Психофизиологический и лингвистический аспекты развития лексики обучающихся с ОВЗ.
статья по русскому языку

Речь — это важнейшая твор­чес­кая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построе­нию своей личности, своего внутреннего мира через диалог с дру­гими личностями, другими мирами, другими культурами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psiholingvisticheskie.docx509.17 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психофизиологический и лингвистический аспекты развития лексики обучающихся с ОВЗ»

Составитель: Полянскова Ю.В.,

                                                                    учитель ГБОУ школа №499

Психофизиологическое объяснение формируемых у человека языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их последователей. И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, показал роль речи как основного условия мышления, подчеркнул значение деятельности речедвигательного анализатора. Как отмечает М.М.Кольцова, речедвигательный анализатор начинает действовать лишь с формированием речи.

 И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к разработке психологической теории речи.

Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит Л.С.Выготскому. Язык включен в систему общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка. Центральное место в психологической концепции Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об опосредствующей функции знака в предметной деятельности. Л.С.Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что речь одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в процессе в предметной совместной деятельности и через общение.

Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира.

Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Многие авторы отмечают, что языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов.

Речь активно формируется в первые три года жизни (М.М.Кольцова и др.). К трем годам ребенок овладевает определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев - 3 года).

С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения внеситуативно-познавательной форме общения. Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения.

К  6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения.

 Рассматривая речевую деятельность, необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребенка происходит в процессе развития его деятельности, в процессе общения.  Система языка строится на трех принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации; парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для усвоения которых необходим тщательный отбор речевого материала и проведения языковых наблюдений, иерархические (отношения характеризуют строение языка с точки зрения различных его уровней), элементы которых изучаются и в образовательных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психофизиологическое влияние музыки на развитие ребенка

Анализ литературы по влиянию музыки на ребёнка...

Психофизиологическое влияние музыки на развитие ребенка.

Анализ литературы по влиянию музыки на ребёнка...

Реферат «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»

    Речь  -   основной  инструмент    общения   и  организации   любой  деятельности.  В содержании  реферат...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Статья "Теоретические аспекты развития социально-значимых умений обучающихся с легкой умственной отсталостью"

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить  понятие социально-значимых умений сквозь призму таких понятий, как социальная компетентность, социализация. Социально-значимые навы...

Основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ТНР

Выступление на совместном семинаре учителей начальных классов и учителей-логопедов «Формирование лексико-грамматического строя в урочное и внеурочное время»...