Морфологический разбор деепричастия
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Рублева (Шустикова) Татьяна Ивановна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskii_razbor_deeprichastiya.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

 

Шустикова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино

Тема урока: «Морфологический разбор  деепричастия»

Класс – 6

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока:  организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о деепричастии как особой форме глагола, его общем грамматическом значении, познакомить с выполнением морфологического разбора деепричастия.

Развивающие:

- через создание проблемной ситуации  развить умение самостоятельно ставить учебные проблемы и их решать; развивать умения анализировать, группировать, обобщать; развивать  речь школьников через совершенствование умений самостоятельно строить предложения.

Воспитательные:

- прививать интерес и внимание к слову, воспитывать уважительного отношения  к традиционному русскому празднику «Масленица», стремление к достижению положительных результатов.

Технология проблемного диалога

Оборудование:   УМК С.И.Львовой, раздаточный печатный материал.

Ход урока


I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

У. -Здравствуйте, ребята. 

Давайте поиграем: девочкам необходимо назвать причастия, а мальчикам – деепричастия. Только после этого можно сесть на место.

-Молодцы!

 II. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками.

-Над чем вы работали, выполняя Д/З? (Искали в текстах художественных произведений предложения с деепричастиями, повторили и закрепили деепричастия).

-К какому выводу вы пришли?

-Как  различить  деепричастие от других частей речи?

-Какие признаки помогают вам это сделать? (суффиксы, вопросы)

-Петя тоже искал предложения к уроку,  но подходящих предложений не нашел. Решил составить сам:

1. Решив испечь блины, мама сделала тесто.

2. Надев фартук, мама принялась за дело.

3. Мама, нагрев сковороду, начала печь мои любимые блинчики.

4. Стоя рядом с мамой, я внимательно наблюдал за процессом выпекания блинов.

-Как вы думаете, почему Петя составил такие предложения?  (на дворе Масленица).

-Употребил ли он в своих предложениях деепричастия? Докажите.

(Надев – Что сделав?  Решив – Что сделав?  Нагрев – Что сделав?  Стоя – Что делая?)

-Почему вы решили,  что эти слова являются деепричастиями?

(Слова отвечают на вопросы:  Что сделав? Что делая? Образованы от глаголов при помощи  суффиксов  –в-, -я-).

-Какие морфологические признаки можно определить у деепричастия?  (что обозначает, от какого глагола образовано, вид).

-Сможете ли вы выполнить морфологический разбор деепричастия?

-Значит, необходимо нам этому научиться?

-Сформулируйте тему урока (Морфологический разбор деепричастия).

-Для чего необходимо учиться выполнять разбор деепричастия?

-К какому помощнику  вы можете обратиться? (К схеме морфологического разбора (дидактический материал).

- Какие морфологические признаки имеет слово «решив»? Попробуйте выполнить морфологический разбор.


3. Актуализация учениками своих знаний.

-Петя тоже выполнил морфологический разбор деепричастия. Согласны ли вы с ним? (нет)

-Почему?  Какие ошибки допустил Петя? (Петя неправильно определил глагол, от которого образовалось  деепричастие решив).  

4. Поиск решения проблемы учениками.

-Итак, задание было одно? (Да)

-Почему же ответы у вас и  Пети разные? С чем вы не согласны? (Петя допустил ошибки).

-Как проверить?  

-Как вы думаете, на что надо обратить внимание при морфологическом разборе  деепричастия?  

-Что надо сделать, чтобы не ошибиться при морфологическом разборе?

(Необходимо выучить алгоритм морфологического разбора, обратить внимание на вид глагола, от которого образовано деепричастие).

-Попробуйте объяснить Пете, как надо правильно выполнить морфологический разбор деепричастия.

(у доски выполняют по очереди  морфологический разбор остальных слов, анализируют ход выполнения разбора слов  нагрев, стоя, надев).

Физминутка

Что мы можем за минуту?

Поморгав и потянувшись,

И при этом улыбнувшись,

Мы немного отдохнем.

И налево повернувшись,

И направо повернувшись,

Не забудем улыбнуться,

Покачаться, повертеться!

3 секунды помолчать,

Взявшись за руки  друг другу,

Только мира пожелать!

-Какие деепричастия встретились в этом тексте? Запишите в тетрадь.

Проверка: Поморгав, потянувшись, улыбнувшись, повернувшись, взявшись.

6.  Применение знаний учениками.

-Вспомним предложения, которые составил Петя. Как вы думаете, можно ли еще составить предложения о блинах? Что могло быть дальше? Какие блины могли получиться?

Задания по выбору:

1. Составьте предложения,  используя деепричастия, о блинах.

2. Запишите слова - деепричастия, которые смогут помочь в процессе выпекания блинов.

(Переворачивая, выкладывая, размешивая, полакомившись, попробовав, поблагодарив, съев).

Проверка.

1. (Учащиеся читают составленные предложения, определяют деепричастие в предложении, указывают его  вид и синтаксическую роль).

2. (У слов-деепричастий определяют вид).

- Работа с текстом.

-Прочитайте внимательно текст.

-О чем говорится в этом тексте?

-Как можно озаглавить текст?

-Что интересного и нового вы узнали?

-Подходит ли  данный текст к теме нашего урока? (Да, т.к. в тексте встречаются деепричастия).

-Какое задание можно составить, используя данный текст,  по теме нашего урока? (Выписать предложение с деепричастием, объяснить постановку знака препинания, выполнить морфологический разбор деепричастия).

(учащиеся выполняют задание)

Проверка (На слайде появляется предложение с деепричастием, морфологический разбор деепричастия. Учащиеся проверяют правильность выполнения разбора).

-Проверим, кто справился с заданием?

-Кто допустил незначительные ошибки?

Итог урока.

- Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь,

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо

ДЕЕПРИЧАСТИЮ!

-Соответствует ли стихотворение нашему уроку?

-Почему?

7. Рефлексия .

-Все ли подружились с деепричастием?

-Все ли довольны своей работой?

-Какое задание было самым легким?

-Какое задание было самым трудным?

-Со всеми ли заданиями вы справились?

-Продолжите предложение: Сегодня на уроке я________________.

Оценочный лист.

№ задания

Вид задания

Степень сложности

1-легкое задание

3 – средне

5 – трудное задание

Допустил ли ошибки

+ справился

- не справился

1

2

3

4

5

Критерии оценивания: 5 правильных заданий – «5»

                                       4 правильных заданий – «4»

                                      3 правильных заданий – «3»

Домашнее задание:

1. Составьте рецепт блинов, используя деепричастия.

2. Составьте сочинение-миниатюру «Проводы Масленицы».

3. Напишите письмо Митрофанушке о том, как вы учились выполнять морфологический разбор деепричастия.

Приложение


----------------------------------------------------------------

   Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей.

    Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.

   Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"

    А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

   Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица".

   Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

    На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы, пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды.

    Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

   Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали,  дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

      Провожают  Масленицу в воскресенье. Воскресенье — прощеный день. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

        Так заканчивалась Масленица.

Приложение

1. Решив испечь блины, мама сделала тесто.

2. Надев фартук, мама принялась за дело.

3. Нагрев сковороду, мама начала печь мои любимые блинчики.

4. Стоя рядом с мамой, я внимательно наблюдал за процессом выпекания блинов.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку: Морфологический разбор деепричастия

КОНСПЕКТА УРОКАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУКулиевой Диляры Тофиковны, учителя русского языка и литературы МОБУСОШ № 8 им. А.Я.Тимова п. Прикубанского...

Морфологический разбор деепричастия

Тема:        Морфологический разбор деепричастия.Цели:     -  сформировать умение определять морфологические    признаки...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфологический разбор деепричастия"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Морфологический разбор деепричастия"....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Цель данного урока: повторить материал по деепричастию,получить навыки морфологического разбора данной части речи...