Психофизиологический и лингвистический аспекты развития лексики обучающихся с ОВЗ.
статья по русскому языку
Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 509.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психофизиологический и лингвистический аспекты развития лексики обучающихся с ОВЗ»
Составитель: Полянскова Ю.В.,
учитель ГБОУ школа №499
Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их последователей. И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, показал роль речи как основного условия мышления, подчеркнул значение деятельности речедвигательного анализатора. Как отмечает М.М.Кольцова, речедвигательный анализатор начинает действовать лишь с формированием речи.
И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к разработке психологической теории речи.
Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит Л.С.Выготскому. Язык включен в систему общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка. Центральное место в психологической концепции Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об опосредствующей функции знака в предметной деятельности. Л.С.Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что речь одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в процессе в предметной совместной деятельности и через общение.
Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.
Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Многие авторы отмечают, что языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов.
Речь активно формируется в первые три года жизни (М.М.Кольцова и др.). К трем годам ребенок овладевает определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев - 3 года).
С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения внеситуативно-познавательной форме общения. Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения.
К 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.
Рассматривая речевую деятельность, необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребенка происходит в процессе развития его деятельности, в процессе общения. Система языка строится на трех принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации; парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для усвоения которых необходим тщательный отбор речевого материала и проведения языковых наблюдений, иерархические (отношения характеризуют строение языка с точки зрения различных его уровней), элементы которых изучаются и в образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261620-1370198377.jpg)
Психофизиологическое влияние музыки на развитие ребенка
Анализ литературы по влиянию музыки на ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261620-1370198377.jpg)
Психофизиологическое влияние музыки на развитие ребенка.
Анализ литературы по влиянию музыки на ребёнка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843879-1478365138.jpg)
Реферат «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»
Речь - основной инструмент общения и организации любой деятельности. В содержании реферат...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988740-1513806472.jpg)
Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)
Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/04/picture-981898-1512393427.jpg)
Статья "Теоретические аспекты развития социально-значимых умений обучающихся с легкой умственной отсталостью"
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие социально-значимых умений сквозь призму таких понятий, как социальная компетентность, социализация. Социально-значимые навы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-688604-1485665133.jpg)
Общекультурная компетентность, как аспект развития социально-ориентированной личности обучающихся в ансамбле «Забава» на основе народных традиций.
Развитие личности обучающихся на основе русских традиций, устного и песенного фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/25/picture-1263545-1598337855.jpg)
Основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР
Выступление на совместном семинаре учителей начальных классов и учителей-логопедов «Формирование лексико-грамматического строя в урочное и внеурочное время»...