Урок русского языка по теме " Приемы сжатия текста"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок русского языка по теме " Приемы сжатия текста"

На уроке повторяем, обобщаем  и расширяем знания о способах сжатия текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_priemy_szhatiya_teksta.docx106.5 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Способы сжатия текста

Цель: познакомить учащихся с различными способами компрессии текста.

Задачи урока:

  • формировать структурированное восприятие и содержание текста;
  • формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
  • формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
  • развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
  • мобилизация памяти;
  • воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).

Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

2.Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план.


Записывают число, классная работа, тема.

Слушают и настраиваются на работу.

3.Введение в работу.

Сегодня мы продолжаем работу по изучению приемов сжатия  (компрессии) текста. Эти навыки необходимы для написания сжатого изложения

Эпиграф нашего занятия:

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

Русская пословица

«Краткость – сестра таланта»

А.П.Чехов

Сегодня на уроке будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия (компрессии) текста.

Что значит «сжать текст»?

«Сжать» текст — это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении обязательно сохранение стилевых особенностей, основных мыслей автора, логической последовательности событий, характеров действующих лиц.

Словарная работа

Лаконизм – краткость и четкость изложения;

Короткий – небольшой по размеру;

Компрессия – сжатие;

Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова или словосочетания;

Тема – то, о чем говорится в тексте;

Главная мысль – раскрывает цель текста, его назначение, смысл; то, чему учит текст.

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются подробности.

Слушают, настраиваются на работу.

Записывают определения.


4.Актуализация опорных знаний ( работа с презентацией)

- Раскройте содержание понятия «тезис».

тезис = микротема + основная мысль; тезис - это мысль или положение, истинность которого требуется доказать)

- В каких текстах по стилю и типу речи встречаются тезисы?

(Тезисы встречаются в научном и публицистическом стилях, тип речи - рассуждение)

- При написании сжатого изложения нам необходимо  уметь составлять тезисы.

- Итак, мы уточнили понятие «тезис». Обратим внимание на его структурные составляющие. Любой тезис начинается с микротемы. Так что же такое микротема?

(Микротема - это то, о чём говорится в определённом отрезке текста.)

-Как формулируется микротема?

(Формулировка микротем может быть в виде утвердительных предложений или в виде вопросов.)

-  Замените одним словом выражение «перечень микротем в определённой последовательности» (план)

  - Что такое основная мысль?

(Идея; в основной мысли выражено то, к чему призывает автор).

- Мы повторили, что такое тезис, обратили внимание на его структурные составляющие, чтобы перейти к следующему этапу работы над текстом.

Записывают определения.

5.Этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.

1. Этап определения темы текста.

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему? 
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;
  • по ключевым словам;
  • по ключевым эпизодам;
  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

«Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею? 
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста. 

Композиция текста – построение текста. 
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. 
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. 
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения 

Как соединить содержание микротем в текст? 
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;


6Работа с текстом.

  1. Знакомство с содержанием

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

А вот мечта - это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным - с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

2) Определения типа и стиля речи.

3) Информация о тексте (определение микротем)

Записать микротемы

hello_html_m52f54b9a.png

4)Сжатие текста 

К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение:

  • исключение повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов;
  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена предложения или его части определительным или
  • отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным место имением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным  выражении

ем.

5) Редактирование текста по абзацам

Редактирование 1 и 2 абзацев

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного предложения

Отредактированный текст:

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Редактирование 3 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

  • ( упрощение) слияние нескольких предложений в одно, используя личное местоимение для связи и исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного предложения;
  • исключение фрагмента предложения, заменив один сочинительный союз другим, подходящим по смыслу.

Отредактированный текст:

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Редактирование 4 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

  • исключение одного предложения;
  • исключение фрагмента предложения и составление нового предложения, используя подчинительный союз и изменение грамматической формы глагола.

Отредактированный текст:

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы постепенно приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Редактирование 5 абзаца

Используйте следующие приёмы сжатия текста:

  • исключение нескольких предложений;
  • исключение фрагмента предложения и
  • слияние нескольких предложений в одно (упрощение) с помощью сочинительного союза.

Отредактированный текст:

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.

Получившееся изложение:

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Мечта - это что-то волшебное. Она всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди верят, а она позволяет человеку верить в лучшее.

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для того, чтобы приблизиться к желаемому. Жизненные препятствия не помеха.

Когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет, а мы стали добрее и лучше.(90 слов)

  1. Рефлексия.

Что узнали? Чему научились? Какие приемы использовали при выполнении заданий?


Слушают, делают для себя выводы.

  1. Домашнее задание

Переписать получившееся изложение.



Предварительный просмотр:

Дидактическая структура

урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Орг. момент

(2 мин.)

Проверяют готовность к уроку

 Приветствует учащихся.

 Настраивает на учебный  процесс.

  Конструирует учебное пространство, проверяет готовность учеников

Личностные:

положительное отношение к учебной деятельности.

 Регулятивные:

 волевая саморегуляция, планирование учебного пространства

Этап мотивации

(10 мин.)

 Выполняют  задания по компрессии  текста;

-повторяют понятия текст, тема и микротема;

-определяют типы связи предложений в тексте

 -Создает проблемную ситуацию,

-помогает выявить проблему;

-помогает сформулировать проблему и цель;

-оказывает поддержку;

-актуализирует ранее изученное

Личностные:

смыслообразование и самоопределение; желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

умение выявить проблему.    Регулятивные: 

развитие   умений  работы с электронными образовательными ресурсами сети Интернет; фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения, целеполагание, постановка учебной задачи, прогнозирование результата, коррекция.

Этап актуализа-

ции знаний

(3 мин.)

 Работают с презентацией. Строят речевые высказывания.

Аргументируют свою точку зрения.

 Организует анализ учебной задачи.

Фиксирует ответы учеников.

Организует обсуждение.

Регулятивные:  

самоконтроль  и самокоррекция.

Познавательные:

 извлечение необходимой информации из  текстов,

 анализ, аргументация своей точки зрения, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Личностные: осознание значимости учебного сотрудничества.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Работа с текстом изложения

(15 мин.)

Прослушивают текст изложения.

Извлекают необходимую информацию из прочитанного текста.

Составляют план изложения.

Определяют основную и второстепенную информации.

Работают в парах, обсуждают микротемы текста, приемы сжатия, принятие жизненных ценностей.

 Организует первичное прослушивание   текста изложения.

 Организует прослушивание текста по частям.

Организует текстоведческий анализ текста.

 Познавательные:

понимание информации устного сообщения; определение основной и второстепенной информации,

информационная перераборка прочитанного текста

Личностные:

признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

 оценивание и самооценивание.

Коммуникативные:

 умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Регулятивные:  

определение последовательности  промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Самостоятельная  работа учащихся

(35 мин.)

Воспроизводят в письменной форме прослушанный текст в сжатой форме

Личностные:

участие в творческом, созидательном процессе;

стремление к речевому самосовершенствованию;

Познавательные: 

 развитие навыка переработки информации и понимания текста

Регулятивные: 

развитие способности к самоуправлению своей деятельностью,

самооценивание в учебной деятельности

Коммуникативные:

создание вторичного текста соответствующего стиля и жанра с заданной степенью свернутости.

 Рефлексия

(12 мин.)

Чтение учениками своих работ.

Оценивание работ одноклассников.

Создает ситуацию, требующую самооценивания и оценивания учебной деятельности.

Организует

обсуждение работ учащимися,

 направляет комментирование достоинств и недостатков

Личностные:

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Регулятивные:

развитие действий оценивания; контроль и коррекция.

 Коммуникативные:

управление поведением

партнера — контроль, коррекция, оценка его действий

Этап постановки домашнего задания

(3 мин.)

Анализируют информацию, прогнозируют свою деятельность; осуществляют самоконтроль при выполнении домашнего задания.

Объясняет необходимость выполнения разноуровневого задания,

Личностные:

желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные:

прогнозирование деятельности и контроль;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору,

развитие   умений  работы с электронными образовательными ресурсами сети Интернет.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс

. Данный презентация знакомит  учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....

Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий

Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...

Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...

Методическая разработка урока русского языка по теме " Методы компрессии текста" для 8-го класса

Цель: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующими развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение);Форма ...

Тема: «Конспект урока русского языка в 5 классе « РР. Текст. Признаки текста»

Данный  материал будет полезен для педагогов, преподающих русский язык в 5 классе по ФГОС. Урок разработан с использованием краеведческого материала, что способствует воспитанию любви учащихся к ...

Урок русского языка по теме "КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА"

Цели: обобщить знания учащихся о тексте; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, эвристическая беседа, письменный са...