Конспект урока. Буквы з и с на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Нина Ивановна Валейская

Познакомить учащихся  со  способом  действия  при выборе  "з" и "с" на конце  приставок. Сформировать  навык безошибочного написания приставок,  учитывая варианты данной орфограммы, научить детей находить  верное  решение  при работе  с орфограммой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_z_i_s_na_kontse_pritavok.docx22.82 КБ
Office presentation icon bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.ppt1.37 МБ

Предварительный просмотр:

                                          Тема. Буквы  з и с  на  конце  приставок.

Цель:  Познакомить  с  орфограммой  и  условиями  выбора  букв  З и  С  на  конце  приставок.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать  представление о  зависимости  написания  орфограммы  от  следующего  за  приставкой  согласного  или  гласного  ;

Учить  находить  орфограмму  , пользоваться  составленным  алгоритмом  проверки.

Развивающие

Развивать умение  наблюдать ,  сравнивать, делать  выводы;

Обогащать  речь  детей;

Воспитательные

  • Воспитывать  интерес  к  материалу изучаемой  темы.

Универсальные   учебные   действия:

  • Развивать  умение  анализировать  проблемную  ситуацию ,  определять   пути   решения;
  • Извлекать  информацию  из  прослушанного   текста  , выделять  главное  ,  обобщать.

Устанавливать    причинно  -  следственные  связи  , планировать  свои  действия, контролировать   способ  действия   и  результат  ;

Развивать умение  выражать  свои  мысли , участвовать  в  коллективном  обсуждении сложных  вопросов;

Повышать  самооценку.

Оборудование: компьютер, интерактивная  доска , медиапроектор,  презентация, учебник  ( Русский  язык, 5  класс  Ладыженская Т.А. Просвещение,2014)

                                                   Ход  урока.

  1. Организация.
  2. Слайд  1

Назовите  в  словах  звонкие  и  глухие  согласные   звуки.

Морозы,  бочка,  избушка, вода.

(Дети   читают первое   задание,  работают  по  таблице, уточняют,  какие  согласные  звонкие, какие  глухие. Затем  называют в  словах в  словах  звонкие и  глухие согласные, обращают  внимание на  пары звонких  и  глухих согласных .)

      3.Запишите  слова  и  выделите  приставки.Что вы  знаете  о  написании  зтих  приставок?

Поехать, отбежать, добраться, сотрудник, подготовить, облететь, надрезать.

(Ученики  выделяют  приставки и  говорят  о  том,  что  они  всегда пишутся  одинаково.)

    4.Запишите  слова  и  выделите  приставки. Что заметили  необычного  в  написании приставок?

Изрезать, испугать.

Бесплатно, безрадостно.

Распилить, разрезать.

( учащиеся обращают  внимание  на  то, что  на  конце  приставок  встречаются  и  буква  З, и  буква  С.  Это  противоречит  правилу  написания  приставок, которое  дети  знают.)

Почему  эти слова  так  пишутся? (Причину  дети  назвать  не  могут.)

Слайд 2.

Учитель. Прослушайте  диалог . О  чём  идёт речь? ( приставки  из-,воз-, низ-,раз-,без-, чрез-,через- могут  менять звук з на  с.)

Какое  наблюдение  необходимо  провести? ( нужно  выяснить, при каких  условиях происходит   замена  звуков.)

Слайд 3

Учитель.  Попробуем  сделать  маленькое  открытие.  Прочитайте  слова.

Изрезать                                                           Испугать

Возложить                                                      Воспеть

Разбег                                                               Рассказ          

Безоблачное                                                 Бескорыстный

1.Сравните  слова  первого  и   второго  столбика.  Подумайте ,  почему  приставки   окончиваются  разными  согласными?  Сделайте   вывод.(Учащиеся  проводят  наблюдения и  делают  вывод,  что  перед  звонкими  согласными пишется  з, а  перед  глухими- с.)

2. Понаблюдайте, отличается  ли  произношение  приставок  от написания.  Как  можно  дополнить ваше  правило? ( После  наблюдения  за  произношением учащиеся  вносят  дополнения)

Слайд 4.

Учитель.

Составим  алгоритм  рассуждения.

Вставьте  пропущенные  буквы. Как  будем  рассуждать?

Ра..писать, ра..бить.

И..печь, и..дать.

Во..ложить, во..петь.

Не забудьте, что  приставки  раз-, из-, воз-, низ-, через-, без- перед  глухими  согласными  сменят  з   на с.

( пользуясь  таблицей  согласной  и  рифмовкой, дети  составляют  алгоритм:1) сначала  нужно  найти  приставку,  потом  посмотреть, с  какого  согласного  начинается  корень;2) перед  звонкими  согласными  и  нужно  писать з, перед  глухими-  с. Алгоритм  - подсказка  составлен. Затем  дети  записывают  слова, вставляя  пропущенные  буквы.)

Слайд 5. Учимся  писать  приставки.

  1. Замените  неизменяемые  приставки  приставками ,  оканчивающимися  на   з(с). Запишите  предложения.

Бутоны  открылись.  Яблони  зацвели. Мы  потратили  деньги.

(Бутоны  раскрылись. Яблони  расцвели. Мы  истратили  деньги.

  1. Подберите   к  данным  словам   антонимы с   приставками на  з(с).

Порядок, одарённый, честный.

( Беспорядок, бездарный,  бесчестный.)

Приставка  или  нет? Зачеркните  слова  без  приставок.( Дети находят  в  словах  приставки, выделяют  их, слова без  приставок  зачёркивают. Задание выполняется  в  тетрадях.)

Разбитый,  разваленный,  разный.

Расписание, растение, расколоть.

Исследовать,  история.

Роскошь, росчерк.

(должны  быть  выписаны  слова разбитый,  разваленный, расписание, расколоть, исследование.)

Слайд 6. Тренировочные  упражнения.

  1. Игра «Прятки  с  приставками». Найдите  приставки на  з(с), объясните их  правописание.

(Ученики  устно  объясняют значения  слов, находят  приставки,  отбрасывают  первую  приставку, обращают  внимание на  изменение значения. Записывают  слова.)

Нераспустившийся, перераспределение, неиспользованный.)

2.Чем  отличается  написание  приставок в  парах слов?

 Раздать- сдать, разжечь- сжечь, разговор- сговор.

(Ученики  указывают, чт о  приставка с-, является  неизменяемой  и  пишется  всегда  одинаково. Написание приставок  , оканчивающихся на  з(с), зависит  от согласного  звука  в  корне.)

  1. От каждого  из « отрезков» слов  образуйте по  два  слова: одно   с  приставкой  с-, другое-  с  приставкой раз-

..бегаться,  …борный,  ..говорчивый,..двинуть, …двинуть,  ..двоенный.

(Сбегаться, разбегаться, сборный,разборный; сговорчивый, разговорчивый; сдвинуть,  раздвинуть;  сдвоенный,  раздвоенный.)

Слайд 7. Обратите  внимание  на эти  слова.

Запишите  слова: здесь, здание  здоровье. Что  нужно  помнить  при  их  написании. (  В  них  нет  приставки,  с  буквы  з начинается  корень  слова.)

Выполните  задание  , найдите  слова  с  пристаками.

Избежать, здесь, сдать, здоровье, здание.

( Избежать, сдать.)

Вставьте  нужные  буквы.

..дешний   житель, ..гореть дотла, новое  ..дание,  желаю   ..доровья,  …доровый  ребёнок,  лежит   ..десь.

Вы  сказали : ..дравствуйте!»

Отчего  же  на  капельку  солнца  прибавилось  в  мире?

Отчего  же   на  капельку  радостней  

..делалась  жизнь?

( Здешний  житель, сгореть  дотла, новое  здание,желаю  здравия, здоровый  ребёнок, лежит здесь,  Вы  сказали:»Здравствуйте!».

Игра  « Третий  лишний.» Выпишите слова  без  приставок.

Сбросить, сжаться, здание.

Разбитый, разваленный,разный.

Исследовать ,история, издавать.

(Здание, разный, история.)

Домашнее  задание.

Параграф  82,   правило,  упр  440.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2. Выделите приставки. Что знаете о написании этих приставок? Поехать, отбежать, добраться, сотрудник, подготовить, облететь, надрезать, сделать. 3. Выделите приставки. Что заметили необычного в написании приставок? Изрезать, испугать. Бесплатно, безрадостно. Распилить, разрезать. 1. Назовите в словах звонкие и глухие согласные звуки. Морозы, бочка, избушка, вода. Давайте вспомним Б В Г Д Ж З Р Л М Н Й П Ф К Т Ш С Ч Щ Х Ц ! 2. Выделите приставки. Что вы знаете о написании этих приставок? По ехать, от бежать, до браться, со трудник, под готовить, об лететь, над резать, с делать. ! 3. Выделите приставки. Что заметили необычного в написании приставок? Из резать, ис пугать. Бес платно, без радостно. Рас пилить, раз резать.

Слайд 2

Прослушайте диалог. О чём идет речь? Какое наблюдение необходимо провести? из- воз- без- низ- чрез- через- раз- и с - во с - бе с - ни с - чре с - чере с - ра с -

Слайд 3

из резать воз ложить без облачное раз бег ис пугать вос петь бес корыстный рас сказ 1. Сравните слова первого и второго столбика. Подумайте, почему приставки оканчиваются разными согласными. Сделайте вывод. 2. Понаблюдайте, отличается ли произношение приставок от написания. Как можно дополнить правило? В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с. В приставках, оканчивающихся на з (с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с , в соответствии с произношением. ! ! ! Попробуем сделать маленькое открытие

Слайд 4

Не забудьте, что приставки раз-, из-, воз-, низ-, через-, без- Перед согласными глухими быстро сменят з на с! 1. Найдите приставку. 2. Определите, с какого согласного начинается корень. 3. Примените правило. Подсказка ра с писать ра з бить и с печь и з дать во з ложить во с петь ра.писать ра.бить и.печь и.дать во.ложить во.петь Вставьте пропущенные буквы. Как будем рассуждать? Б В Г Д Ж З Р Л М Н Й П Ф К Т Ш С Ч Щ Х Ц ! ! Составим алгоритм рассуждения

Слайд 5

Разбитый, разваленный, разный. Расписание, растение, расколоть. Роскошь, росчерк. Исследовать, история. 1. Замените неизменяемые приставки приставками, оканчивающимися на з(с). 2. Подберите к данным словам антонимы с приставками на з (с). 3. Приставка или нет? Вычеркните слова без приставок. Бутоны рас крылись. Яблони рас цвели. Мы ис тратили деньги. Бутоны открылись. Яблони зацвели. Мы потратили деньги. Порядок, одарённый, честный. Бес порядок, без дарный, бес честный. Раз битый, раз валенный, разный. Рас писание, растение, рас колоть. Роскошь, рос черк. Ис следовать, история . ! ! ! Учимся писать приставки

Слайд 6

1. Игра «Прятки с приставками». Найдите приставки на з (с), объясните их правописание. ! Нераспустившийся, перераспределение, неиспользованный. Не рас пустившийся, пере рас пределение, не ис пользованный. 2. Чем отличается написание приставок в парах слов? Раз дать – с дать, раз жечь – с жечь, раз говор – с говор. 3. От каждого из «отрезков» слов образуйте по два слова: одно с приставкой с-, другое – с приставкой раз-. … бегаться, …борный, …говорчивый, …двинуть, …двоенный. С бегаться, раз бегаться; с борный, раз борный; с говорчивый, раз говорчивый; с двинуть, раз двинуть; с двоенный, раз двоенный. ! ! Тренировочные упражнения

Слайд 7

Щёлкните мышкой по документу, выполните задания. Обратите внимание на эти слова Домашнее задание

Слайд 8

Буквы з (с) на конце приставок

Слайд 9

Использованные ресурсы 1 слайд . Ученик http :// www.wiki.vladimir.i-edu.ru / images /3/33/Школа2.jpg 2 слайд . Ученый http :// failoboom.ru / logo-papem.jpg Аудиофайл http :// fanmuz.net / audio /63577394/16777112/ Radionyanya_Zanimatelnaya_grammatika_2-Veseliy_urok_-_pristavki_na_z ( FanMuz.net ).mp3 5 слайд . Ученик http://photoshare.ru/data/41/41603/1/407mg9-hit.jpg?2 7 слайд . Мальвина http://www.proza.ru/pics/2011/09/15/448.jpg Буратино http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-06/1277926087_8e28bea376c3.jpg Пешеход http://pdd-test-online.ru/pdd-test-online/avto3000.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектурока по теме: "Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя".

В данной работе учитель знакомит детей с биографией Л.Н. Толстого, как участнике обороны города-героя Севостополя. Тем самым, продолжая  воспитывать чувство патриотизма, нравственности у учащихся...

Конспектурока "По интересным местам Лондона"

Конспект урока для повторения материала. Конспект для 6 класса, занимающиеся по учебнику  Кауфман "Happy English.ru"...

Конспектурока " Уравнения"

Конспект урока для 7 класса...