Сценарий урока русского языка в 6 классе "Отрицательные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Материалы для проведения урока  русского языка в 6 классе по теме "Отрицательные местоимения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение                                                    «Борщенская средняя общеобразовательная школа»                                                 Большесолдатского района Курской области

Сценарий урока русского языка

«Отрицательные местоимения»

(6 класс)

                                                                                 подготовила                                      учитель русского языка и литературы                                                                     Кузнецова Светлана Валентиновна

с.Борщень                                                                                                                            март 2020г.

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (6 КЛАСС)

Тема урока: Отрицательные местоимения (1-й урок)  

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: 

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания

Формировать УУД:

- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в презентации и  учебнике и применять полученные знания

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов
  • Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности
  • Метапредметные:  Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.  (П)

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация по теме урока; тестовые задания  на знание материала предыдущих уроков по теме "Местоимение"; лист самооценки для учащегося; учебник  «Русский язык»  6 класс, часть II. авторы М.Т.Баранов,  Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.  «Просвещение», 2019г.  

Методы и формы обучения: Частично-поисковая, индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

1.Мотивация к деятельности.

Добрый день, ребята! Надеюсь, что сегодня на уроке нам будет интересно. Возьмите с собой правило: "Я знаю! Я умею! Я смогу!" И тогда все у вас получится. Давайте пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке.

2.  Актуализация знаний.

– Чем вы занимались на предыдущих уроках русского языка? (На предыдущих  уроках мы познакомились с такой частью речи, как местоимение.)  

– Вспомните, что вы узнали об этой части речи , выполнив тестовые задания (с последующей взаимопроверкой).

– Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, так как  в ходе урока вы самостоятельно будете оценивать свои знания и по завершении урока выставите себе оценку. Кроме этого  у вас на партах лежат рабочие листы и раздаточный материал, которые также будут использованы в ходе урока.

Задание: «Верное или неверное утверждение» (Приложение 1)

№ п/п

Вопрос

Да/нет

Оценка

1.

Местоимение обозначает предмет, признак, количество.

2.

Местоимения его, меня, их  личные.

3.

Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа.

4.

В предложении «Я знаю, кто об этом сообщил» местоимение  кто  вопросительное.

5.

Местоимения  некто, кое-кто, некоторый, несколько,- неопределенные.

6.

Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложного.

7.

В предложении местоимения  бывают только подлежащими и определениями.

Итог

Взаимопроверка по ключам:  

(Слайд)  Ключи: 1-нет, 2-да, 3-да, 4-нет, 5-да, 6- да,7- нет.

Оценка: "5"  7 баллов; "4"  5-6 баллов; "3"  3-4 балла.

– Какие разряды местоимений вам уже знакомы? Какие вы уже изучили на предыдущих уроках? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные).

3. Постановка учебной задачи.

 Прочитаем стихотворение Бориса Заходера «Джонни». Подумайте, о чем оно?

(Слайд)

Жил на свете Джонни.

Знаете его?

Не было у Джонни

Ровно ничего!

Нечем подкрепиться,

Нечего надеть,

Не к чему стремиться,

Не о чем жалеть,

Нечего бояться,

Нечего терять...

Весело живется,

Нечего сказать!

– Почему у Джонни ничего не было? Когда человеку нечего терять? (Когда у него нет цели в жизни, он ни к чему не стремится. А можно ли жить без цели? Нужна ли человеку цель в жизни?)

– Какие местоимения выделены в этом стихотворении? На что они указывают? (На отсутствие чего-либо: лица, предмета, признака, количества. Эти местоимения все отрицают).

–  Если все отрицают, как называются такие местоимения? (Отрицательные).

 (Слайд)

– Возможно ли определить тему урока?   (Отрицательные местоимения).

– Мы сказали, что человеку в жизни нужна цель. И на уроке мы тоже поставим цель.

– Сформулируйте ее, опираясь на тему и опорные слова.

Познакомиться ……                                                                                                Учиться….и отличать их…

 ( Познакомиться с отрицательными местоимениями , учиться правильно их писать и отличать от других местоимений).

Начинаем оформлять кластер, который по ходу урока будем заполнять новыми сведениями.

4. Изучение  нового материала (построение проекта выхода из затруднения).   

1)  Подводящий к знанию диалог

– Давайте проведем лингвистический эксперимент и понаблюдаем, как образовались отрицательные местоимения.

– Вспомните и запишите в столбик вопросительно-относительные местоимения.   (индивидуальная работа в тетрадях)

(Слайд)

Кто – никто (отсутствие лица)

Что – ничто (отсутствие предмета)

Какой – никакой   (отсутствие признака)

Чей - ничей

Сколько – нисколько (отсутствие количества)

Теперь напротив каждого напишите это же местоимение, прибавив к нему приставку НИ.

 Что изменилось  в местоимениях никто, ничто, никакой, ничей, нисколько? (Изменилось значение).

 – Какого разряда получились местоимения? (Отрицательные местоимения).

– На что они указывают? ( Отрицательные местоимения указывают на отсутствие лица, предмета, признака, количества).            (Слайд)

–  От каких местоимений образуются отрицательные?

Вывод: Отрицательные местоимения, как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

2)  Подводящий к гипотезам диалог.

а) – Давайте проведем еще один лингвистический эксперимент

– Выберите правильный вариант написания местоимений. (Слайд)

Нечего или ничего (и.п. ничто)

 не с кем или ни с кем.(не с кем было поговорить или ни с кем не разговаривал. Надо смотреть в предложении).

 Можем ли мы выполнять задания, используя те знания, которые у нас есть? Их недостаточно. С помощью чего можно решить возникшую проблему? (Дети предлагают варианты: посмотреть в учебнике, спросить учителя и т.д.)  

Обратимся за помощью к нашему учебнику.

 Первая группа откройте учебник на стр. 80 и самостоятельно выясните, от чего зависит написание приставки НЕ- и НИ- в отрицательных  местоимениях.

 Вторая группа откройте учебник на стр. 81. Самостоятельно изучите, в каком случае в отрицательных местоимениях есть раздельное написание.

Выводы:

1. В отрицательных местоимениях приставка НЕ-  всегда ударная, а приставка НИ- безударная.

2. Отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом). (Слайд)

5. Первичное закрепление.                                                                                             Работа в группах. 

На основе данного правила давайте выполним задание по карточкам. (Прил.) Соедините пословицы, правильно записав приставки в отрицательных местоимениях.

1-я группа

Если  хочешь себе добра,                 коли делать н...чего.

Не стыдно молчать, когда                н...кому не делай зла.

Скучен день до вечера ,                   н...чего сказать.        

Н...чего хвалиться,                           коли не знаешь, как хлеб родится.        

2-я группа

Лживый хоть правду скажет,           и слушать н...чего.

Пустые речи                                      да н...кому помочь.    

Многие жалеют,                               н...кто не поверит.

Без отца-матери                                н...кому жизни не видать.    

 ФИЗМИНУТКА.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

А) Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль.  (Приложение 2)

  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь.
  • Я – для всех и ничей.
  • И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
  • Я нисколько не сомневался, когда принимал это решение.

Выводы:  Отрицательные местоимения могут быть любым членом предложения.

Б) Работа в парах. (Приложение 3)

Упражнение 468

Слитно

Раздельно

Проверка  (Слайд)

7. Этап включения в систему знаний и повторения.

А) "Дерево Добрых советов" Ребята, вы, наверное, слышали о "Вредных советах" Григория Остера. Давайте вспомним некоторые из них, послушайте внимательно и назовите отрицательные местоимения.

x x x

Если ты пришел к знакомым, 
Не здоровайся
ни с кем
Слов: "пожалуйста", "спасибо" 
Никому не говори. 
Отвернись и на вопросы 
Ни на чьи не отвечай. 
И тогда
никто не скажет 
Про тебя, что ты болтун.

x x x

Если что-нибудь случилось, 
И
никто не виноват, 
Не ходи туда, иначе 
Виноватым будешь ты. 
Спрячься где-нибудь в сторонке. 
А потом иди домой. 
И про то, что видел это, 
Никому не говори.

Работа в группах

– Вредные советы нам знакомы. Но они нам в достижении жизненных целей не помогут.  А какие советы помогут?  У вас на  партах лежат рисунки с изображениями деревьев и ладошки, на которых записаны советы. Ваша задача – выбрать добрые советы и наклеить их. Какие местоимения использованы в них?

Б)  Индивидуальная  работа  

А сейчас проведём итоговый контроль. Выполните самостоятельно тест.

  (Тестовые задания) распечатан для каждого учащегося). Подпишите. Обведите кружком правильный ответ. Где необходимо  напишите ответ.(Приложение 4)

Тестовые задания

1. Как правильно выбрать приставку не- или ни- в местоимениях?

1. Приставка НЕ-  ударная, приставка НИ-  безударная.

2. Приставка НЕ-  безударная, приставка НИ-  ударная

2. Вставьте пропущенную букву, назовите разряд местоимения.

Родную мать н...кем не заменишь.

3. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ-?

1. Н..чего не говорит.

2. Н..чего говорить.

4. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ-?

1. Что за честь, коли н..чего есть.

2. Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

5. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?

1. (Ни)кто, (ни)какой, (ни) чей.

2. (Ни)(с)кем, (ни)(от)какого, (ни)(у)чьего.

6. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова.

1. (Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто.

2. (Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких.

7. В каком сочетании на месте пропуска пишется НЕ-.

1. Н.. о чем не спросил.

2. Н..кого пригласить.

- Взаимопроверка по   ключу: (Слайд)

1-1;

2- буква и, отрицательное;

3 – 2;

4 – 2;

5 – 1;

6 – 2;

7 – 2.

- Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки  - «4»,  3 -4 ошибки – «3»

Б) Творческая работа в группах (если останется  время)

Задание: по опорным словам и устойчивым сочетаниям придумать  и написать сочинение-миниатюру  на тему “Дружба”.

Приложение 6

Друг, обидеть, отправиться, кино,
собрались уходить, не было билетов,
появился знакомый, согласился, не поступайте так.

Ни за что ни про что, от нечего делать,
ни за какие блага, остаться ни при чём,
ни в коем случае.

8. .  Рефлексия                                                                                                        

 Урок подходит к концу. Сделайте выводы (Обращение к кластеру)

Чему вы научились? Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

 Какое настроение вы унесете с собой?

А теперь оцените свою деятельность с помощью   листа  самооценки. (Приложение 5)  (заполняют и сдают).

Выставление оценок.

Домашнее задание. (Приложение 7)

  • 1 уровень:  § 81, орфограмма №45,46;  упр. 466
  • 2 уровень: § 81, орфограмма №45,46;   упр. 466  и  напишите продолжение сказки, начав её словами

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

или

Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.



Предварительный просмотр:

Приложения к уроку по теме "Отрицательные местоимения"

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание : «Верное или неверное утверждение»  (ДА или НЕТ)

№ п/п

Вопрос

Да/нет

Оценка

1.

Местоимение обозначает предмет, признак, количество.

2.

Местоимения его, меня, их  личные.

3.

Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа.

4.

В предложении «Я знаю, кто об этом сообщил» местоимение  кто  вопросительное.

5.

Местоимения  некто, кое-кто, некоторый, несколько,- неопределенные.

6.

Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложного.

7.

В предложении местоимения  бывают только подлежащими и определениями.

Итог

Оценка: "5" – 7 баллов; "4" – 5-6 баллов; "3" – 3-4 балла.

_________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль.

  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь.
  • Я – для всех и ничей.
  • И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
  • Я нисколько не сомневался, когда принимал это решение.

_________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Работа в парах                           Упражнение 468

Слитно

Раздельно

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тестовые задания

1. Как правильно выбрать приставку не- или ни- в местоимениях?

1. Приставка НЕ-  ударная, приставка НИ-  безударная.

2. Приставка НЕ-  безударная, приставка НИ-  ударная

2. Вставьте пропущенную букву, назовите разряд местоимения.

Родную мать н...кем не заменишь.

3. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ-?

1. Н..чего не говорит.

2. Н..чего говорить.

4. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ-?

1. Что за честь, коли н..чего есть.

2. Моя хата с краю, я н..чего не знаю.

5. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно?

1. (Ни)кто, (ни)какой, (ни) чей.

2. (Ни)(с)кем, (ни)(от)какого, (ни)(у)чьего.

6. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова.

1. (Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто.

2. (Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких.

7. В каком сочетании на месте пропуска пишется НЕ-.

1. Н.. о чем не спросил.

2. Н..кого пригласить.

_________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Творческая работа в группах

Задание: по опорным словам и устойчивым сочетаниям придумать  и написать сочинение-миниатюру  на тему “Дружба”.

Друг, обидеть, отправиться, кино,
собрались уходить, не было билетов,
появился знакомый, согласился, не поступайте так.

Ни за что ни про что, от нечего делать,
ни за какие блага, остаться ни при чём,
ни в коем случае.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф. И. ___________________________________________________________________

Критерии

Плюс/минус (+/–)

                                                                                     Моя готовность к уроку (Все принадлежности аккуратно лежат на парте, я настроен(а) на работу)

                                                                                  Знание пройденного материала ("Верное или неверное утверждение?)

отметка  ("3", "4", "5")

                                                                              Формулировка учебной задачи  (Я понял(а), над чем будем работать)

                                                                                       Хорошо выполнял(а) свою работу на уроке

                                                                                    Активно работал(а) на уроке

                                                                     Преодолевал(а) трудности, достигая желаемого результата  (Приложение 2 выполнил(а) безошибочно / с ошибками)

                                                                                    Работа в группе, паре принесла удовлетворение, я помогал(а) своей группе при выполнении заданий, во время работы в парах задания выполнял(а) безошибочно

                                                                  Анализировал(а), обобщал(а), делал(а) выводы

                                                                            Понял(а) новый материал (Справил(-ся, -ась) с итоговыми  тестовыми заданиями)

отметка  ("3", "4", "5")

                                                                           Получил(а) удовольствие от урока

                                                                            Ожидаемая отметка

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Домашнее задание.

§81, орфограммы 45-46

  • 1 уровень:  упр. 466
  • 2 уровень:  упр. 466  и  напишите продолжение сказки, начав её словами:

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

или

Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Верное или неверное утверждение» Оценка: 7 б. – «5» ; 5-6 б. – «4» ; 4-3 б. – «3» . № п / п Вопрос Да/нет 1. Местоимение обозначает предмет, признак, количество. НЕТ 2. Местоимения его, меня, их личные. ДА 3. Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа. ДА 4. В предложении «Я знаю, кто об этом сообщил» местоимение кто вопросительное. НЕТ 5. Местоимения некто, кое-кто, некоторый, несколько , – неопределенные. ДА 6. Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложного. ДА 7. В предложении местоимения бывают только подлежащими и определениями. НЕТ

Слайд 2

Джонни Жил на свете Джонни. Знаете его? Не было у Джонни Ровно ничего ! Нечем подкрепиться, Нечего надеть, Не к чему стремиться, Не о чем жалеть, Нечего бояться, Нечего терять... Весело живется, Нечего сказать! Борис Заходер

Слайд 3

Тема урока: ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ЦЕЛИ: Познакомиться …… Учиться… и отличать их…

Слайд 4

Как образуются отрицательные местоимения? Кто – Что – Какой – Чей – Сколько –

Слайд 5

Как образуются отрицательные местоимения? Кто – Что – Какой – Чей – Сколько – Ни кто Ни что Ни какой Ни чей Ни сколько

Слайд 6

Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: Никто Ничто Некого Нечего Никакой Ничей Нисколько Несколько ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК КОЛИЧЕСТВО

Слайд 7

Лингвистический эксперимент Выберите правильный вариант написания отрицательных местоимений нечего или ничего ? не с кем или ни с кем ?

Слайд 8

Пиши НЕ Под ударением Некого НИ Без ударения Никого Правописание НЕ и НИ

Слайд 9

Пиши Запомни: в одно или в три, так меня пиши! Слитно Нет предлога Никого Раздельно Есть предлог Ни у кого Правописание (слитно, раздельно)

Слайд 10

ФИЗМИНУТКА Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом) Мизинец – активизируем сердце. Большой палец – легкие и печень. Средний палец – систему кровообращения. Указательный палец – зону пищеварительного тракта. Безымянный палец – нервную систему. Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони - сердцебиение

Слайд 11

Определите синтаксическую роль отрицательных местоимений в предложениях Никто не забыт, ничто не забыто. Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь. Я – для всех и ничей . И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды. Я нисколько не сомневался, когда принимал это решение.

Слайд 12

1 . Никто не забыт, ничто не забыто.(Подлежащее) 2. Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь.(Определение) 3. Я – для всех и ничей .(Сказуемое) 4. И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.(Дополнение) 5. Я нисколько не сомневался, когда принимал это решение.(Обстоятельство)

Слайд 13

Тестовые задания 1. Как правильно выбрать приставку не- или ни- в местоимениях? 1. Приставка НЕ- ударная, приставка НИ- безударная. 2. Приставка НЕ- безударная, приставка НИ- ударная 2. Вставьте пропущенную букву, назовите разряд местоимения. Родную мать н и кЕм не заменишь . (отрицательное) 3. В каком словосочетании отрицательное местоимение с НЕ-? 1. Н..чего не говорит. 2. Н..чего говорить. 4. В какой пословице отрицательное местоимение с НИ-? 1. Что за честь, коли н..чего есть. 2. Моя хата с краю, я н..чего не знаю. 5. В какой цепочке слов местоимения пишутся слитно? 1. (Ни)кто, (ни)какой, (ни) чей. 2. (Ни)(с)кем, (ни)(от)какого, (ни)(у)чьего. 6. В какой цепочке слов местоимения пишутся в три слова. 1 . (Не)кий, (ни)кого, (ни)чего, (не)кто. 2. (Не)(у)кого, (ни)(для)кого, (не)(с)кого, (ни)(у)каких. 7. В каком сочетании на месте пропуска пишется НЕ-. 1. Н.. о чем не спросил. 2. Н..кого пригласить. Оценка: 0 ош . – «5 »; 1-2 ош . – «4»; 3-4 ош . – «3».

Слайд 14

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание § 81 , орфограмма №45,46 1 уровень: упр. 466 2 уровень: упр. 466 и напишите продолжение сказки, начав её словами: В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. или Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

Слайд 15

Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...

Урок русского языка по теме "Местоимение как часть речи. Разряд местоимений". 6 класс

Цели: - Познакомить учащихся с частью речи «Местоимение»Знать: - о роли местоимений в тексте;- о синтаксической функции местоимений;- познакомить учащихся с разрядами местоимений Умет...

Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме «Вопросительные и относительные местоимения»

Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме «Вопросительные и относительные местоимения»...