Материалы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)
Материалы могут помощь при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЕГЭ (задание 7). 1 вариант
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- горные ИНЖЕНЕРЫ
СЕМИСТАМИ тоннами
ЖЁСТЧЕ дерева
пять АБЗАЦЕВ
ОБОИХ учеников ______________________________________________________________________________
- здоровые ДЁСНЫ
пара ВАРЕЖКОВ
сказать БОЛЕЕ ГРОМКО
ИСЧЕЗНУВ вдали
к ДЕВЯТИСТАМ избирателям ___________________________________________________________________
- ПОЕЗЖАЙТЕ домой
из нового ТЮЛЯ
нырнуть БОЛЕЕ ГЛУБОКО
сбросить С ПЛЕЧЕЙ
оправдательные ПРИГОВОРЫ ____________________________________________________________________
- ОБЕИХ женщин
ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ подписчиками
пара ПОЛОТЕНЕЦ
ПРОМОК под дождём
поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ _____________________________________________________________________
- КРАТЧАЙШИЙ путь
ЛЯГТЕ на диван
пара ТУФЕЛЬ
ЕГО взгляды
ТРЁХСТАМИ вопросами _____________________________________________________________________
- более ВЫСОКО расположен
банка КОНСЕРВОВ
в ТРЁХСТАХ государствах
вода там более ЧИЩЕ
ПОЛОЩУЩИЙ бельё ______________________________________________________________________
- ИХ комната
спелых АБРИКОСОВ
СОТРЁТ с доски
к ЧЕТЫРЁХСТАМ грузовикам
петь ЗВОНЧЕ ____________________________________________________________________________
- НАИБОЛЕЕ яркий
пусть ПОПРОБУЕТ
почётные ТИТУЛЫ
хорошо СТРИГЁТ
в ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМ году _____________________________________________________________
- у ИХ сестры
пить из БЛЮДЦЕВ
нет САПОГ
ещё БОГАЧЕ
около ПЯТИСОТ человек ___________________________________________________________________
- поднять БОЛЕЕ ВЫСОКО
ДИРЕКТОРА школ
лежит в ШКАФУ
к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году
шинель без ПОГОНОВ _____________________________________________________________________
- шесть ПАДЕЖЕЙ
ЯРЧЕ солнца
вкусные ТОРТЫ
с ДВУХСТАМИ заказчиками
ИХ учебники ___________________________________________________________________
- пять ПИХТ
задача более ЛЁГКАЯ
более ДВЕ тысяч человек
ИСПЕЧЁМ пирог
рота СОЛДАТ __________________________________________________________________________
- более ШЕСТИСТА лет
ПОЕЗЖАЙТЕ
навстречу ЕЙ
нет ТУФЕЛЬ
ВЗГЛЯНИ на картину _________________________________________________________________________
- ЛЯГТЕ на кушетку
БОЛЕЕ НАДЁЖНЫЙ
не ЛОЖИ локти на стол
ПЯТИСТАМ абонентам
две пары ДЖИНСОВ __________________________________________________________________________
- ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ отзывами
земные НЕДРА
помыть ШАМПУНЕМ
МЕЛИТЬ зерно на мельнице
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ на льду _____________________________________________________________________
- аромат ШАМПУНИ
в СЕМИСТАХ вёрстах
более ДОЛГО
МОКЛА под дождём
нескольких БАРЫШЕНЬ ____________________________________________________________________
- в ВОСЬМЬЮСТАХ копиях
выбрали место ПОСУШЕ
осенние МЕСЯЦЫ
ПОДОЖЖЁШЬ хворост
в ОБОИХ отзывах _________________________________________________________________________
- опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ ____________________________________________________________________________
- ПРИОБРЕТШИЙ дом
ДЕВЯНОСТА саженцам
произнёс более ТИХО
ПОЕЗЖАЙ в город
несколько БЛЮДЦЕВ _______________________________________________________________________
- НЕДРЫ земли
более ПОЛУТОРАСТА тетрадей
заговорил БОЛЕЕ ВЕСЕЛО
мать ЧЕТВЕРЫХ детей
килограмм БАКЛАЖАНОВ _____________________________________________________________________
ЕГЭ (задание 7). 2 вариант
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- килограмм ЯБЛОК
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье
голос более ЗВУЧНЕЕ
языки ПЛАМЕНИ _________________________________________________________________
- поднялся более ВЫШЕ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
ЧЕТВЕРО саней
ПОПРОБУЕМ решить
нет ВРЕМЕНИ ________________________________________________________________
- вкусные ТОРТЫ
посмотрел более СТРОЖЕ
ПОПРОБУЕМ помочь
не ЕЗДИТЕ быстро
ЧЕТВЕРО учеников _________________________________________________________________
- у ИХ сестры
пить из БЛЮДЕЦ
нет САПОГОВ
ещё БОГАЧЕ
ТРОЕ друзей __________________________________________________________________
- ЛЯГТЕ на пол
ИХ работа
горячие СУПЫ
ШЕСТИСТАМИ учениками
ИНЖЕНЕРЫ ____________________________________________________________________
- ДОБРЕЙШИЙ человек
опытные ТОКАРЯ
ЛЯГТЕ на коврик
стирка ПОЛОТЕНЕЦ
нет ПЯТИСОТ рублей ______________________________________________________________________
- пара ТУФЕЛЬ
у ОБЕИХ сестёр
ЛЯГТЕ на коврик
ЛОПНУТЫЕ пружины
ШЕСТЬЮСТАМИ листами _____________________________________________________________________
- ЖГЁШЬ солому
пара ЯБЛОК
о ШЕСТИДЕСЯТИ сотрудниках
ОБЕИМИ руками
ШОФЁРЫ со стажем _____________________________________________________________________
- ЕГО учебник
ВЫГОВОРЫ
опытные ТРЕНЕРА
СЕМЬЮСТАМИ книгами
ТЕЧЁТ вода ____________________________________________________________________
- вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ
ШЕСТЬЮСТАМИ письмами
подписанные ДОГОВОРЫ
КЛАДИТЕ аккуратнее
БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба ___________________________________________________________________
- в ВОСЕМЬСОТ двадцатом году
заводские ПРЕССЫ
картина более КРАСИВЕЕ
СТРИЖЁТ волосы
наши ПАСПОРТА __________________________________________________________________
- группа ОСЕТИН
СТА ДВАДЦАТЬЮ ПЯТЬЮ литрами
пустые ТЕРМОСА
не ЛАЗАЙТЕ через забор
ИНТЕРЕСНЕЕ ВСЕХ ___________________________________________________________________
- стать БОЛЕЕ РАЗГОВОРЧИВЫМ
отряд ПАРТИЗАН
подпишите ДОГОВОРА
в ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ПЯТОМ году
пять КИЛОГРАММОВ муки ____________________________________________________________________
- НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
за СЕМЬЮ замками
пачка МАКАРОНОВ
в ДВУХТЫСЯЧНОМ году
ВКУСНЕЕ торта ________________________________________________________________________
- ОБЕИМ ученицам
ПОСКОЛЬЗНУЛСЯ и упал
ЕЗЖАЙ прямо
пять ПОМИДОРОВ
новые ДЖЕМПЕРЫ ________________________________________________________________________
- столы для КУХОНЬ
в ТЫСЯЧА ВОСЬМИСОТОМ году
много МАКАРОН
БОЛЕЕ КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж
ИХ дача _________________________________________________________________________
- шесть ВИШЕН
(правая) ТУФЛЯ
НАИВЫСШЕЕ наслаждение
здоровые ДЁСНЫ
ЧЕТЫРЁХСТАМИ людьми ________________________________________________________________
- СОТРЁТ с доски
петь ЗВОНЧЕ
в ПОЛУТОРАСТА метрах
две пары НОСКОВ
не ПРОРОНЯЯ ни слова _____________________________________________________________________
- ПОМАШИТЕ рукой
шесть БЛЮДЕЦ
НАИЛУЧШИЙ способ
СЕМЬЮСТАМИ ответами
занавесить ТЮЛЬЮ ________________________________________________________________________
- закрепил более НАДЁЖНЕЕ
старые ПАСПОРТА
ЛЯГТЕ на спину
саженцы ЯБЛОНЬ
забрать из ЯСЛЕЙ _________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
1 ВАРИАНТ
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
1. Когда турист едет в промышле(1)ую державу, он рассчитывает, что её новые черты окажутся поисти(2)е живописными, экзотическими добавлениями к чертам традицио(3)ым, однако вместо этого приезжий видит самую неприглядную сторону совреме(4)ой цивилизации. Кажется, что хаос заводских труб, прокопчё(5)ых стен и железно-дорожных путей похоронил под собой подли(6)ую культуру.
2. Резец войны прошёлся по обоим лицам: он придал не свойстве(1)ую ю(2)ости жестковатость и скова(3)ость лицу дочери; он выпятил бугристый лоб над иссечё(4)ым, крупноскладчатым лицом отца и сделал голову его стра(5)о похожей на голову больного, старого льва.
3. В кабинете великого поэта — книжные полки, почти до потолка плотно уставле(1)ые томами, письме(2)ый стол со знаменитой чернильницей с арапчонком и последней чита(3)ой им книгой.
4. Оба, растрога(1)ые, пошли в дом и стали пить чай из стари(2)ых фарфоровых чашек, со сливками, с сытными сдобными свежеиспечё(3)ыми кренделями – и эти мелочи опять напомнили Коврину его детство и ю(4)ость.
5. Чтоб не очень-то сквозило на давно заброше(1)ом сеновале, Данила зашил старыми ваго(2)ыми досками прорехи, щели в глубине деревя(3)ого сеновала; в общем-то, было и безветре(4)о, и покойно.
6. Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
7. Зеленела трава, зеленели посадки в оголё(1)ых ещё огородах, и всё было так углубле(2)о в себя, так занято собою, так глубоко погруже(3)о в молчаливую творческую думу. Будь у травы и у деревьев лица, все лица были бы обраще(4)ы к земле, все уста были бы скова(5)ы огромным бездо(6)ым молчанием.
8. Теплоход замер у подножия каменистого острова с полуразруше(1)ым монастырём по другую сторону, стари(2)ыми церковками и часовенками по опушкам и в чаще, мостиками через ручьи и овраги, с туристскими тропами и звери(3)ыми тропками, замер на грани двух прохлад – резкой озёрной и мягкой лесной, – со всей своей начинкой: хорошими и плохими людьми, жадными до впечатлений экскурсантами, растрога(4)ыми любителями природы, уставшими от города труже(5)иками, дисциплинирова(6)ой командой.
9. Он молча слушал, облокотившись на лакирова(1)ый столик, и я со страхом ожидал признаков раздражения или прямой злости на его лице. Но его глаза были утомлё(2)о суже(3)ы, устремле(4)ы куда-то вдаль, будто он и впрямь видел над по-верхарновски чёрными фабричными трубами революцио(5)ый рассвет; и даже расслабле(6)ые пальцы руки его выражали глубокое огорчение, почти нескрываемую боль.
10. На этом торжестве(1)ом столе, покрытом тонкой накрахмале(2)ой скатертью с большими вензелями, стояли серебря(3)ый кофейник с пахучим кофе, сливочник с кипячё(4)ыми сливками, корзина со свежепечё(5)ым калачом, подле прибора лежали получе(6)ые письма и газеты.
11. Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.
12. Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
13. Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.
14. В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.
15. Шум прибоя растёт, осе(1)ий ледя(2)ой ветер вздымает и беше(3)о срывает волны, разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.
16. Если рядом с полюсом Луны будут обнаруже(1)ы водя(2)ые запасы на дне вечно затенё(3)ого кратера, то решится проблема доставки на спутник Земли важнейших ресурсов для его освоения: кислорода, водорода и воды.
17. Мы видим, что в костя(1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.
18. Уценё(1)ая вещица была прода(2)а коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гости(3)ицу, отправился на вокзал.
19. Дом стоял несколько в стороне от леса, стены тут и там подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой.
20. Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло — всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор.
2 ВАРИАНТ
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
1. Когда-то зелёная крыша, давно не краше(1)ая, краснела от ржавчины, и несколько листов были задра(2)ы кверху, вероятно бурей; некоторые окна вместо стекла были задела(3)ы тёсом. Листве(4)ица, которая была посаже(5)а Софьей Ивановной около дома, была теперь большим деревом. И только на лугу за рекой всё так же паслось пёстрое смеша(6)ое крестьянское стадо.
2. Дверь в комнату Лизы была отворе(1)а, и сама она сидела в старом плетё(2)ом кресле около постели, в капоте, укута(3)ая в шаль, непричёса(4)ая.
3. Отец у этого нищего был свяще(1)ик, а мать дворянка, значит, по рождению он принадлежал к привилегирова(2)ому сословию, но я всматривался в его лицо, в его рыжую, уже седеющую бороду, в рва(3)ый пиджак и никак не мог найти даже следа того, что у нас зовётся привилегиями. А он называл себя образова(4)ым и рассказывал, что учился в духовном училище.
4. Он лично уже не нуждался в этих двугриве(1)ых и не хотел понять, что они составляют самую зако(2)ую собстве(3)ость бедных экспонентов, у которых вещи остаются чаще всего непрода(4)ыми и загромождают небольшие квартиры труже(5)иков, самозабве(6)о отдающихся своим идеям и отказывающихся от заказов в надежде кое-как перебиваться и существовать на выставочный дивиденд.
5. В да(1)ом случае соверше(2)о однозначно могу сказать, что симбиоз документальной хроники и собстве(3)о художестве(4)ой составляющей картины во многом обусловле(5)ы име(6)о единством цветовой гаммы.
6. Будяев был из числа тех всегда встревоже(1)ых людей, чья жизнь отравле(2)а переживанием будущих несчастий: глаза из-под нахмуре(3)ых бровей смотрели не насторожё(4)о даже, а обречё(5)о, и в них читалась увере(6)ость, что вот-вот должно случиться нечто непоправимое.
7. Почти все купле(1)ые товары оказались бракова(2)ыми; качестве(3)ыми были только глиня(4)ые горшки, которые закупали маленькими партиями у одного ремесле(5)ика.
8. В середине сентября было ветре(1)о; жёлтые и багря(2)ые листья, обречё(3)о подчиняясь порывам ветра, отчая(4)ыми хороводами кружили по улицам и скверам и, смешиваясь с серебря(5)ыми паутинками, улетали куда-то вдаль.
9. Трагически напряжё(1)ый, полный контрастов и противоречий, освещё(2)ый изнутри постоя(3)ыми поисками идеала художестве(4)ый мир Ф.М. Достоевского отчётливо отражается в языке его произведений.
10. Я терпеливо обследовал песча(1)ую отмель и свежий намыв гальки в поисках интересных камешков; дул лёгкий ветерок, волны были кротки и смире(2)ы. Мне чудилось, что я брожу в таинстве(3)ом, оставле(4)ом всеми мире.
11. Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.
12. На озерце, глубоко запрята(1)ом в крутых берегах, лежала зелё(2)ая илистая тень, и в этой тени сверкали серебря(3)ыми огоньками ракиты, которые, словно алмазами, были усыпа(4)ы каплями росы.
Задание 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
13. Ю(1)ая красавица смущё(2)о улыбнулась и выронила золочё(3)ую пудре(4)ицу из рук.
14. На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.
15. На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.
16. Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
17. Церковь Василия Блаженного увенча(1)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гранё(2)ую пробку стари(3)ого графина.
18. Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запече(2)ая рыба, толстые колбасы, копче(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
19. Не стоит оформлять квартиру целиком в стиле кантри: плетё(1)ые коврики и легкомысле(2)ые шторки совсем не уместны в гостиной, а тяжелый кова(3)ый сундук не впишется в интерьер спальни.
20. Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.
Задание 15
Задание № | 1 ВАРИАНТ | 2 ВАРИАНТ |
1 | 13456 | 146 |
2 | 1345 | 34 |
3 | 123 | 124 |
4 | 123 | 12346 |
5 | 1234 | 12346 |
6 | 23 | 13456 |
7 | 16 | 1235 |
8 | 1246 | 34 |
9 | 1256 | 1234 |
10 | 126 | 234 |
11 | 1234 | 123 |
12 | 34 | 1 |
13 | 123 | 134 |
14 | 3 | 35 |
15 | 23 | 13 |
16 | 12 | 14 |
17 | 134 | 12 |
18 | 23 | 13 |
19 | 12 | 13 |
20 | 234 | 134 |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ. Задание 9
Вариант 1
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) укр…шения, ск…кать, загр…ждение
2) погл…щение, бл…стательный, пос…деть (от горя)
3) зап…вать (лекарство), прим…рять (спорщиков), разм…гчить
4) прик…сновение, несг…раемый, вн…мание.
5) ср…щение, распол…гать, зам…рать.
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) пл…вучий, гарм…нировать, ч…стота (помещения)
2) уд…вляться, отв…рить (картошку), посв…тить (фонариком)
3) к…блук, д…легат, п…лисадник
4) в…трушка, прив…легия, д…зентерия
5) г…ризонт,об…яние, ур…ган
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) опл…тить, запр…щённый, откл…нение
2) возр…ждение, раст…лковать, погл…щать
3) ср…внение, пром…кает, бл…стящий
4) настр…ение, обн…влённый, обв…вал
5) подн…мать, обж…гание, р…скошный
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) усл…жнять, к…сить, выр…щенные огурцы
2) укр…титель, посв…тить (стихи другу), пок…яние
3) зал…зать (рану), зан…жать, сп…шите (данные)
4) проб…раться, обск…кать, соч…тание
5) р…систый, прин…мать, обн…вить
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) (высокий) ур…вень, оп…реться, выд…рнуть
2) подр…внять (волосы), распол…жение, зан…мать (ребёнка)
3) разд…валка, сф…рмулированный, зал…зать (на дерево)
4) эст…када, прец…дент, ф…номен
5) пл…вучие, накл…ниться, нач…нать
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) возр…стной, попл…вок, ср…внить (результаты)
2) ср…щение, прик…сновение, благотв…рительность
3) з…рницы, прим…нать (траву),р…сточек
4) напом…нать, расст…лается, отр…сль
5) поб…лить, в…трина, аб…немент
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) к…мплимент, обог…щение, д…льновидный
2) настр…чить, м…ксимальный, к…вычки
3) зав…зировать (документ), пол…скать бельё, устр…шать (врага)
4) ч…стота (посещений), кл…ёнка, ум…лчание
5) нагр…вание, настр…ение, ск…лолаз
8.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) отр…сль, заж…гательный (танец), выск…чка
2) покл…нение, выг…рки, зам…рать
3) т…рраса, г…ризонт, прекр…тить (ссору)
4) м…нсарда, оз…рять, прив…легия
5) р…внина, экзам…натор, пром…кает (обувь)
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) (созревает) оз…мь, зан…мательный, об…жаться
2) ур…вень, нав…вать (печаль), непредск…зуемый
3) к…лючий, (не на кого) оп…реться, ад…птация
4) гастр…ном, ф…нарь, к…нфорка
5) вел…сипед, г…гиена, вин…грет
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) п…лисадник, л…биринт, к…ллизия
2) наиск…сок, наперег…нки, невт…рпёж
3) гард…роб, ман…фест, ун…верситет
4) б…лагур, ярм..рка, мач…ха
5) инт…лл…гент, в…стибюль, пап…ротник
ЕГЭ. Задание 9
Вариант 2
1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1)бл…годенствие, прин…ровиться, пол…скать(собачку)
2)сем…нар, ф…милия,преподн…сить
3)заб…левание,раск…лоть, р…сточек
4)ц…нтральный, напр…вление, игн…рировать
5)уст…ревший, ре…листический, провозгл…шать
2) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1)возр…ст, обл…гать, к…нституционный
2)сопост…вление, увл…каться, прил…жение
3) инж…нер, вер…ница, арт…ллерия
4) т…ржествовать, ап…лляция, н…стальгия
5) т…лант, к…валерия, адв…кат
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1)те…тральный, дост…яние,обр…зцовый,
2) соч…тать, нар…щивание, р…внение
3) з…рница, м…кать(сухарик в чай), изл…жить
4) вн…мательно, зан…маться, р…стовщик
5) ст…рать,заст…лить, пом…риться
4.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) пор…сль, п…ровать, к…стрюля
2) вым…кнуть, г…рнист, к…рнавал
3) заг…релые, пл…вец, напом…нали
4) выт…рал, тв…рить, вск…чить
5) поч…тать, покл…нение, наст…ленный
5.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р…месленный, с…ловей,г…рнизон
2) экспер…мент, пар…докс, л…нолеум
3) кат…строфа, ижд…венец, п…норама
4) т…рритория, ст…рать, т…рапевт
5) тр…диционныйфест…валь, г…потеза
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиак..мпания, импр..визация, б..лагур
2) оз..риться, прост..раться, г..рит
3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка
4) стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте)
5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) р..гламент, м..рской, б..нзин
2) г..рение, пост..лить, б..седа
3) насл..ждение, л..сник, пол..скать (бельё)
4) л..гичный, п..ровать, скр..пите (листы)
5) ист..щение, б..тарея, соприк..саться
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) эксп..римент, препод..вать, б..чёвка
2) оп..раясь, выр..сти, накл..ниться
3) р..сток, уг..сать, б..дон
4) соб..рёшь, безотл..гательный, оз..рило
5) изм..рять, д..агональ, велос..пед
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) осл..пительный, предназн..чение, к..рмить
2) фраз..ологический, выск..чка, арт..ллерия
3) м..лчание, соед..нение, разв..ваться
4) р..скошный, сокр..щать, д..лина
5) предпол..жительно, ср..щение, вер..ница
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) тр..щать, м..раж, предпол..жение
2) при..ритет, пал..садник, в..стибюль
3) г..лерея, ф..нтазия, вин..грет
4) зап..реть, предст..влять, об..жать
5) сп..ртовой (раствор), зам..реть, гард..роб
ОТВЕТЫ
1 вариант | 2 вариант |
1) 45 6) 1234 2) 345 7) 345 3) 24 8) 12 4) 23 9) 45 5) 125 10) 1345 | 1) 15 2) 345 3) 234 4) 345 5) 1235 6) 13 7) 34 8) 24 9) 134 10) 23 |
Предварительный просмотр:
ЕГЭ. Задание 10
1 вариант
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..сходный, из..скать, по..скать
2) з..головок, поз..вчера, пр..родина
3) ра..ширить, не..держанность, бе..человечный
4) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить
5) об..ект, об..яснение, пан..европейский
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) бе..радостный, и..жаленный, не..говорчивый
2) пр..обрел, пр..мечание, пр..дирчивый
3) преп..даватель, не..писуемый, р..зыскать
4) кар..ера, фел..етон, ад..ютант
5) вз..мать, спорт..нвентарь, сверх..нтересный
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1)во..делывать, в..пышка (света), ра..думывать
2)пр..ложение, пр..озёрный, пр..беречь
3)пред..стория, без..дейный, раз..скать
4)з..частую, н..илучший, поз..вчера
5)в..ются, бар..ер, бул..он
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) в..пыхнуть, во..хвалять, и..подтишка
2) пр..тензии, пр..возносить, пр..глушить
3) д..бела, непр..будный, не..хватный
4) контр..гра, меж..нститутский, по..грать
5) пр..вращать, пр..дать(блеск), пр..ступить(к работе)
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) пр..увеличивать, пр..зидиум, пр..подавать
2) и..черпать, ра..пределить, бе..цельный
3) пре..писание, по..клеить, по..давать
4) сверх..нтересный, под..тожить, небез..звестный
5) под..ячий, зав..ют, солов..иный
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) не..цененный, пр..игрыватель, з..работать
2) бе..домный, ра..думывать, в..бираться (на дерево)
3) пр..поднять, пр..страстный, пр..седание
4) от..грывать, от..скать, за..грывать
5 )меж..языковой, п..янящий, раз..ём
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) не..ткрытый, пр..явить, пр..дедушка
2) и..пользование, в..бодриться, не..держанный
3) пр..глушить, пр..думать, пр..вычный
4) без..ядерный, об..ём, из..ять
5) пред..юньский, по..щет, без..сходный
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) с..беседник, п..никнуть, в..обще
2) непр..косновенный, пр..обретённый, пр..знание
3) ра..крыть, ни..послать, во..хвалить
4) без..мянный, пред..стория, из..мать (из оборота)
5) ра..бой, и..ход, во..дать
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) не..жиданный, с..мнение, н..завтра
2) пр..забавный, пр..следовать, пр..рекание
3) и..бежать, ни. .падающий, ра..весёлый
4) об..грать, раз..скать, без..сходный
5) раз..ярённый, нав..ючить, ад..ютант
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) нед..оценка, не..бстрелянный, с..гнуть
2) пр..ближённый, пр..дать (вид), пр..ступить (к делу)
3) бе..душный, бе..крайний, не..держанный
4) под..тожить, раз..грать, до..сторический
5) с..ёмка, пред..юбилейный, раз..единить
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) под..тожить, дез..нформация, роз..ск
2) пр..словутый, пр..стижный, пр..чёска
3) из..ять, двух..ярусный, пред..явить
4) во..певающий, чере..чур, не..держанный
5) р..зыск, р..ссыпь, р..сказни
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) бе..возвратный, и..меритель, и..давна
2) спорт..нвентарь, контр..гра, вз..мают
3) необ..ятный, компан..он, с..ежиться
4) пр..одолеть, пр..цедент, пр..пятствие
5) на..писать, о..дать, пре..сказать
13.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) и..подлобья, ра..мечтался, ра..жаловать
2) грузопод..ёмник, раз..яснять, об..ём
3) с..змала, вз…скать, без..дейный
4) пр..мудрый, пр..ступление, пр..неприятный
5) пр..верженец, пр..терпеться, пр..ключение
14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) бе..рассудный, во..главить, бе..донный
2) сверх..нтересная, по..ск, меж..нститутский
3) пр..влекательность, пр..слушиваясь, пр..подавать
4) с..трудник, низк..рослый, в..круг
5) без..ядерный,автопод..ёмник, из..явить
15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) пред_юбилейный, п_едестал, в_южный,
2) пр_имущество, пр_вратиться, пр_думанный
3) и_черпать, ра_даривать, во_требовать
4) с_митировать, без_нтересный, из_мать
5) пр..мьера, пр..тензия, пр..людия
ЕГЭ. Задание 10
2 вариант
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- вз..ерошить, порт..ера, с..естной
- с..подчинение, раз..чаровать, без..тказный
- непр..взойдённый, пр..большой, сопр..частность
- и..коверкать, ра..ширить, ра..торгнуть
- на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- бе..жизненный, не..держанность, бе..человечный
- п..дсказывать, п..никнуть, не..глядный
- меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый
- пр..встать, пр..клеить, пр..градить
- раз..скать, без..дейный, под..грать
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- ра..ширить, и..тратил, ра..цвет
- на..треснутый, о..бойный, о..гладил
- неот..емлемый, выб..ется, из..ян
- пр..писывать, пр..сытиться, пр..видеться
- без..скусный, без..нициативный, вз..скать
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- от..брать, п..знавательный, под..браться
- пред..стория, без..дейный, не..звестный
- ро..черк, не..гибаемый, и..подтишка
- об..ём, видеос..ёмка, под..ехать
- пр..остановить, пр..готовить, беспр..кословно
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- пред..юльский, вз..скание, за..скивать
- з..частую, н..илучший, поз..вчера
- пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
- чере..чур, бе..болезненный, не..держанный
- гидропод..ёмник, без..ядерный с..еденный
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- сер..ёзный, об..ективный под..езд
- под..брать, запр..кинуть, не..бозримый
- пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный
- бе..характерный, ра..кидать, в..пышка (света)
- под..тожить, без..скусственный, не..скусный
7. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- и..подтишка, не..группированный, в..бираться
- без..нициативный, до..грать, без..нтересно
- пр..старелый, пр..дел (желаний) , пр..поднести
- не..хваченный, пр..молчать, р..зместить
- квартирос..емщик, об..ем, ад..ютант
8. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е
- р..спорядиться, с..гласие, поз..вчера
- пр..ложение, пр..озёрный, пр..огромный
- ра..царапать, и..печь, бе..шумный
- меж..гровой, сверх..нтересно, дез..нформация
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- раз..скать, без..сходный, по..грать
- пр..беречь, пр..обретение пр..школьный
- по..бородок, по..бросить, пре..сказать
- и..гнать, не..гораемый, ра..грызть
- всеоб..емлющий, комп..ютер, сверх..естественный
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- бар..ерный, с..язвить, обез..яна
- бе..звёздный, и..мельчить, бе..пробудный
- на..кусить, о..дать, по..твердить
- воз..меть, пред..юньский, пред..дущий
- пр..брежный, пр..шелец, пр..ступить (к делу)
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. о..ходить, на..писать, о..растить
2. ра..потрошить, ни..падающий, не..держанный
3. пр..бабушка, от..йти, поз..вчера
4. пр..амбула, пр..мудрый, пр..следовать
5. сверх..зысканный, двух..мпульсный, супер..гра
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1. без..скусный, по..скать, вз..мать
2. пр..бежать, с..звездие, об..йти
3. чере..чур, в..помнить, ни..вергать
4. пр..чудливый, пр..ютить, пр..мер
5. четырех..ярусный, под..ячий, ад..ютант
13. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
1. нед..варить, н..дломить, п..бежать
2. ра..говориться, во..нестись, не..дешний
3. пр..усадебный, пр..странный, пр..клеить
4. от..драть, н..дкусить, з..бежать
5. по..нажать, на..сечь, по..лететь
14. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Пр..брежный, пр..добрый, пр..ступить (к делу)
2. От..брать, п..знавательный, под..браться
3. По..бородок, о..бросить, пре..сказать
4. И..древле, обе..доленный, не..добровать
5. (знак) пр..пинания, пр..вратить, пр..зент
15. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна
и та же буква. Запишите номера ответов.
1. Бе..донный, ..горевший, во..кликнуть
2. С..звучный, расп..ложить, пр..варить
3. Непр..одолимый, пр..зывающий, пр..спосабливающийся
4. Пред..инфарктный, меж..нтернатский, без..нициативный
5. По..кладка, на..строчный, по..лететь
ОТВЕТЫ 1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
235 | 25 | 2345 | 134 | 1234 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
23 | 34 | 1234 | 24 | 125 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
345 | 124 | 2345 | 1245 | 45 |
ОТВЕТЫ 2 вариант
- 24
- 235
- 15
- 134
- 235
- 24
- 35
- 145
- 23
- 45
- 245
- 24
- 25
- 25
- 25
Предварительный просмотр:
Тест 10 класс. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 1. Определите вид изобразительно-выразительного средства. 1. Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. ___________________________________________ 2. Как град посыпалась картечь. ___________________________________________ 3. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. ___________________________________________ 4. Забормотал спросонок гром. ___________________________________________ 5. В сто сорок солнц закат пылал. __________________________________________ 6. Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. __________________________________________ 7. Черное золото. __________________________________________ 8. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. ___________________________________________ 9. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. ___________________________________________ 10. Вернусь к родному очагу. ___________________________________________ | Тест 10 класс. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 2. Определите вид изобразительно-выразительного средства. 1. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. _________________________________________ 2. Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!. ____________________________________________ 3. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. ____________________________________________ 4. Море слез она пролила. ___________________________________________ 5. Съешь еще ложечку, пожалуйста. __________________________________________ 6. Убогая роскошь наполняла это странное пространство. ___________________________________________ 7. Студент нынче пошел не тот. __________________________________________ 8. Густеет облаков волнистое руно. __________________________________________ 9. Уж небо осенью дышало… ___________________________________________ 10. Братья наши меньшие. ___________________________________________ |
Тест 10 класс. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 1. Определите вид изобразительно-выразительного средства. 1. Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше. ___________________________________________ 2. Как град посыпалась картечь. ___________________________________________ 3. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. ___________________________________________ 4. Забормотал спросонок гром. ___________________________________________ 5. В сто сорок солнц закат пылал. __________________________________________ 6. Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал. __________________________________________ 7. Черное золото. __________________________________________ 8. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. ___________________________________________ 9. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. ___________________________________________ 10. Вернусь к родному очагу. ___________________________________________ | Тест 10 класс. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 2. Определите вид изобразительно-выразительного средства. 1. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. _________________________________________ 2. Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки!. ____________________________________________ 3. А волны моря с печальным рёвом о камень бились. ____________________________________________ 4. Море слез она пролила. ___________________________________________ 5. Съешь еще ложечку, пожалуйста. __________________________________________ 6. Убогая роскошь наполняла это странное пространство. ___________________________________________ 7. Студент нынче пошел не тот. __________________________________________ 8. Густеет облаков волнистое руно. __________________________________________ 9. Уж небо осенью дышало… ___________________________________________ 10. Братья наши меньшие. ___________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изобразительно- выразительные средства Тропы Синтаксические Средства (фигуры речи) Эпитеты Метафоры Метонимия Синекдоха Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Гипербола Литота Перифраз Сравнение Инверсия Синтаксический параллелизм Олицетворение Антитеза Оксюморон Эллипсис
Тропы – обороты речи, в которых слова употребляются в переносных значениях для усиления художественной выразительности. Фигуры речи – необычайный оборот речи, ее особое синтаксическое построение, которые писатель использует для усиления выразительности.
Троп. Метонимия Метонимия – замена названия какого-либо предмета, явления названием другого предмета, явления по смежности: автор и его произведение, посуда и пища, форма и содержание. Читал охотно Апулея , А Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) «Я три тарелки съел !» (И.А. Крылов)
Троп. Синекдоха Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) Все спит – и человек, и зверь, и птица. (Н. В. Гоголь ) Синекдоха – разновидность метонимии, перенос с части на целое и с целого на часть.
Троп. Гипербола и литота Литота – наоборот, художественное преуменьшение. «Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка!» (А.С. Грибоедов) Гипербола – художественное преувеличение . В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Троп. Сравнение Как град посыпалась картечь! (А.С. Пушкин) Огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушенный. Сравнение – изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим (есть союзы как, будто, словно и т.п.)
Троп. Перифраза (перифраз) Перифраза – замена слова (названия или явления) описательным выражением. Уголь и нефть — «черное золото». Хлопок — «белое золото». Газ — «голубое золото». Петербург – «Петра творенье».
Аллегория Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью выделить его существенные черты. Например, в сказках и баснях хитрость аллегорически изображается лисой, коварство – змеей, глупость – ослом и т.п.
Фигура речи. Риторические фигуры (вопрос, восклицание, обращение) Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? А.С. Пушкин Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! Н.А. Некрасов Это фигуры речи, призванные привлечь внимание читателя, слушателя, эмоционально выразить мысль.
Фигура речи. Анафора и эпифора Анафора – единоначатие , повторяющиеся элементы в начале смежных фраз. Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем… М.Ю. Лермонтов Эпифора – одинаковая концовка фраз, стихов. Силы даны мне судьбой, Удача дана мне судьбой, И неудача — судьбой; Всё в мире вершится судьбою . М . Гаспаров
Фигура речи. Парцелляция Парцелляция – фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. (Е.В. Гришковец)
Фигура речи. Градация Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж ? Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
Фигура речи. Инверсия Инверсия – обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова, обстоятельство образа действия — перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами ). Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. М.Ю. Лермонтов Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.
Фигура речи. Параллелизм Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений. В лоб целовать — заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать — бессонницу снять. В глаза целую. М . Цветаева
Фигура речи. Антитеза Антитеза (противопоставление) - резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста . Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М.Ю. Лермонтов
Фигура речи. Оксюморон Живой труп Горячий снег Сладкая горечь Оксюморон – сочетание несочетаемого, несовместимого; сочетание слов, противоположных по смыслу.
Фигура речи. Эллипсис Эллипсис – пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать… К. Чуковский «Ей он рассказывает одно, а нам — совершенно другое»
Гротеск Гротеск – предельное преувеличение или преуменьшение, основанное на причудливом, часто уродливом сочетании фантастического и реального, страшного и смешного. Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В. Солоухин)
Многосоюзие Многосоюзие - многократное повторение союза, что подчеркивает значение каждого компонента конструкции. И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. А. Пушкин
Бессоюзие Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Швед, русский - колет , рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон… А. Пушкин
Перенос ( анжанбеман ) Перенос ( анжанбеман ) - несовпадение смысловой и ритмической паузы в стихе, когда конец фразы не совпадает с концом стиха. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. (И.А. Бунин)
Аллитерация и ассонанс Аллитерация – повторение согласных звуков, придающее особую выразительность стиху, фразе. Лебедь уплыл в полумглу, Вдаль, под луною белея. Ластятся волны к веслу, Ластится к влаге лилея . (К.Д. Бальмонт) Ассонанс - повторение гласных звуков (обычно ударных), придающее музыкальность, выразительность стиху, фразе. Уж ты пустошь, моя пустошь — Душа выстуженная: Душа грустная, Натруженная Занедужившая .
Плеоназм и тавтология Плеоназм – оборот речи, в котором сочетаются однозначные, излишние слова. Август месяц, Главная суть, Впервые познакомиться Тавтология – повторение однокоренных слов. Масло масляное, Приснилось во сне, Спросить вопрос
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. недоум .. вающий , плеч..вой удруч .. нный , одеж.. нка веснушч .. тый , прогул.. чный ирланд ..кий, кавказ ..кий одиноч .. ство , (по) старш .. нству
2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. матерч .. тый , помещ ..чий издавн .., агитир .. вать ветр .. ная (мельница), удоста .. вая завед ..вал, (переписать) набел .. фланел ..вый, затм .. вать
3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. повел.. вая , сирен..вый сит.. чко , заботл ..вый вкрадч ..во, оскуд .. вать реч .. нка , еж..вый скольз ..кий, абонент..кий
4. У кажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. вкрадч ..вый, отапл .. вать продл .. вать , син .. ва леденц ..вый, ухаж ..р экзотич .. ский , увес .. стый свидетельн .. ца , задабр .. ваемый
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. расчётл ..вый, солом.. нка обустра .. ваться , горош ..к претерп .. вая , повизг .. вать оранж ..вый, дешёв .. нький кали..вый , плать .. це
6. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. ткан..вый , отчётл ..во застр .. вание , сол ..вой трав.. нистый , им.. нной (билет) навед .. ваться , аплодир ..вали камыш..вый , нож.. вка
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. жалостл ..вый, намер .. ваться наставн .. чество , обогр .. вать обрад .. вать , оборуд .. вание сердц ..вина, стрях .. вать взрывч .. тый , изредк ..
8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. нищ..та , горош ..к рубаш .. нка , дириж ..р ноч .. вать , тяж.. сть скваж ..на, фасол ..вый взрывч .. тый , досух ..
9. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. исслед .. вать , (свернуть) вправ .. молодц .. ватый , классиц .. зм чайнич ..к, завинч .. вая фасол ..вый, отзывч ..вый переливч .. тый , издавн ..
10. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. (город) обезлюд ..л, подшуч .. вать (над приятелем) сторож..вой (пёс), продл .. вая (визу) леле ..л (мечту), коричн .. ватый (оттенок) унаслед .. вать (землю), агитир .. вавший (за кандидата) клетч .. тые (брюки), (протереть) досух ..
Проверь себя! 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 14 45 14 125 14 25 35 135 15 245 Критерии оценивания: 10 - «5» 9-8 – «4» 7-5 – «3» 4-0 – «2»
Домашнее задание Выполнить тест «Одна и две буквы Н в суффиксах отыменных прилагательных» на сайте « Фоксфорд ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторим! Вставьте нужный суффикс (-к- или - ск -). У Швабрина было несколько француз..их книг. Вдоль берега моря раскинулся рыбац .. ий посёлок. В казац ..их степях, наглотавшись мороза, он радуется промелькнувшей сосне. Навстречу дул рез.. ий , пронзительный ветер.
Повторим! Перепишите прилагательные, объясните написание гласной в суффиксе. участл ..вый обидч ..вый сирен..вый дожд ..вой заботл .. вый эмал ..вый
Найдите неправильные написания слов и исправьте ошибки. туманная мгла ветренная подруга длинные тени серебренный век соболинный мех оловяный солдатик тума нн ая мгла ветре н ая подруга дли нн ые тени серебря н ый век соболи н ый мех оловя нн ый солдатик
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Двадцать первое апреля. Классная работа.
Домашнее задание. Параграф 39, выполнить упражнение 214 ( II ).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику Не дано обоснованного ответа на поставленный вопрос. Не выявлены (или выявлена только одна ) две функции языкового явления. Не приведены аргументы из текста (или приведен только один ), иллюстрирующие функции языкового явления.
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику Приведены аргументы не из предложенного текста . Примеры-аргументы не соответствуют обоснованию. Пересказан текст или процитирован большой его фрагмент.
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику В работе нарушено абзацное членение (не выделены все необходимые абзацы или неоправданно выделены дополнительные). Нарушена логика изложения, мысли не взаимосвязаны.
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тематику В работе отсутствует композиция. Сочинение не характеризуется логической завершенностью. Нарушены языковые нормы.
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения по фрагменту из текста
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения по фрагменту из текста Дано неверное толкование содержания фрагмента, не понят смысл, заложенный во фразе. Не приведены аргументы из текста (или приведен только один ), соответствующие объяснению содержания фрагмента.
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения по фрагменту из текста Приведены аргументы не из прочитанного текста или из жизненного опыта. Пересказан текст или процитирован большой его фрагмент.
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения по фрагменту из текста В работе нарушено абзацное членение (не выделены все необходимые абзацы или неоправданно выделены дополнительные). Нарушена логика изложения, мысли не взаимосвязаны.
Основные ошибки и недочеты при написании сочинения-рассуждения по фрагменту из текста В работе отсутствует композиция. Сочинение не характеризуется логической завершенностью. Нарушены языковые нормы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомьтесь с экзаменационными моделями сочинения-рассуждения . Сравните предложенные модели. Что в них общего ? В чем разница ?
Модель № 1
После ознакомления с публицистическим или художественным текстом учащимся предлагается ситуация на лингвистическую тему . Например , двое учеников спорят на тему, нужны ли знаки препинания.
Помогите доказать точку зрения одного из спорщиков. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующего разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование .
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле , раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей одному из учеников, так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени одного из учеников . Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов . Сочинение пишите аккуратно , разборчивым почерком .
Зачем нужны знаки препинания? (Образец) Вопрос о роли знаков препинания в письменной речи и о необходимости знания правил пунктуации возникал и среди моих одноклассников. Мнения наши тоже разделились. Некоторые ребята, в основном те, у кого трудности с русским языком, считают, что без запятых, тире и прочих знаков можно запросто обойтись, потому что «и так всё понятно». Другие же, наоборот, уверены в их необходимости. И действительно, ведь у знаков препинания такие важные функции!
Во-первых. они разделяют предложения к тексте, части сложного предложения, однородные члены, отделяют прямую речь от слов автора. Наличие точек в конце предложения помогает автору передать повествовательную интонацию, а поставленное в конце предложения многоточие является не только разделяющим знаком, но и позволяет выразить состояние героя: задумчивость, погружённость в свои чувства.
Во-вторых, знаки выделяют обособленные члены предложения, прямую речь, Например, выделение запятыми вводных слов в предложениях подсказывает читателю, где необходима пауза, помогает только прочитать предложение с правильной интонацией.
Прав был К. Паустовский, сравнивая знаки препинания с нотными знаками: они руководят интонацией, помогают автору оформить мысли и передать чувства, а читателю понять их. Без знаков препинания такое общение было бы затруднительным. А сомневающимся можно предложить эксперимент: уберите из текста все запятые, тире, точки - словом, все знаки, попробуйте прочитать. Думаю, вы поймёте, почему в языке возникла система знаков препинания.
Модель № 2
После ознакомления с публицистическим или художественным текстом учащимся предлагается порассуждать над смыслом одной из фраз текста.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните , как вы понимаете смысл фразы из текста: «____________________». Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов . Сочинение пишите аккуратно , разборчивым почерком .
Что общего?
Приведите 2 аргумента из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование . Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов . Сочинение пишите аккуратно , разборчивым почерком.
В чем различие?
Модель № 1 Лингвистическая ситуация и рассуждения связаны со знанием норм русского литературного языка. Модель № 2 Вам необходимо продемонстрировать умение анализировать и интерпретировать фрагмент публицистического или художественного текста.
Подумайте, какая модель поможет вам легче и быстрее справиться с заданием и при этом получить более высокий балл? Почему? Модель № 1 Лингвистическая ситуация Модель № 2 Анализ фрагмента текста
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К основным приемам компрессии исходного текста относятся… 1. Исключение
Исключение повторов Чувства - это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. (По материалам Интернета) Фрагмент исходного текста
Исключение повторов Чувства - это внутреннее отношение человека к окружающему. Неотъемлемая часть нашей личности. Вариант сжатия
Исключение одного или нескольких из синонимов Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Фрагмент исходного текста
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Вариант сжатия Исключение одного или нескольких из синонимов
Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову) Фрагмент исходного текста
Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Вариант сжатия Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций
Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? (Из учебной литературы) Фрагмент исходного текста
Почему Куприн так часто менял свои профессии? Вариант сжатия Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать прием исключения предложений: оставить только первое из трех.
Исключение однородных членов при обобщающем слове Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. (По В.И. Курбатову) Фрагмент исходного текста
Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Вариант сжатия Исключение однородных членов при обобщающем слове
Исключение одного или нескольких предложений Взаимоотношения подростков и родителей - тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что все, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. (По А. Прихожан) Фрагмент исходного текста
Взаимоотношения подростков и родителей - тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. Вариант сжатия Исключение одного или нескольких предложений
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.
К основным приемам компрессии исходного текста относятся… 2 . Обобщение
Замена однородных членов обобщающим наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян ) Фрагмент исходного текста
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает . Вариант сжатия Замена однородных членов обобщающим наименованием
Замена прямой речи косвенной «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», - ответила горничная на вопрос великой балерины. (По В. Носовой) Фрагмент исходного текста
Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья. Вариант сжатия Замена прямой речи косвенной
З амена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? Фрагмент исходного текста
Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? Вариант сжатия З амена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
К основным приемам компрессии исходного текста относятся… 3. Упрощение
Слияние нескольких предложений в одно Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. (По С. Львову) Фрагмент исходного текста
Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. Вариант сжатия Слияние нескольких предложений в одно
Замена предложения или его части указательным местоимением Уметь дружить и любить - большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определенные испытания, проверку на прочность. (По материалам Интернета) Фрагмент исходного текста
Уметь дружить и любить - Большое искусство. Об этом часто говорят психологи. Вариант сжатия Замена предложения или его части указательным местоимением
Замена сложноподчиненного предложения простым Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. (Из периодической печати) Фрагмент исходного текста
Настроение зависит не от самих событии, а от их восприятия нами. Вариант сжатия Замена сложноподчиненного предложения простым
Замена фрагмента предложения синонимичным выражением А) замена придаточного определительного синонимичным определением
Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. Фрагмент исходного текста
Вариант сжатия Замена сложноподчиненного предложения простым Автомодели, снабженные электродвигателями . принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом
Замена фрагмента предложения синонимичным выражением Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв) Фрагмент исходного текста
Вариант сжатия Замена сложноподчиненного предложения простым Анализируя события , относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том , что есть и будет, не забывай о том, что было.
Сокращение количества частей сложного предложения Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными. (Из периодической печати) Фрагмент исходного текста
Вариант сжатия Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания . Сокращение количества частей сложного предложения Из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного оставлено то, которое обладает большей смысловой емкостью в данном контексте.
Пример комплексного применения приемов сжатия
Пример комплексного применения приемов сжатия Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьёв) Фрагмент исходного текста
Вариант сжатия Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом. Сокращение количества частей сложного предложения В ходе сжатия данного фрагмента текста использована: одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом
Вариант сжатия Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом. Сокращение количества частей сложного предложения В ходе сжатия данного фрагмента текста использована: замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением;
Вариант сжатия Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом. Сокращение количества частей сложного предложения В ходе сжатия данного фрагмента текста использована: замена придаточных дополнениями
Вариант сжатия Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом. Сокращение количества частей сложного предложения В ходе сжатия данного фрагмента текста использована: замена слова с отрицанием лексическим синонимом
Основные приемы сжатия текста Спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки к олимпиаде 5-9 класс.
Материалы взяты с официального сайта www.cambridgeesol.org/exams/...
материалы для подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ
В этой папке я собираю все найденные мной материалы для подготоки учащихся к выпускным экзаменам. Это огромный банк аргументов, примеров, схем, сайтов для успешной сдачи экзаменов....
материалы для подготовка к ЕГЭ
в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...
материалы для подготовка к ЕГЭ
в этой папке я собираю материалы для успешной сдачи выпускного экзамена...
Материалы для подготовки к ГИА по алгебре
решение текстовых задач различных видов....
Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ по культуре речи
В данной работе я хочу познакомить с дидактическими материалами по культуре речи. Цель данной работы: развитие речевых навыков учащихся, необходимых и при сдаче экзамена, и в общении. Зад...

материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ...