Повторение темы «Глагол»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Лабутина Людмила Владимировна

Урок русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_7_klass.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

        7 класс, русский язык конспект урока

Тема: Повторение темы «Глагол»

Цель:

- повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;

- вспомнить морфологические признаки глагола;

- повторить правила правописания глаголов;

- проанализировать употребление глаголов в художественном тексте.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: умение характеризовать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль глагола, употреблять глаголы в соответствии с грамматическими и орфографическими нормами.

Регулятивные УУД: планирование последовательности действий.

Познавательные УУД: продуцирование высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: учет позиции партнера по совместной деятельности.

Оборудование: карточки с заданиями для учащихся, сочинения-миниатюры на заданные темы, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация учащихся.

Прослушайте, пожалуйста, текст, а потом ответьте на вопрос.

Светает. Звонит. Просыпаюсь. Собираюсь. Иду. Мерзну. Достаю. Разворачиваю. Нанизываю. Бросаю. Сижу. Жду. «Клюёт!». Подскакиваю. Хватаю. Снимаю. Радуюсь.

- Сколько частей речи использовано при составлении рассказа?

- Какая это часть речи?

- Какая тема нашего урока?

- А если я скажу, что мы уже закончили изучать все правила по теме «Глагол», что мы должны сегодня сделать? (Повторить тему «Глагол»).

- Открываем тетради, записываем число и тему урока.

- Что же мы должны сегодня на уроке сделать, какие цели нашего урока? - обобщить знания по теме «Глагол»,

- вспомнить морфологические признаки глагола,

- повторить правила правописания глагола,

- проанализировать употребление глаголов).

- Мы определили тему и цели нашего урока.

обучающиеся разделены на две группы

  1. Начнем урок с орфоэпического диктанта. Вам необходимо списать с доски глаголы, поставив ударения.

Звонит, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.

(проверить, какая группа справилась с заданием лучше)

  1. Вспоминаем морфологические признаки глагола

1 группа называет постоянные признаки (вид, переходность, возвратность, спряжение)

2 группа называет непостоянные признаки глагола (наклонение, время, число, лицо, род).

  1. Выполнить морфологический разбор глаголов

Я улыбаюсь весеннему солнцу.

1 группа – улыбаюсь – глагол, обозначает действие, н.ф. улыбаться, несовершенный вид, непереходный, возвратный, I спряжение, изъявительное наклонение, настоящее время, единственное число, 1 лицо, в предложении является сказуемым.

Марина впервые увидела радугу после дождя.

2 группа – увидела – глагол, обозначает действие, н.ф. увидеть, совершенный вид, непереходный, невозвратный, II спряжение, изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род, 3 лицо, в предложении является сказуемым.

  1. Записать глаголы и выделить орфограммы

Преображает -

прикасается -

не узнаешь –

отыскать –

беречь –

заведовать (заведую) –

размазывать (размазываю) -

Орфограммы:

- НЕ с глаголами;

- -тся, ться в глаголах;

- Ь после шипящих в глаголах;

- окончания глаголов;

- суффиксы ова-ева, ыва-ива;

- корни с чередованием;

- приставки пре- и при-

- буквы ы-и после приставок.

  1. Физпауза.

  1. Прочитайте эпиграфы к нашему уроку.

Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе. (Алексей Толстой)

Глагол – самая живая часть речи… Назначение глагола – выражать само действие. (Алексей Югов)

Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним полученный текст с авторским. Текст взят из книги Михаила Пришвина «Кладовая солнца».

Стилистический эксперимент

Из-под камня ____________ родник. Он превращается в ручеек, который весело ____________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ______________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно _______________ по равнине.

Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.

Группа, которая ближе к тексту подобрала слова, побеждает.

Вывод: Итак, ребята, глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Обладает высокой эстетической ценностью. С помощью глаголов можно описать любое действие. Ведь и назначение глагола – выражать само действие.

  1. Самостоятельная работа групп

Выполнить синтаксический разбор предложения

1 группа. Из-под камня бежит прохладная родниковая вода.

(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено)

2 группа. Всюду виднеются следы лесных зверюшек.

(повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, не осложнено)

Проводится взаимопроверка (первое предложение разбирает первая группа, второе предложение разбирает вторая группа, меняются листами и проверяют, ставят оценки).

  1. Рефлексия.

- Какую цель мы поставили в начале уроке?

- Достигли ли мы ее?

- Что вам запомнилось?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- В чем вы испытали затруднения?

  1. Выставление мотивированных оценок. Взаимооценивание.

  1. Домашнее задание.

Подготовится к контрольной работе по теме «Глагол», повторить параграфы с 70 по 82.

Домашние сочинения-миниатюры.

Учащиеся зачитывают домашние сочинения-миниатюры на темы: «Лес проснулся», «На берегу моря».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку повторения Темы "Глагол"

Презентация представляет собой ряд заданий, составленных с применением сингапурской методики...

презентация к уроку повторения в начале учебного года по теме "Глагол. Личные окончания глаголов" в 5 классе

В презентации представлен алгоритм работы по определению безударного окончания глаголов, поэтапная система отработки данной орфограммы. ...

Тема: Глагол. Повторение и уточнение представлений о глаголе.

Цели деятельности учителя: формирование  знаний учащихся о глаголе как о части речи.Планируемые результаты: Личностные:понимание того, что правильная устная и письменная речь является показа...

Повторение темы "Глагол"

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Глагол. Повторение". Материал для обучающихся с ОВЗ....

Карточки для повторения темы "Глагол"

В карточках представлены задания для повторения темы "Глагол" в 6 классе....

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....