Здоровьеформирующие и зоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку (7 класс)

В публикации рассказано о здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологиях, применяемые на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие и зоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС

Баранова Ариадна Гурьевна

Технология

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Здоровье-сберегающая технология

Игровые технологии

ИКТ – технология

Метод проектов

Дистанционные образовательные технологии

Забота о сохранении здоровья обучающихся – важнейшая обязанность школы, отдельного учителя. Ребёнок должен осознавать, что быть здоровым – его обязанность перед самим собой, близкими, обществом.

гровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Игра для детей – это способ познания мира и своего места в нем, и поэтому она необходима для развития личности.  Игра помогает заинтересовать обучающихся во время урока, активизирует их деятельность. Ролевые и дидактические игры, соревнования, конкурсы, использование иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приёмов движения способствуют развитию произвольного внимания,  восприятия и всех видов памяти. Игра развивает и нормализует эмоцио-нально – волевую сферу.

Информационно-коммуникативные образовательные технологии.  Современный урок в коррекционной школе VIII вида невозможно провести без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли компьютерные технологии. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания смещается  от того «как лучше рассказать материал», к тому «как лучше его показать». Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучаю-ющихся. Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс , повысить  мотивацию обучения.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность, которая обучает элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов; развивает коммуникативные способности; прививает первоначальные умения собирать информацию из разных  источников, осмысливать её и использовать в выполнении проекта, активизирует навыки самостоятельной работы. Обучающиеся с НОДА и УО в силу своих особенностей над проектами работают совместно с учителем, т.е. учитель выступает в роли тьютора, который помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации.

Используя современные технологии, сегодня можно получить образование дистанционно. ДОТ – это не дань моде, а требование современного мира ,существующего в информационном пространстве. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребёнок – инвалид получил качественное образование (в случае недоступности обычного образования). Она позволяет сделать процесс обучения более продуктивным, дифференцированным, углубленным, гибким во времени и продолжительности. Обучающиеся получают навык информационно – коммуникативной культуры. ДОТ позволяет обучающимся с ОВЗ почувствовать социальное равноправие, т.к. имеет равные возможности: может принять участие в сетевых проектах. Отмечается и высокая мобильность (обратная связь): обучающийся может получить поддержку при выполнении домашнего задания, получить консультацию, пройти обучающее тестирование, дополнить и проверить свои знания по теме, повторно разобрать пройденный урок .

Здоровьесберегающая технология используется на каждом уроке на разных этапах:

- двигательная активность (физкультминутки, чередование сидения и передвижения по классу, упражнения для мышц спины и плечевого пояса (например, при изучении темы  "Правописание падежных окончаний имён существительных  1 склонения" в род.п. пишется буква "и", а в дат., предл.п "Е".На экране поочерёдно появляются слова, в которые нужно вставить букву "Е"или "И". Дети приседают, если нужно вставить букву "Е", если букву "И"-хлопают в ладоши. После выпол

нения упражнения обучающиеся аргументируют свой выбор, затем на экране в слове появляется нужная буква),

дыхательная гимнастика, самомассаж, гимнастика для глаз и мелкой моторики, минутка тишины, динамическая пауза, жестикулирования);

-психологическая комфортность (создание ситуации успеха, доброжелательные отношения, учёт индивидуальных особенностей и способностей, комфортное начало и окончание урока, установка на успех, настраивание себя на положительную волну, объём домашних заданий и степень их сложности соизмеряются с возможностями каждого обучающегося)

Используется на всех типах уроков (кроме контрольных) на разных этапах обучения игровая деятельность в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, , повторении, контроле, на уроках по развитию речи (выделении главной мысли текста, характеристики героев произведений). ИКТ использую при иллюстрации изучаемого материала (при подготовке к сочинению демонстрирую репродукции известных художни-ков, осуществляю подбор рабочих материалов (слова, словосочетания), практикую составление рассказов по картинкам, которые даны не по порядку), в тренировочном плане, для отработки умений и навыков после изучения темы, для диагностического тестирования качества усвоения материала, в режиме самообучения, в работе с отстающими детьми. При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения:

  1. ресурсы Интернет
  2. электронные энциклопедии.

В течение учебного года класс работал над проектами на экологическую тематику.

 «Люблю березку русскую» (1 полугодие);

«Как живут деревья (сезонные изменения)» (2 полугодие)

Дистанционные образовательные технологии использую при организации самостоятельной деятельности по сценарию (поисковой, исследовательской), индивидуальной проектной деятельности, с целью проведения тренировочных упражнений по теме, при организации контроля (тестирование, ответы на

 вопросы), консультировании.

Технология помогает:

-организовать работу с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

- создать условия ощущения у детей радости в процессе обучения;

- научить ребёнка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.     

Использование технологии позволило повысить плотность, эффективность  занятий, спо- собствовало формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе;

-в течение урока ребята не только усваивают новый материал, но и переживают ситуацию успеха, что является важным для ребёнка с ОВЗ.

За последние 2 года снизилась заболеваемость  обучающихся, дети стали самостоятельно заниматься утренней гимнасти-кой,  стараются следить за своей осанкой.  Повысился уровень качества работы мелкой моторики

В методическом арсенале имею:

- разработанные рекомендации для родителей и учащихся;

- сценарные планы, планы-конспекты уроков различных форм (интегрированные уроки, уроки с использованием технологий деятельностного метода обучения, , уроки-игры и т. д.);

- набор игр (лексических, грамматических, фонетических, интерактивных) и пособий для использования на уроках по разным предметам;

- тренировочные и контрольные перфокарты, карточки-задания для стимулирования учащихся, для усвоения пройденного материала, а также для тренировки.

   Использование  игровых технологий позволило снизить неподвижность на уроке на 7%; повысить мыслительную активность обучающихся на 11%; самостоятельность увеличилась на14%. Внимание стало более произвольным. Дифференцированный подход, вариативность в игре и многократность использования позволили повысить эффективность усвоения материала на 9%..

В результате использования ИКТ – технологий создаётся  банк компьютерных дидактических и методических материалов для использования информационных технологий в образовательном процессе (по развитию речи, чтению): видеоролики, фотографии (репродукции) электронная энциклопедия, различные тесты, задания развивающего характера .Центром деятельности становится ученик, который  выстраивает процесс познания. Учитель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Интерес к учебному процессу в среднем вырос на 24%, мотивация – на 10%. Эффективность самостоятельной работы увеличилась на 8%. Интенсивность процесса обучения возросла на 33%

При выполнении проекта: дети знакомятся со спецификой проектной деятельности, принимают активное участие на всех этапах, учатся практическому применению разработанного проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Использование проектной деятельности позволило повысить качество работы по сбору информации на 17%;  коммуникативные навыки возросли на 21%; динамика самостоятельной работы достигла 25%

Использование дистанционных образовательных технологий в работе с обучающимися даёт положительные результаты. Возможность повторно разобрать пройденный урок, электронные протоколы выполнения тестов с указанием правильных ответов делает проверку более подробной и объективной, а качество обучения при этом возрастает на 23%, положительная мотивация возрастает на 12%, объём выполняемой работы повышается на 45%, самостоятельность  при выполнении задания возрастает на 17%. В трёх случаях из пяти обучающиеся обращаются к справочной литературе, что повышает уровень формирования навыков исследовательской деятельности

Электронный образовательный ресурс

Литература:

Шалаева Г.П. Занимательная грамматика, -М.: АСТ: СЛОВО, 2009 г.

Бетенькова Н.М. Игры и упражнения на уроках русского языка/- М.:Астрель, 2010 г

Малый толковый словарь/ В.В. Лопатин.- М.: Русский язык, 2012 г.

Учебник  Русский язык  для 5-9 классов  специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида  Э.В..Якубовская, Н.Г.Галунчикова ,М, "Просвещение", 2012 

Образовательные электронные ресурсы:

Серия учебных компьютерных программ «1C: Репетитор» по русскому языку, контрольно-диагностические системы серии «Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии» и др. - Режим доступа: http://repetitor.lc.ru

Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала; словари он-лайн; ответы на вопросы в справочном бюро; официальные документы, связанные с языковой политикой; статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. - Режим доступа : http://www.gramota.ru

Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка; помощь школьникам  ; деловые бумаги - правила оформления; консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. - Режим доступа : http://www.gramrtia.ru

Российский образовательный портал. - Режим доступа : http://www.school.edu.ru

Газета «Первое сентября». - Режим доступа : http://www.lseptember.ru/ru

Все образование Интернета. - Режим доступа : http://all.edu.ru

-Филипченко М.П. «В мире природы, истории и литературы»: сборник загадок Волгоград: Учитель, 2009 г.

-Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия»- М. Просвещение, 2012 г.

-Блинова И.В. «Внеклассное чтение»- М. Просвещение, 2013 г.

-Чтение,  учебник  для  7 класса  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII  вида.  Рекомендовано  Министерством  образования  и  науки  РФ, М,  "Просвещение", 2015г.

Игры и упражнения, интерактивные звуковые схемы, серии сюжетных картин, мультфильмы.

Технические средства обучения:

Телевизор.

Аудиоцентр.

Мультимедийный  проектор.

Экран проекционный.

Интерактивная доска.

Учебно-наглядные пособия (таблицы)

 Учебные диски (аудиокниги).

Кинофильмы.

Учебные фильмы.

Организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал).

Анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты, фотографии.

Сказки, головоломки Дидактические игры по развитию речи, кроссворды, физкультминутки…

Практический материал для учителя.

- таблицы «Портреты писателей»;

- комплект наглядных пособий;

- репродукции картин русских писателей.

Теоретический и практический материал для работы с детьми (из опыта работы)

интернет – магазин учебно - методической литературы

творческое сообщество учителей

семинары, журналы, книги,

методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

материал к дистанционному обучению

Систематическое использование в практической работе с обучающимися электронного образовательного ресурса помогает повысить уровень педагога в умении работать с информацией, оценивать её, находить нужную для каждого конкретного эпизода, ориентируясь на эффективность и рациональность применения. Электронный ресурс помогает активизировать познавательную деятельность детей, развивать сенсорную и двигательную сферу обучающихся, формировать наглядно – образное мышление, наблюдательность, произвольную память, развивать способности и поддерживать стремление обучающегося учиться самому. Возрастает активность детей на уроках, повышается интерес к материалу, усвоение становится более осознанным и долгосрочным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура

Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС

Метапредметный подход в реализации содержания предметной области "Технология" в условиях реализации ФГОС...

Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС. Игровые технологии.

В условиях реализации требований ФГОС одними из наиболее актуальных становятся игровые технологии.Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феном...

Методическая разработка по технологии на тему:"Проектная деятельность на уроках технологии в условиях реализации ФГОС".

В данной работе сделана попытка отразить роль проектной деятельности в реализации ФГОС второго поколении, место в курсе «Технология», познакомить с принципами разработки, а также методикой выполнени...