Рабочая программа по русскому языку для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Манзык Мария Васильевна

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования. Русский язык (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_russkomu_yazyku_9_klass.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе Примерной программы основного общего образования. Русский язык (Стандарты второго поколения) и в соответствии с основной образовательной программой МБОУ СОШ

Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:

  1. Русский язык 9  класс: учебник для общеобразовательных учреждений  в 3ч. под редакцией С.И.Львова, В.В. Львова. – М.: Мнемозина, 2013.
  2. Прохватилина Л.В. Проверь себя. 9 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. – М.: Мнемозина, 2014
  3. Львов В.В.  Тесты по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В трех частях» /С.И.Львова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Изучение русского языка в 9 классе, согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, направлено на достижение целей:

  • воспитание любви к родному языку, отношения к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
  • обеспечение языкового развития учащихся, овладения разнообразными видами речевой деятельности;
  • формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
  • развитие умений школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке;
  • использование языка в разных ситуациях общения, соблюдение норм речевого этикета.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение задач:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Данная программа также рассчитана на 102 часов -3 учебных часа в неделю. Дополнительные 34 часа отведены на развитие речи обучающихся (21 час) и повторение изученного материала (13 часов) в целях подготовки к ГИА. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – 21 час и текстоведение – 13 часов, которые равномерно распределены по четвертям:

№ п/п

Текстоведение

Развитие речи

1

Текст и его признаки. Основные требования к содержанию текста: соответствие его теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, последовательность изложения, правильность выделения абзацев, достоверность фактического материала.

Изложение  «Лебедь»

Сочинение по данному тесту «Грустная история»

2

Основные средства связи предложений в тексте.

Изложение «Лувр»

Сочинение по данному тексту «Садово-парковое искусство»

3

Основные этапы подготовки  и написания изложения на основе прочитанного или прослушанного текста.

Изложение «Памятник Петру Великому»

Сочинение по картине В.А.Тропинина «Памятник Пушкину»  

4

Основные приемы сокращения информации при написании сжатого изложения прочитанного или прослушанного текста.

Сжатое изложение  «Моя первая учительница»

Контрольное сжатое изложение «Земля наша справедлива во всем»

5

Основные этапы создания текста.

Сочинение по картине И.И.Левитана «Тихая обитель»

Сочинение по данному тексту «Признание в любви родному краю»

6

Рассуждение как тип речи и его виды.

Изложение «Портрет Шаляпина»

Сочинение «Два портрета»

7

Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры.  Основные речевые стандарты (клише)

Рецензия на книгу

Сочинение «Остановись, мгновение!»

8

Публичная речь как разновидность устной речи, обращенной к аудитории. Основные требования к публичному выступлению.

Контрольное сжатое изложение «Прости меня, мама!»

Контрольное сочинение  «Каким я представляю себе красивого человека?»

Пробный ГИА. Изложение

Пробный ГИА. Сочинение

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены, предусмотренные Примерной программой:

  • уроки развития речи- 21 час;
  • контрольные диктанты и тесты- 14 часов;
  • контрольные сочинения- 2;
  • контрольные изложения- 2;

Так как новый федеральный стандарт требует иных результатов изучения учебного предмета, я считаю необходимым представить контрольные работы в различных формах: диктант с грамматическим или языковым анализом текста, тест, зачет.

Виды контроля: входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос, сочинение-миниатюра, анализ художественного текста, письмо по памяти, работа с орфографическим и орфоэпическим минимумом, работа с картой памяти, пересказ лингвистического текста, изложение-миниатюра.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме тестов и контрольных работ.

Типы уроков в соответствии системно – деятельностного подхода: урок «открытия» нового знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность

Познавательные УУД:

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД:

умение общаться, взаимодействовать с людьми.

  1. выполнять законы, принимать Конституцию как основной закон государства;
  2. приводить примеры общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия,  народов ЯНАО;
  3. демонстрировать нравственное поведение при любых изменениях внешней среды, при любых условиях и обстоятельствах, принимать решения в ответ на любую изменившуюся ситуацию, давать дельные советы в случае необходимости;
  4. проявлять высокий уровень эстетического вкуса;
  5. высказывать аргументированные суждения в различных областях литературы и искусства, проявлять стремление к самовыражению через различные средства эстетической деятельности.
  1. ставить перспективные цели, осознанно формулировать и реализовывать задачи, способствующие достижению перспективных целей;
  2. полностью самостоятельно и осознанно организовывать свою деятельность в любых условиях, уделяя внимание всем элементам самоорганизации: постановке целей, формулировке задач, организации деятельности, самооценки, самоконтроля, проведению коррекции своей деятельности;
  3. адекватно и прогностически оценивать  собственные организаторские способности, вырабатывать систему постоянной работы над собой (этап зрелого самовоспитания);
  4. проявлять творческое отношение к общему способу решения учебной задачи, проявлять мотивированную избирательность интересов;
  5. выдвигать содержательные гипотезы, проявлять активность в определении содержания способов деятельности и их применении в различных условиях;
  6. самостоятельно строить новый способ действия, модифицируя известный способ,  критически оценивать свои учебные действия;
  7. успешно контролировать соответствие выполняемых действий  соответствующей схеме, вносить коррекцию в схему действий ещё до начала их фактического выполнения;
  8. самостоятельно оценивать свои возможности в решении новой задачи, учитывая возможное изменение известных ему способов действия, исходя из чёткого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения;
  9. планировать свою деятельность в учебной и жизненной ситуации (в том числе через проект);
  10. определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
  11. составлять план и последовательность действий;
  12. ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; принимать решение в проблемной ситуации;
  13. прогнозировать результат собственной деятельности;
  14. вести самоконтроль учебной деятельности;
  15. вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственной деятельности;
  16. уметь самостоятельно контролировать своё время;
  17. выделять и осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  1. проявлять потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;
  2. использовать приемы анализа и синтеза, применять их к материалу межпредметного характера;
  3. уметь выполнять проблемные задания сравнительно-обобщающего типа;
  4. владеть приемами доказательства;
  5. уметь определять структуру текста (соответствие литературной формы содержанию текста);
  6. использовать различные формы фиксирования звучащего текста (план, тезисы, конспект, таблицы, графики);
  7. писать рецензии на книгу, фильм, спектакль;
  8. писать сочинения разных видов; тексты докладов, рефератов, рецензий, аннотации к книгам, фильмам, теле- и радиопередачам;
  9. делать выписки из книг в связи с изучаемым материалом;
  10. вести записи за докладчиком, учителем, лектором;
  11.  пользоваться сокращенными видами записей (план, тезисы, конспект, график, таблица, диаграмма);
  12. редактировать свой и чужой текст; составлять заявление, расписку, автобиографию;
  13. самостоятельно проводить исследования, используя различные источники информации;
  14. писать рецензию на проектно-исследовательскую работу;
  15. владеть менеджерскими умениями (умение самостоятельно проектировать процесс (изделие); умение планировать деятельность, время, ресурсы; умения принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности, её хода и промежуточных результатов);
  16.  самостоятельно выполнять учебные задания, находить проблему и способы ее решения, активно участвовать в овладении знаниями, в проблемных упражнениях, дополнять и уточнять ответы товарищей, вносить элементы самостоятельности в сочинения, в решения задач, проявлять оригинальность в решениях.
  • Обладать всеми манерами приятного общения, уверенно чувствовать себя и ориентироваться в любом обществе, занимая гуманистическую позицию;
  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов другого, достойно признавать ошибочность своего мнения.

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

По итогам государственной итоговой аттестации-2016 в формате ОГЭ  по русскому языку определены содержательные элементы, вызвавшие затруднения у выпускников.

По западающим элементам запланирована работа по их коррекции, оптимизированы формы и методы организации учебной и внеучебной деятельности в контексте системно-деятельностного подхода (индивидуальная работа, консультации в соответствии с графиком, моделирование содержания учебного материала в таблицах, схемах, опорных конспектах).

2. Содержание тем учебного курса.

Русский литературный язык (4 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (10 ч + 2+1 ч)

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение (1ч)

Сложносочиненные предложения (6ч +1 ч)

Сложноподчиненные предложения (14 ч +5+2ч)

Бессоюзные сложные предложения (8 ч + 2+1 ч)

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (8ч.+1+1)

Синтаксические конструкции с чужой речью (6ч+2+1)

Повторение изученного в 9 классе (16ч.+7+1).

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приложение)

Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие речи

Текстоведение

Русский литературный язык

4

1

1

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

10

2

2

1

Сложносочиненные предложения

6

2

1

Сложноподчиненные предложения

14

2

5

2

Бессоюзные сложные предложения

8

1

2

1

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

8

2

1

1

Синтаксические конструкции с чужой речью

6

2

1

Повторение изученного в 9 классе

16

1

7

1

ИТОГО

102

10

21

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...