Особенности работы над простым предложением в школе для неслышащих учащихся
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Система работы над простым предложением с неслышащими учащимися в 5-7 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_nad_prostym_predlozheniem.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы над простым предложением

в школе для неслышащих учащихся.

В курсе грамматики, рассчитанном на средние классы,  основным объектом изучения для неслышащих учащихся является предложение. Работа над простым предложением ведется с начальной школы и продолжается в 5 классе. Обучение предложению помогает решить задачи формирования речи и изучения языка. Изучая предложение как единицу речевого высказывания, учащиеся усваивают знания о системном устройстве языка.

Изучение структуры предложения как системы единиц, взятых в их связях и отношениях,  неотъемлемо от работы над словарным составом, так как предложение – это не только конструкция, но и смысловое наполнение. Таким образом, изучая предложения, учащиеся  получают знания о грамматическом строе языка и обогащают свой лексический запас.

Обучение простому предложению осуществляется в двух направлениях. Первое – это практический способ обучения речи, который основывается на запоминании детьми фразового материала в различных коммуникативных ситуациях. Работа  в этом направлении требует усиления живого общения, увеличения речевых средств, которые дети усваивают в готовом виде. Необходима система упражнений по развитию устной и письменной речи, где должны быть задания спроси, сообщи, поручи, узнай, опиши и подобные.

Второе направление – это ознакомление школьников  с некоторыми языковыми закономерностями, основными категориями и формами языка. Сообщение неслышащим учащимся знаний о языковой системе происходит на фоне широкой речевой практики.

Сочетание двух направлений при изучении предложения позволяет школьникам не  только запоминать большое количество предложений, употребляющихся в  определенных ситуациях, но и, используя знания о  строении предложения, создавать из знакомых слов  новые предложения.

Особенностью программы по грамматике для неслышащих учащихся является избыточность информации или принцип частой повторяемости. Под избыточной информацией подразумеваются не только различного рода возвращения к одним и тем же фактам, но и сообщение одних и тех же сведений по-разному (смысловая синонимия и перефразирование).

Программа по грамматике в 5-7 классах предусматривает  многоплановую работу над структурой предложения.  В нее входят знакомство с составом предложения, с его главными и второстепенными членами, изучение связей между членами предложения.

К пятому классу у учащихся уже есть определенный словарный запас, который следует  использовать для создания новых предложений.  Учитель обращает внимание учащихся, что на вопрос можно ответить по-разному.  Например:

- Кто отсутствует в классе? Ответь одним словом.

- Наташа.

- Ответь  целым предложением.

- В классе отсутствует Наташа.

- Ответь связным текстом.

- В классе отсутствует Наташа. Она заболела. У нее болит горло.

Неслышащие учащиеся при ответе  в основном используют конструкцию вопроса, дополняя ее необходимыми словами. Важно подобрать тему для обсуждения, которая будет опираться на жизненный опыт учащихся. Это может быть летний отдых, встреча с одноклассниками, знакомство с новыми учителями, прочитанные книги, интересные фильмы и т.д.

Интересными видами работы над предложением, активизирующими мыслительную деятельность учащихся, являются   деформированные тексты и предложения. Желательно подбирать небольшие (50-70 слов) тексты

1. Текст без знаков препинания. В этом случае учащиеся должны определить границы предложений и количество слов в каждом предложении.

2. Текст без пробелов. Здесь детям надо сначала разделить текст на слова и лишь затем на предложения.

3. Предложения с нарушенным порядком слов. Первоначально дается предложение, в котором слова находятся в необходимой форме и даже в нужном порядке. (Наступила, золотая, осень). Затем порядок слов меняется при сохранении формы слов. (Огородов, садов, и, вредителей, уничтожают, птицы). В дальнейшем, когда дети пройдут части речи, можно дать начальные формы слов.

У неслышащих учащихся очень часто бывают проблемы с лексическим значением слова. Учителю необходимо находить средства для пополнения словарного запаса. Это и ознакомление с незнакомыми словами, встречающимися в упражнениях, и использование новых слов  в других предложениях.  Хороши упражнения, в которых требуется подобрать подходящее по смыслу слово и вставить в предложение. Например:

Летом дачники … траву в огороде (сажали, пололи).

На данном этапе полезна работа по вопросам.  Сначала ученики составляют предложение, в котором слово заменено вопросом (Ребята принесли корзинку грибов (откуда?). Мальчик подарил (что?) (кому?).). Затем учащиеся составляют предложения по вопросным схемам (Кто? что делает(ют)? где? – Ребята купаются в реке.) и составляют подобные схемы к готовым предложениям. Можно дать образец и предложить детям найти среди ряда  предложений подобное. Важно, чтобы дети как можно больше говорили и составляли предложения: с конкретным словом или словосочетанием, на определенную тему.

При составлении предложений неслышащие учащиеся допускают ошибки, связанные с тем, что жестовая речь практически не различает однокоренных слов и глагольных форм.  Например, красивый, красавица, красиво выражается одним жестом, так же как больной, болею, больно и др. Жестовая речь не предполагает и падежных форм. Поэтому могут возникнуть предложения такого типа: Наташа купила красиво платье. Такие случаи отвергаются  как непригодные, ошибки исправляются с помощью правильных грамматических форм.  (Какое?) желтое, новое платье. Значит: красивое платье. Тогда правильно говорим: Наташа купила красивое платье. Кроме того, следует обратить внимание детей на вопросы, соответствующие каждому из однокоренных слов, это поможет им выбрать правильный вариант.

Работая над порядком слов в предложении, следует начать с разных вопросов к одной ситуации.  Учащиеся наблюдают за получившимися в результате предложениями и делают вывод, что изменение порядка слов создает логическое ударение. Затем они сами задают вопросы и составляют  предложения с разным порядком слов. Учитель предлагает им задать вопросы друг другу так, чтобы ответы были с разным порядком слов.

При работе над составом предложения учащиеся в первую очередь знакомятся с нераспространенными и распространенными (полными) предложениями, составляют вопросные схемы. Учителю необходимо акцентировать внимание на том, что без некоторых слов не получается составить предложение. Учащиеся, например, сравнивают: «В сентябре приехали. Учителя из других школ. - В сентябре в школу приехали учителя из других школ», -  и делают вывод, что в первых двух группах слов не хватает информации, необходимой для понимания ситуации.   Продолжается работа с вопросными схемами. Учащиеся из множества предложенных выбирают те предложения, которые соответствуют данной вопросной схеме. Упражнения на замену слов в предложении без изменения вопросной схемы помогают учащимся понять, что предложения о разных жизненных событиях можно составить, используя одну и ту же схему. Главное, чтобы учащиеся использовали различные вопросные схемы, а не зацикливались на одной. Хорошей тренировкой, нацеленной на понимание предложения, как логического целого, является составление предложения из слов. Возможны два варианта: когда  одного или двух слов не хватает и когда некоторые слова из предложенных оказываются лишними. Последнее – своеобразная «ловушка» для неслышащих детей, поскольку они стремятся добавить в предложение все слова, что даны в упражнении, не обращая внимания на логику события, которое описывается в предложении.

Изучение членов предложения начинается с грамматической основы. К подлежащему ставятся два вопроса – смысловой и грамматический: О ком (чем) говорится в предложении? Кто (читает)? – мальчик. К сказуемому тоже ставятся два вопроса: Что говорится о мальчике? Что он делает? – читает.  Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом, такая связь называется координация. На схеме показывается, что от подлежащего вопрос задается к сказуемому и наоборот. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием. Это грамматическая основа.  Остальные слова в предложении присоединяются или к подлежащему, или к сказуемому. Для закрепления понятия грамматической основы, предлагаются предложения, куда надо вставить подлежащие или сказуемые, упражнения с выделением грамматической основы.

При знакомстве с дополнением учитель задает учащимся вопросы, на которые нужно ответить, используя дополнения. Затем учитель акцентирует внимание детей на том, какие именно вопросы задавались. Это вопросы дополнений.  Затем учащиеся закрепляют  полученные знания: дописывают предложения с помощью предложенных слов, ставят вопросы к дополнениям, сравнивают подлежащие и дополнения, подбирают дополнения к сказуемым.

Изучение обстоятельств также начинается с вопросов. Затем учащиеся находят обстоятельства в предложениях, задают к ним вопросы, составляют предложения с использованием нового члена предложения, вставляют подходящие по смыслу обстоятельства в предложения.

С определением учитель знакомит учащихся, сравнивая два типа предложений: без определений и с ними.

К обстоятельству,  выраженному существительным,  ставятся двойные вопросы: Куда мы ходили вчера? К кому? – к бабушке. Если определение выражено порядковым числительным,  к нему тоже задается два вопроса: На каком этаже находится кабинет рисования? На котором? – на втором.  При записи вопроса сначала задается смысловой вопрос, а грамматический пишется рядом.

Поскольку слова в предложении связаны  по смыслу и грамматически, следующим этапом  работы над предложением является изучение видов словосочетаний. Согласование сначала рассматривается как связь подлежащего и определения. Учащиеся работают по вопросным схемам, составляют предложения с предложенными словосочетаниями. Далее они знакомятся с тем, что связь между сказуемым и дополнением называется управлением. Они сравнивают словосочетания с разными вопросами к дополнению (встретил кого?, встретился с кем?), выделяют словосочетания заданного типа из предложения, устанавливают связь между словами. Полезно давать задания, где надо раскрыть скобки и поставить слова в нужной форме: Деревья и кусты покрыты (снег). При изучении связи между сказуемым и обстоятельством, выраженным существительным в косвенном падеже, важно акцентировать внимание детей на то, что к слову может быть задано два вопроса. Для неслышащих детей полезны упражнения, в которых они рассматривают каждый вариант словосочетаний с обстоятельствами  места (где (в чем)? где(на чем)? где (под чем)?  где (по чему)? где (среди чего)? и т.п.) и составляют с ними предложения. При изучении примыкания новый вид словосочетания  сначала  сравнивается с похожим словосочетанием, но с управлением. Учащиеся делают вывод, что нет дополнительного вопроса, как это бывает с обстоятельствами, когда тип связи управление. Затем проводится работа, когда дети определяют, какой тип связи в словосочетаниях, примыкание или управление.

Когда неслышащие учащиеся знакомятся с частями речи, учителю необходимо обратить их внимание на то, что словосочетания, как согласование, так и управление, требуют определенных форм зависимого слова, которые дети изучают в данный момент. Таким образом, изучение частей речи неотрывно связано с составом предложения.

При изучении имен существительных подчеркивается, что они могут служить в предложении подлежащим, дополнением и обстоятельством (случаи несогласованного определения рассматриваются позже). А прилагательные, притяжательные местоимения и порядковые числительные, как правило, играют в предложении роль определения. При этом они образуют связь с существительными, какую бы роль те не играли в предложении. С глаголами связь образуют существительные, местоимения и наречия. Таким образом, дети обогащают свои знания о составе предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы над проектом в школе

В данной статья я хочу рассказать о том, как лучше организовать работу над проектом с учащимися....

Работа в семье по формированию словесной речи неслышащих учащихся

Значение развития словесной речи у глухого ребенка чрезвычайно велико и является первоочередной задачей не только школы, но и семьи. В школе овладение словесной речью происходит в единстве и во взаимо...

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ «ТЕХНОЛОГИИ» (ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ) В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Недостаточность речевой деятельности, уменьшение объема информации, получаемой неслышащими учащимися вследствии поражения слуха, сказываются на развитии таких познавательных процессов, как мышление, п...

Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств

Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельно...

Контрольная работа по грамматике (русскому языку) для неслышащих учащихся 5 класса

Данный контрольный материал направлен на проверку знаний учащихся по темам: 1. "Прилагательные в роли определения"". 2. " Склонение прилагательных". 3. "Притяжательные местоимения"....

Особенности работы учителя – логопеда в школе.

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» ИМ. Н.И. ЧЕБОДАЕВА

Статья посвящена проблеме работы пришкольного интерната с родителями. В статье рассмотрены формы работы и особенности работы с родителями в школе-интернате «Аскизский лицей-интернат» им. М...