Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты по русскому языку

Манзык Мария Васильевна

Одаренность- сочетание трех компонентов:

мотивации, ориентированной на выполнение задания,

выдающихся умственных способностей и креативности.

Д. Дж. Рензулли

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi_.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Одаренность- сочетание трех компонентов:

мотивации, ориентированной на выполнение задания,

выдающихся умственных способностей и креативности.

Д. Дж. Рензулли

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Каждый одарен каким-либо талантом, способностями, каждый многогранен от природы, нужно помочь ребенку развить эти способности, раскрыть эти качества, заложенные в нем, «отшлифовать грани».   Следует лишь создать условия для развития творческих способностей каждого учащегося, их совершенствования в ходе школьного образовательного процесса.

Задача педагога - как можно раньше обнаружить, распознать природные наклонности ученика, развить их и дать толчок к самореализации творческой личности. Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.  На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, так и умение ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к выбору, способным нести ответственность за него, максимально использовать свои способности.

Каждый одаренный ребенок – это индивидуальность, которая требует особого подхода. Именно поэтому обучение и воспитание таких учащихся необходимо осуществлять с опорой на индивидуализацию и дифференциацию, на доверие и поддержку, на привлечение одаренных детей к участию в различных творческих конкурсах и акциях. 

Работу с талантливыми детьми условно  можно разделить на две группы:  урочную и внеурочную.

По моему мнению, ключевым в этом процессе является урок, потому что все происходящее на нём  главное: обучение, выявление способностей ребенка и направление их развития. Ведущая цель обучения и воспитания одаренных детей на уроках русского языка и литературы - создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Весомое значение в системе работы по формированию талантливого ребенка имеет личностно ориентированный урок, на котором учитель создает условия для самореализации ученика, выдерживая единство методических компонентов (интерактивных методик, метода проектов, диалогизации  учебного процесса, применяя индивидуальные, групповые, парные формы работы). Это обеспечивает мотивацию учебной деятельности учащихся, дает возможность определить и проявить каждому из них потенциальные способности. Также на   уроках  русского языка и литературы использую проблемный метод как активное обучение, потому что именно он учит думать логично, научно, активизирует работу мысли, формирует не просто знания, а знания-убеждения, которые являются основой для формирования научного мировоззрения и  навыков поисковой и  исследовательской деятельности. Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а процесс припоминания того, что учащиеся уже изучали, превращает учение в творческую работу. Задания при применении этого метода просты по конструкции, но имеют высокую концентрацию творчества. Например, серия вопросов, одна строчка стихотворения, высказывания известных людей служат импульсом к творческой работе.

Современный урок русского языка и литературы - это урок демократический, характерными признаками которого являются:

• подготовка не языковедов-теоретиков, а гуманных образованных людей;
• обучение не словом, а делом; 
• проведение его не для учеников, а вместе с ними;

• обеспечение полного усвоения учебного материала на уроке.

 Следует помнить, что именно на уроках учащийся получает важную  самообразовательную компетенцию, которая воспитывает внутреннюю дисциплину, отсутствие страха перед аудиторией, умение планировать свою деятельность, выбирать собственные способы решения проблем и давать объективную самооценку своим достижениям. Индивидуальные задания, которые основываются  на исходном уровне знаний, умений и навыков, интеллектуальных умениях, играют важную роль в обучении способных детей. Учащимся предлагаю индивидуализированные задания четырёх видов: обязательные (назначенные учителем), альтернативные (выборочные), приведѐнные учителем для добровольного выполнения, добровольные задания,  которые предлагают сами ученики.

 На учебных занятиях происходит и первое выявление творческого потенциала способного ребенка, появляется заинтересованность предметом, что потом приведет учащегося к соответствующей научной деятельности. Именно на уроках и при подготовке к ним учащиеся проводят первые мини-исследования, приобретают первые навыки самоконтроля на основе введения учителем в структуру занятия ситуаций самооценки и оценки работы в парах, группах.

Сегодня обычными стали для учащихся нашей школы уроки-конференции, уроки-путешествия, семинары, пресс-конференции, уроки-суды, экскурсии, диспуты, интеллектуальные игры. В работе с одаренными детьми предпочитаю использовать нестандартные формы уроков. Это дискуссии и диалоги, семинары, практикумы, задания игрового характера, использую всевозможные ребусы, широко применяю творческие задания. Важно обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На таких уроках учащиеся учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.

Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творчестве. Поэтому провожу уроки, пробуждающие   фантазию учащихся. Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы начинаю  с творческих пятиминуток: «минута созерцания вещей окружающего мира», «минута любования природой», «минуты фантазии». Пусть ребенок, вращаясь вокруг, увидит в ветвях деревьев, в травах, в узорах осенней листвы какое-то настроение, какое-то чудо, сказку и поделится своими наблюдениями в сочинениях-миниатюрах. Можно предложить такую тему: «О чем шепчет желтый лист, когда отрывается от ветки и летит по ветру?» или  такой вид творческой работы:

-Послушайте, какую историю рассказал однажды В.Луговской писателю К.Паустовскому.

«Понимаешь, какой странный случай. Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещён. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга…»

- Как вы думаете, трудно ли быть писателем? Попробуйте свои силы, напишите, как сложилась судьба этого листочка.

Внеурочные формы и методы работы также обладают широкими возможностями развития способностей  учащихся. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является участие в творческих конкурсах,  интеллектуальных играх; очных и заочных олимпиадах различных уровней; занятия на элективных курсах, предметных кружках.

Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки), участие в конкурсе чтецов  «Живая классика», проведение вечеров поэзии, сценарии которых учащиеся  разрабатывают самостоятельно; участие в конкурсах сочинений разных уровней.

 Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет- проекты по предметам. Так учащиеся нашей школы принимают участие  в Интернет- олимпиадах по русскому языку, в проекте «Русский медвежонок», «Русское слово».

Внимательно изучив различные подходы в работе со способными учащимися, следует  отметить, что перспективным для развития  таких  учащихся является комплексное использования различных форм работы, методов диагностики одаренности и развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Список литературы

1.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006.-239с.

2. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой, СПб., Питер, 2009.- 140с.

3.Кошкин Н.В. Проектная деятельность учащихся и её роль в развитии одарённости.- О.В. Касперская. Система работы с одарёнными детьми – Волгоград, 2011.

4. Шумаков Н.Б. Одарённый ребенок: особенности обучения. Пособие для учителя.- М., 2006-204с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Бытует мнение, что все дети от природы гениальны, мы не будем углубляться в философские истоки этой мысли, так как практика все-таки показывает, что не все дети , даже на первоначальном этапе мо...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Выступление на районном семинаре по данной теме....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Как развивать одаренного ребенка?На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность у...

работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не тольк...

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы...