Части речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_6_klass_chasti_rechi.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи.

 Деление самостоятельных частей речи на три группы (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые)»

Цель деятельности учителя

Создать условия для успешного усвоения знаний о самостоятельных и служебных частях речи.

Повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке; повторить сведения о морфологических признаках частей речи.

Задачи:

1. Образовательные

2. Развивающие

3. Воспитательные:

 Расширение понятийной базы по теме «Самостоятельные и служебные части речи» за счет включения новых элементов.

Способствовать развитию творческой активности учащихся, формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

-формирование умений анализировать полученную информацию

Воспитание уважительного отношения к русскому языку, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе; формирование интереса к языковой и речевой деятельности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология

Технология деятельностного метода

Планируемые образовательные результаты

Предметные: сформировать навык распределения частей речи по группам (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые).

Метапредметные: способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; формировать культуру учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; индивидуальная, фронтальная, групповая, парная  

Образовательные ресурсы

http:www.//festival.1september.ru , http:www.//uroki.net

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстративный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Самостоятельные части речи, служебные части речи, морфологические признаки частей речи

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопре-деление) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала

Создает эмоциональный   настрой, проверяет готовность учащихся к уроку.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем

Фронталь-ная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их

Организует беседу по воспроизведению  ранее изученного материала.

-Назовите разделы грамматики.

- В каком разделе русского языка изучаются части речи?

-Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.

1. Арина Родионовна, нянчить, Пушкин_____________________

2. Она, петь, он, русские, сказки_______________________

3. Она, быть, верный, «подруга дней суровых», поэт ____________________________

Из каких частей речи состоят данные предложения? Определите части речи.

-К какой группе относятся данные части речи?

Отвечают на вопросы, составляют предложения, определяют части речи, повторяют грамматические признаки частей речи, определяют группу частей речи

Фронталь-ная

  Индиви-дуальная,

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, классификации

Пись-менная работа

3. Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа

Просмотр мультимедийной презентации «Самостоятельные и служебные части речи»

Организует

-Итак, выполняя задания, вы пришли к выводу о том, что имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол относятся к самостоятельным частям речи. Как же вы определили принадлежность слов к той или иной части речи? (Задаем вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

-А вот Петя решил выписать самые короткие слова:

В, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как.

-Можно ли составить предложение из этих слов? Почему? (это служебные части речи)

-Какие части речи относятся к служебным? (предлоги, союзы, частицы)

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

Слушают, рассматривают параграф учебника,  озвучивают понятия.

Фронталь-ная

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания

4. Целеполага-ние и построение проекта выхода из  затруднения

Выполнение обучающих упражнений, обсуждение результатов

Организует беседу, способствующую формулировке цели учебной деятельности.

-Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель вы хотите поставить по теме «Самостоятельные и служебные части речи»?

Задание по группам:

1 гр. Составьте список самостоятельных слов, которые окружают нас в классе.

2 гр. Составьте список  служебных частей речи, которые окружают нас в классе.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

Индиви-дуальная, групповая

Регулятивные: планируют необходимые действия, действуют по плану.

Коммуникативные: строят понятийные монологические высказывания.

5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Физминутка

-Ответьте на вопросы:

1. Что вам стало известно о частях речи в русском языке?

2. Какой отличительный признак вам известен при определении группы частей речи?

3. Опираясь на схему стр.123, попробуйте рассказать о частях речи в русском языке друг другу в паре. Какая новая информация содержится в схеме? (Части речи делятся на три группы: склоняемые, спрягаемые, неизменяемые)

Формулируют собственные мысли, высказывают информацию в паре, делают выводы.

Фронталь-ная,

Индиви-дуальная

Парная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах.

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней среде

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

-Прочитайте отрывок из текста.

Начинало смеркаться. Митя пробирался овинами и огородами в Кистенёвскую рощу. Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми стражами рощи, он остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом пронзительным и отрывистым и стал слушать; лёгкий и продолжительный свист послышался ему в ответ, кто-то вышел из рощи и приблизился к нему.

-Из какого произведения взят данный отрывок?

-Какое задание можно придумать, опираясь на данный текст по теме «Самостоятельные и служебные части речи»?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Индиви-дуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы,

Пись-менная работа

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение  обучающих упражнений на основе текстов учебника

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индиви-дуальная, групповая

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют по плану.

Письмен-ная работа

8. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений

Проверка и

Самооценивание

-Прочитайте данный ряд слов. Определите, из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты?

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель…

-С помощью каких слов можно восстановить стихотворение?

- Сформулируйте, для чего служат в предложении предлоги?

-Какую роль играют в предложении союзы?

-Прочитайте предложение. Из какого произведения А.С.Пушкина оно взято?

“Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.

Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении? ______________

-Что вам стало известно о частях речи в русском языке? Ответьте письменно на вопросы:

«Блиц-опрос»:

1. Вспомните, какие части речи изменяются по падежам?_____

2. Как называются такие части речи?_________________

3. Какие части речи изменяются по лицам и числам?__________

4. Как называются такие части речи?_____________________

5. Назовите неизменяемые части речи?_____________________

6. Какие части речи не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними? _______

7. Какая часть речи выделяется в отдельную группу? __________

Осуществляет проверку  выполнения «Блиц-опроса».

-Оцените по 5-тибальной шкале уровень трудности заданий (1-очень легко, 3 – средне, 5- очень трудное), допустили ли ошибки в заданиях.

№ задания

Уровень трудности задания

Допустил ли ошибки

1

2

3

4

5

Критерии оценивания:

«5» - все задания выполнены правильно;

«4» - выполнено 3 - 4 задания без ошибок;

«3» - выполнено 3 задания, либо 4 задания, но с ошибками

 

Восстанавливают стихотворение, определяют роль предлогов и союзов, отвечают на вопросы.

Осуществляют проверку и  самооценку.

Оценивают выполненные задания

Индиви-дуальная,

Фронталь-ная

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. 

Регулятивные: оценивают свою работу.

Письменная работа

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организует рефлексию.

 

Продолжите фразу: Сегодня на уроке я понял (а) _________________________

                                              открыл(а)___________________

                                          справился(справилась)_________

Отвечают на вопросы,

Фронталь-ная,

Индиви-дуальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Листы обратной связи Оценивание работы учащихся на уроке

Карта урока

Тема урока: ____________________________________________________________________________

Цель урока: ____________________________________________________________________________

Задание 1.

А) Назовите разделы грамматики._____________________________________________
Б) В каком разделе русского языка изучаются части речи? ____________________________________

Задание 2. Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.

Арина Родионовна, нянчить, Пушкин._______________________________________________________

Она, петь, он, русские, сказки._____________________________________________________________

Она, быть, верная, “подруга дней суровых”, поэт.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Из каких частей речи состоят данные предложения?

Надпишите названия частей речи над словами.

Задание 3. Попробуйте составить предложения из данных слов:

в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как ___________________________________________________

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

_______________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты?

Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, ель, сквозь иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

С помощью каких слов можно восстановить стихотворение? ___________________________________

 _____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

Сформулируйте: Для чего служат в предложении предлоги?_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Подчеркните грамматические основы предложений. Сформулируйте: Какую роль в предложении выполняют союзы?______________________________________________________________________

Задание 5. Прочитайте предложение. Из какого произведения А.С.Пушкина оно взято?

“Никто не дерзал отказываться от приглашения Троекурова и в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”.

Найдите частицы. Какую роль они играют в данном предложении? ____________________________

Задание 6. Ответь на вопросы.

1. Что тебе стало известно о частях речи в русском языке? _____________________________________

2. Какой отличительный признак тебе известен у этих групп?__________________________________

Опираясь на схему (стр.123), попробуй рассказать о частях речи в русском языке. Какая новая  информация содержится в схеме?__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание 7. Прочитайте отрывок из текста.

Начинало смеркаться. Митя пробирался овинами и огородами в Кистенёвскую  рощу. Дошедши до двух сосен, стоящих передовыми стражами рощи, он остановился, оглянулся во все стороны, свистнул свистом пронзительным и отрывистым и стал слушать; лёгкий и продолжительный свист послышался ему в ответ, кто-то вышел из рощи и приблизился к нему.

-Какое задание можно придумать, опираясь на данный текст?

_______________________________________________________________________________________

________________________________________   ___________________________________________

________________________________________   ____________________________________________

________________________________________   _____________________________________________

________________________________________   _____________________________________________

________________________________________   _____________________________________________

________________________________________   _____________________________________________

________________________________________   _____________________________________________

_________________________________________  _____________________________________________

_________________________________________  _____________________________________________

__________________________________________  ____________________________________________

Задание 8. Вспомни, какие части речи изменяются по падежам?

_______________________________________________________________________________________

Как называются такие части речи?_________________________________________________________

Какие части речи изменяются по лицам и числам? ___________________________________________

Как называются такие части речи?_________________________________________________________

Назовите неизменяемые части речи. _______________________________________________________

Какая часть речи выделяется в отдельную группу? Почему? ___________________________________

_______________________________________________________________________________________

Оценочный лист.

Оцени по 5-тибальной шкале уровень трудности заданий (1 – очень легко, 3 – средне, 5 – очень трудное).

№ задания

Баллы

Были ли ошибки (+ или -)

Рефлексия.

Продолжи фразу.

Сегодня на уроке я понял (а) _______________________________________________

                                                         открыл(а)_______________________________________________________________________

справился(справилась)____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Переход знаменательных частей речи в служебные части речи

Исследование особенностей перехода частей речи...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...