Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Марина Валерьевна Ортнер

Открытый урок объяснения нового материала, урок -игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского  в 5 классе.

Тема: «Правописание –тся и –ться в глаголах».

Цели: Формировать умения писать и произносить глаголы с –тся и –ться; знать соответствующее правило и уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Постановка целей урока.

- Русский язык не перестаёт нас удивлять, и сегодня нам предстоит разгадать ещё одну загадку. Как же так получается, что слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному? Но для того, чтобы приступить к этому, мы должны немного вспомнить и проверить свой багаж знаний, уже полученных на уроках рус. языка.

3.   Повторение.

А) Индивидуальные задания. (Проверяются консультантами)

- любить

- стереть с доски

- составить словосочетания: ездить, автобус; опасаться, гололёд; указать, ошибка; скучать, мама; грустить, брат.

- по окончаниям перечислить морфологические признаки: -ишь, -ет, -ть, -ла, -ую.

Б) Орфографическая разминка. Игра «Помоги Пете Ошибкину» и докажи ,т.е. подбери слово на такую же орфограмму. (Ребята работают по двум вариантам- карточки прилагаются).

1 вариант

1) В слове «солёный» Петя написал гласную А.  «Проверочное слово «сало», - объяснил он. Правильно ли это?

2) «Ненавидел» в тетради Пети было написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно,»- заявил Петя Ошибкин.

3) В слове «чёрный» Петя написал в корне букву О. «Так ведь после шипящих под ударением пишется буква о,»- прокомментировал он.

4) В слове «беречь» он написал мягкий знак, потому что это существительное 3-го склонения.

    2 вариант

1) В слове «росток» Петя написал гласную А, объяснив это тем, что в корнях с чередующимися гласными перед –ст пишется А. Правильно ли это?

2) В тетради у Пети слово «не мог» было написано слитно, так как Петя посчитал это глаголом, который не употребляется без НЕ.

3) К слову «Изменить» Петя, чтобы проверить безударную гласную в корне, подобрал слово «мина». Прав ли он?

4) В слове «цыганский» Петя написал в корне букву И. «В корнях слов после Ц всегда пишется буква И», - объяснил Ошибкин.

  1. Работа по теме урока.

А) Объяснение нового материала.

Задание: Из текста выписать глаголы и определить их форму ( текст распечатан).

Ответ: Все глаголы в неопределённой форме.

Дни – как ступеньки лестницы.

По – разному можно  пройти по ним; важно только, чтобы ежедневно подниматься на новую ступеньку, не стоять на месте или, того хуже, не спускаться вниз.

- Какая форма называется глагола называется неопределённой?

- Как ещё можно доказать, что в этих глаголах пишется мягкий знак? ( задать вопрос)

б) разгадывание ребуса. Если мы разгадаем ребус, то получим стихотворное правило по теме урока.

В) Работа с учебником. Чтение правила- стр. 250, орфограмма №23.

5.  Тренировочные упражнения.

- упр. 637 (1 часть)

- Как произносятся в глаголах –тся и –ться? Сделать транскрипцию слов кажется и  казаться.

- Решение орфографической задачи.

Работа с текстом (распечатан), найти общие и различные черты у выделенных слов.

Я водяной, я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня води(-тся, -ца),

Что с таким води (-тся, -ца).

- Объяснительный диктант.

Болит  переносица, собрание переносится, острая спица, ему не спится, белая курица, вулкан курится.

- Итак, в какой части речи слова могут оканчиваться на –ца? ( только у существительных).

- распределительный диктант.

- тся и –ться.   Огорчается, удивляется, удивляться, просыпается, оглядываться, называться, забывается, смеяться.

- Развитие речи. Составить с любым глаголом сочетание слов так, чтобы они писались с мягким знаком и без него.

- Самостоятельная работа. (тексты распечатаны и задания дифференцированы.)

Не успел я на родителей нагляде( -тся, -ться), не успел я ними наговори ( -тся, -ться), а уже нужно было расстава ( -тся, -ться).

Не спи( -ться, -тся), не лежи( - ться, -тся), седло под головой верти( -ться, -тся).

Скоро сказка сказывае( -тся, -ться), да нескоро дело делае( -тся, -ться).

6. Итоги урока.

- Когда пишется в глаголах –тся и –ться?

7. Д. з. * 111, упр. 638 (Макс. На «4») , упр. 640 (на «5»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...