Правописание –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лямзина Полина Николаевна

Межпредметные связи на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе. Автор конспекта - учитель русского языка и литературы П.Н.Лямзина. 2015 год.

Тема

Правописание  –тся и –ться в глаголах. 3 часа. 2-й урок по теме «Глагол».Повторение.  

Цель

Познакомить учащихся со способностями действия при выборе правильного написания –тся и –ться в глаголах

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Отработать способ действия при выборе написания –ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развивать интерес к сложным случаям написания; способность к самооценки.

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные высказывания.

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Извлекать фактуальную информацию из тексов УНТ; уметь ориентироваться в своей системе знаний;  находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Основные понятия

Неопределенная форма глагола – инфинитив, алгоритм, транскрипция.

Межпредметные связи

Литература, русский язык.

Тип урока

комбинированный

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1)Орг. Момент

Цель: заинтересовать детей, вовлечь в деятельность

Приветствие. На доске записана затраскрибируемая фраза [Тр и браца пашл и купаца]

-На каком языке написана фраза?

Думают, отвечают, записывают в тетрадь число. Кл. работу. Фразу в соответствии с русской орфографией (один ученик на доске). Три братца пошли купаться. На языке транскрипции.

Включение в учебный процесс.

2)Мотивация к учебной деятельности.

Цель: определение содержательных рамок урока

- Почему в глаголе купаться есть Ь?

- Начало какой загадки представляет это предложение? Кто помнит вторую часть? Допишите.

- Знаете ли вы ответ?

- Почему в этих глаголах Ь нет?

- Сравните два вопроса. К какой форме глагола мы их ставим?

Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Отвечают, рассуждают, отгадывают, записывают.

Два братца купаться, а один на берегу валяется.

Два ведра и коромысло.

Записывают.

Что делать? Что делает?

н.ф.                  глаг. в н.вр. 3 л.

Записывают тему урока в тетрадь.

Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание, соответствовать поставленной задаче.

Познавательные УУД: 1)делать выводы, обобщения. 2) анализировать, объяснять правописания. 3) самостоятельно делать выводы.

3)Актуализация и углубление изученного.

Цель: актуализация знаний.

1)Проверка понимания

2)Коллективная работа.

3)Создание проблемной ситуации

3)Информация о д/з, инструктаж

4)Рефлексия

Текст для анализа (на доске и в тетрадях). Вызываем по очереди трех учеников. Подчеркнуть «ошибкоопасные» места.

- Имеют ли высказывания «родственные» отношения с загадками?

Закрепляем способы действия при выборе правильного написания –ться и –тся. Помни: вопрос – твой помощник.

Словарный диктант «До первой ошибки».

Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в н.ф., и в форме 3 л., ед.ч.

Внимание! Проблема! В чем разница в написании слов? Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые заканчиваются на – ца!

-Что нужно сделать, чтобы стало ясно лексическое значение слов?

-Составьте с этими словами словосочетания, чтобы стало ясно лексическое значение слов.

-Какую задачу ставили на уроке?

-Где можно применить знания?

-Что на уроке хорошо получалось?

-Оценить то, как вы усвоили материал.

-Целый урок мы посвятили различению –ться и –тся. Запишем последнюю фразу. Кто хочет получить «5»?

Друг за дружку держаться – ничего не бояться (безуд.гл., сомнит.согл., удвоен.согл.).  Люди ссорятся (что делают?), а выводы кормятся (что делают?). Грамоте учиться – вперед пригодится.

Это жанры фольклора.

Упр. 84 (сам-но) 1вар.: 1-3пр., 2вар.: 3-6 (взаимопров.).

Сестрицы шепчутся, нужно строиться, дом строится, кудри завиваются, древняя столица, он не боится, не стоит бояться, должны разлучиться, разлучаются надолго, заливаться смехом.

Проявлять стремление – стремиться, испытывать волнение – волноваться, допускать ошибки – ошибаться, принять решение – решиться.

Переносица – переносится

Водица – водиться

Спица – спится

Болит переносица – собрание переносится

Чистая водица – не надо с ним водиться

Острая спица – ему не спится.

Любить, беречь, преумножать знания по русской грамматике и не бояться мягкого знака в глаголах.

Регулятивные УУД: 1)высказывать предположения на основе наблюдений.

Личностные УУД:

Развитие интереса к языку, оценивать

богатство и выразительность.

Коммуникативные УУД: обоснование.

Познавательные УУД: действ. Постановки и решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема " Правописание -тся и -ться в глаголах"

Разные формы работы на уроке помогают учащимся освоить тему и не путать глаголы с похожими по звучанию существительными....

Урок русского языка в 5-м классе. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"

Урок разработан для учащихся 5 класса татарской школы ( с использованием приемов критического мышления)...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».

Цели урока: Закрепить и систематизировать знания о правописании – тся и –ться в глаголах; вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;  способствовать ...

Урок по теме "Глагол. Повторение" 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе с использованием презентации на интерактивной доске....

Открытый урок на тему "Глагол. Повторение изученного в 5 классе"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ, ПОЛУЧЕННЫХ В 5 КЛАССА...