.Разумовской,  П.А.Леканта,  мультимедийный  проектор,  доска,  раздаточный  материал  в  виде  сигнальных  карточек  с  цифрами  для  оценивания  ответов  учащихся.

    Ход  урока:

    I.Организационный  момент.

    Слайд  1

    II. Проверка домашнего задания.

    Слайд  2

    Рассказ  о  причастии  по  опорному  слайду.  (Полный  правильный ответ  оценивается «5»  баллами,  дополнение  или   недостаточно  полный  ответ -  «4»  балла,  удачно  подобранные  примеры,  аргументы  -  «5»  баллов  дополнительно.)

    Слайд  3

    Знаки  препинания  при  причастном  обороте.

    Задание:  запишите  предложение:  «Слово  согревает  три  зимы  подряд»,  включив  в  него  причастный  оборот  («идущее  от  сердца»).

    1. вариант  составляет  предложение,  в  котором  не  будет  запятых,
    2. вариант  -  предложение,  в  котором  будут  запятые.  Мотивировать  свой  ответ.

      Слайд  4

    Проверка.  Метод  проверки  -  взаимоконтроль.

    1. вариант  -  «Идущее  от  сердца  слово  согревает  три  зимы  подряд».
    2. вариант  -  «Слово,  идущее  от  сердца,  согревает  три  зимы  подряд».  (Правильный  вариант  ответа  -  «5»  баллов,  учащиеся,  не  справившиеся  с  заданием,  получают  «0»  баллов.)

    1. Подготовка  к  активной  познавательной  деятельности  на  уроке  -  изучению  нового  материала.

    Слайд  5

    Рассмотрим  пример:  «мяч,  разбивший  окно».  Найдите  причастие.  («Разбивший».)  К  какому  слову  относится  это  причастие?  (К  слову  «мяч».)  Рассмотрим  другой  пример:  «окно,  разбитое  мячом».  Какое  здесь  причастие?  («Разбитое»).  К  какому  слову  оно  относится?  («Окно».)  В  чём  разница,  а  в   чём  сходство  этих  двух  примеров?  (сходство  в  том,  что  данные  языковые  конструкции  описывают  одно  действие,  причастия  образованы  от  одного  глагола  -  «разбить»,  разница  в  том,  что  причастия  относятся  к  разным  словам.)  Какой  из  предметов  совершает  действие,  а  какой  находится  под  воздействием  другого  предмета?  (Мяч  совершает  действие,  а  окно  находится  под    воздействием.)  одинаковы  ли  причастия,  которые  обозначают  признак  по  действию   таких  предметов?  (Нет.)  Значит,  мы  с  вами  пришли  к  выводу,  что  причастия  различаются  по  отношению  к  тому  действию,  которое  выполняет  или  испытывает  на  себе  предмет.  

    1. Изучение  нового  материала.

    Слайд  6-7

    Причастие  «разбивший»  относится  к  действительным  причастиям,  а  «разбитый»  -  к  страдательным.  Разберёмся  в  данных  понятиях.

            Действительные  причастия  обозначают  признак,  который  возник   в  результате  действия  самого  предмета.  Формообразующие  суффиксы:  -ущ-,  -ющ-,  -ащ-,  -ящ-,  -ш-,  -вш-.

            Страдательные  причастия  обозначают  признак,  который  возник  у  предмета  под  действием  другого  предмета.  Формообразующие  суффиксы:  -ом-,  -ем-,  -им-,  -енн-,  -нн-,  -т-.  

    На доске и в тетрадях запишите схему:

    СУФФИКСЫ

    действительных

    причастий:

    -ущ-(-ющ-), -ащ-(ящ-);

    -вш-, -ш-.

    страдательных

    причастий:

    -ем-(-ом-), -им-;

    -енн-, -нн-, -т-.

    1. Первичное  закрепление.

    Слайды  8-12

    Задание:  замените  действительные  причастия  страдательными,  выделите  у  причастий  формообразующие  суффиксы,  поясните  знаки  препинания:

    а)  капитан,  управляющий  кораблём  -  корабль,  управляемый  капитаном;

    б)  строители,  построившие  здание  -  здание,  построенное  строителями;

    в)  Солнце,  нагревающее  Землю  -  Земля,   нагреваемая  Солнцем;

    г)  ученица,  написавшая  сочинение  -  сочинение,  написанное  ученицей;

    д)  школьники,  посадившие  деревья  -  деревья,  посаженные  школьниками.

    (за  каждый  правильный  вариант  ответа  учащийся  получает  «1»  балл.  Максимальное  количество  баллов  -  «5».)

    1. Индивидуальная  работа.

    Слайд  13

    Задание:  замените  действительные  причастия  страдательными,  выделите  формообразующие  суффиксы,  вставьте  пропущенные  буквы:

    а)  папа,  отр_монтировавший  машину  -  машина,  отремонтированная  папой;

    б)  мама,  пр_готовившая  обед  -  обед,  приготовленный  мамой;

    в)  брат,  проч_тавший  книгу  -  книга,  прочитанная  братом;

    г)  бабушка,  св_завшая  свитер  -  свитер,  связанный  бабушкой ;

    д)  кот,  ра_бивший  чашку  -  чашка,  разбитая  котом.

    Проверка:  самоконтроль

    (за  каждый  правильный  вариант  ответа  учащийся  получает  «1»  балл.  Максимальное  количество  баллов  -  «5».)

    1. Физминутка.

    Слайд  14

    Если  причастие  действительное,  то  учащиеся  приседают,  если  страдательное  -  поднимают  руки  вверх  (после  открытия  слайда  словосочетания  появляются  на  экране  автоматически  с  интервалом  в  3  секунды):  «победившая  команда  (действ.),  побеждённая  команда  (страд.)  пойманная  птица  (страд.),  поймавший  птицу  (действ.),  одевший  сестру (действ.),  одетая  сестра  (страд.),  арестованный  преступник  (страд.),  арестовавший  преступника  (действ.),  оторванная  пуговица  (страд.),  спящий ребёнок  (действ.),  выполняемая  работа  (страд.),  брошенный  мяч  (страд.),  дующий  с  моря  ветер  (действ.),  освещаемая  улица  (страд.),  закрытая  дверь  (страд),  цветущий  сад  (действ.),  зависящий от  обстоятельств  (действ.).

    А  теперь:  хлопают  только  те,  кто  не  ошибся  ни разу   -  «5»  баллов.

                       хлопают  только  те,  кто  ошибся  1-2 раза   -  «4»  балла

                       хлопают  только  те,  кто  ошибся  3-4 раза   -  «3»  балла

                       хлопают  только  те,  кто  ошибся  5  и  более раз   -  «2»  балла

    1. Применение  освоенных  знаний  в  новых  условиях

    Слайд  15

    Задание:  выпишите  причастия,  над  действительными  надпишите  букву  «Д»,  над  страдательными  -  «С».  Запишите  1-е  и  6-е  предложения,  расставив  недостающие  знаки  препинания.

    Детские  народные  приметы  и  суеверия

    1. Кошка  дернутая  за  хвост  пророчит  исцарапанные  уши.
    2. Незавязанные  шнурки  -  предвестники  разбитого  носа.
    3. Мокрые  ноги  и  хлюпающий  нос  предвещает  тихую  и  спокойную  жизнь  в  постели.
    4. Заглянувшему   в  школу  откроется  бездна  знаний.
    5. Наказанного  -  простят.
    6. Кусок  мыла  съеденный  перед  обедом  надолго  отбивает  аппетит.
    7. Долгие  вечерние  крики  мамы,  зовущей  вас  домой,  -  к  мелким  неприятностям.  (Г.Остер)

    (За  каждый  правильный  вариант  ответа  учащийся  получает  «1»  балл.  Максимальное  количество  баллов  -  «11».)

    1. Подведение  итогов.  Этап  рефлексии

    Слайд  16

    Ответы  на  вопросы:

    -  О  чём  вы  сегодня  узнали  на  уроке?

    -  Что  было  сложного  в  новом  материале?

    -  Какие  причастия  называются  действительными,  а  какие  страдательными?  Приведите  примеры.

    -  Как  вы  будете  различать  действительные  и  страдательные  причастия?

    1. Выставление  оценок  за  урок.

    Рейтинг  набранных  баллов  в  ходе  урока  и  полученная  оценка  за  работу  на  уроке:

    1.   -  40  баллов  -  «5»
    1.   -  35  баллов  -  «4»

          25    -  30  баллов  -  «3»

    1. Домашнее  задание   § 36  упр.  414,  упр.  Инд.  задание:  написать  лингвистическую  сказку  о  проблемах,  которые  возникли  в  королевстве  Причастия  «Отчего страдают  жители  королевства?»    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»

    Урок позволяет:Закрепить понятие о действительных и страдательных причастиях.Развивать пунктуационные навыки.Уметь конструировать тексты, используя действительные и страдательные причастия....

    Презентация к уроку в 7 классе "Действительные и страдательные причастия"

    Презентация к уроку  русского языка в 7 классе "Действительные и страдательные причастия. Суффиксы причастий"....

    Разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия"

    В данном разделе находится разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Действительные и страдательные причастия". Конспект сопровождается презентацией, где  наглядно представ...

    презентация "Действительные и страдательные причастия"

    В презентации содержится вспомогательный материал для изучения темы "Действительные и страдатальные причастия"...

    Тест по теме "Действительные и страдательные причастия"

    Проверить умение учащихся различать действительные и страдательные причастия...