Методические приемы и система упражнений, нацеленных на формирование синтаксических и пунктуационных умений у обучающихся
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Система упражнений, направленных на совершенствование синтаксических знаний и умений школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Актуализация методических приемов и системы упражнений, нацеленных на формирование синтаксических и пунктуационных умений

у обучающихся 9 класса

    Не все упражнения и задания, предлагаемые авторами учебников, соответствуют требованиям заданий, предлагаемых во второй части ОГЭ. В связи с этим возникает необходимость в разработке дополнительных комплексов упражнений, формирующих необходимые знания и умения по теме «Синтаксис простого предложения» у школьников.

    Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс упражнений и заданий, направленный на совершенствование синтаксических умений, полученных обучающимися девятого класса при обучении в восьмом классе, с учетом специфики предлагаемых на итоговой аттестации заданий, а также на предупреждение и устранение ошибок при выполнении заданий в формате ОГЭ.

 Занятия проводились на элективном курсе в системе подготовки к ОГЭ, некоторые задания отрабатывались на уроках.

    В ходе формирующей части эксперимента использовались разнообразные методы обучения и виды работы. Основу формирующего эксперимента составила система упражнений, направленных на совершенствование синтаксических знаний и умений школьников.

Методы обучения, используемые при подготовке к заданиям:

  • словесные (беседа, рассказ, объяснение),
  • наглядные (иллюстрация),
  • практические (упражнение, практические работы, дидактические игры),
  • использовались различные формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа.

Система работы по подготовке к ОГЭ

1) Создание методической базы.

- приобретение пособий ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержат варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе

- создание банка тестовых заданий

Виды тестов:

- с выбором ответов и без выбора ответов,

- с развёрнутым ответом,

- на соответствие,

- на заполнение пропусков,

- на установление истинности или ложности,

- на понимание текста.

2) Создание индивидуальных папок для обучающихся «Готовимся к ОГЭ»

 (Схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки, алгоритмы выполнения разборов и заданий)

3) Система упражнений на отработку навыка синтаксического и пунктуационного анализа. 

 

В целях осознанного применения теоретических сведений по синтаксису в умении анализировать языковые единицы, применять правила постановки знаков препинания нами была разработана система упражнений, включающая следующие типы упражнений:  

Синтаксические упражнения

I. Упражнения аналитического типа, направленные на развитие умения распознавать синтаксические конструкции:

- назвать (выписать) указанные синтаксические конструкции;

- выполнить схемы синтаксических конструкций;

- установить соответствие схем и конструкций;

- сгруппировать данные конструкции в соответствии с указанными типовыми значениями;

- сгруппировать предложения по общности интонации (мелодика речи, ритм, интенсивность, темп, тембр, логическое ударение);

- проанализировать информацию, отраженную в схемах предложений;

- сравнить схемы предложений, выявить общее и специфичное;

- охарактеризовать предложение по его схеме;

- из ряда данных выбрать конструкцию, уместную в указанном стиле речи;

- произвести полный или частичный синтаксический разбор;

- определить синтаксическую доминанту текста указанного типа речи;

- охарактеризовать синтаксические конструкции текста определенного жанра и стиля речи;

- выявить синтаксические средства связи предложений в тексте.

II. Упражнения аналитико-синтетического типа, направленные на формирование и совершенствование синтаксического строя речи учащихся:

- составить предложения по аналогии с данными;

- преобразовать данные конструкции в указанные;

- заменить конструкции синонимичными, определить сферу их употребления в речи;

- выполнить схемы данных предложений, по ним составить собственные;

- охарактеризовать названный предмет речи в соответствии с указанным значением грамматической основы;

- воспроизвести предъявленный текст, сохранив его синтаксические особенности;

- восстановить отсутствующие части текста с учетом синтаксической доминанты имеющихся частей;

- продолжить текст по его началу, сохранив его синтаксическую доминанту.

III. Упражнения творческие, направленные на формирование коммуникативных умений:

- составить предложения указанной структуры, целевой установки и ритмо-мелодического рисунка;

- указанные типовые значения и отношения выразить синонимичными синтаксическими конструкциями;

-по представленным схемам составить связное высказывание определенного типа речи;

- по опорным словам составить текст указанного типа и стиля речи;

отредактировать негативный текст, устранив синтаксический монотон;

подготовить связное высказывание на указанную тему определённого типа и стиля речи.

Ⅳ. Упражнения, направленные на формирование устойчивого пунктуационного навыка: 

1) Списывание

а) неосложненное:

прочитать текст; установить соответствие/несоответствие интонации и пунктуации; списать;

списать текст, установить функцию знаков препинания;

найти структурно-смысловой отрезок и определить, какое значение он выражает;

перечислить условия выбора места для знаков препинания;

с помощью схем или буквенных обозначений объяснить постановку знаков препинания.

б) осложненное:

- выделить знаками препинания дополнительные сообщения, имеющие указанные значения;

разделить знаками препинания равноценные сообщения;

переставить указанный структурно-смысловой отрезок, следя за соблюдением пунктуационной нормы;

включить в предложение необходимый структурно-смысловой отрезок, выделить его знаками препинания в соответствии с действующей нормой;

списать текст, расставляя знаки препинания, разделяющие и выделяющие.

2) Диктанты, в том числе графический.

Основная цель графического диктанта - развитие упреждающей памяти учащихся, умения на слух мысленно составлять схему предложения.

Использовались несколько вариантов графического диктанта:

- чтение предложений сопровождается вычерчиванием их графических схем.

- прослушав предложение, ученик составляет схему, затем записывает предложение.

- прослушав предложение, ученик вычерчивает его схему, потом по этой схеме составляет свое предложение.

3) Упражнения по пунктуации в связи с составлением отдельных предложений:

- составить предложения указанной структуры из данных элементов;

- дополнить данную запись до предложения;

- составить предложения по схемам;

- составить предложения по опорным словам;

- составить предложения по данной пунктуационной теме;

- составить предложения по ситуации, или "немой" диктант.

4) Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов:

- диктант с элементами изложения;

- свободный диктант;

- диктант с продолжением;

- изложение (подробное, выборочное);

- сочинение по данному началу;

- сочинение по картине.

5) Пунктуационный разбор

От знака препинания:

- называется знак препинания и определяется его функция;

читается пунктуационно-смысловой отрезок, выделяемый знаками препинания, или отрезки, отделяемые друг от друга;

графически обозначаются условия выбора знаков препинания.

От пунктуационно-смыслового отрезка:

читаются пунктуационно-смысловые отрезки и определяется их значение;

называются знаки препинания, которыми отрезки разделены или выделены;

графически обозначаются условия пунктуационной нормы.

6) Работа на редактирование языкового материала с пунктуационными ошибками: 

Выписать предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка, без неправильно употребленного знака препинания, подчеркнув пунктуационно значимый пробел. Произвести письменный синтаксический разбор предложения. Составить линейную схему предложения и схемы пунктуационных правил. Вставить, если необходимо, знак (знаки) препинания в записанное предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации при подборке наглядных материалов для формирования эколого-эстетического воспитания у обучающихся на уроках географии

В статье рассмотрены вопросы экологизации, термин эколого-эстетического воспитания, роль географии в формировании эколого-эстетического воспитания обучающихся на уроках географии. Подробно изложены: м...

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся через применение таблиц, схем, памяток.

Современная система образования требует новых подходов к обучению. Внедрение в школу компьютерных технологий создаёт дополнительные возможности для деятельности учителя по выработке у обучающихся опре...

Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...

Некоторые методические приемы работы с песенным материалом для формирования иноязычных речевых навыков (из опыта работы)

По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в по...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...