Лингвистическая игра
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6-7 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskoe_assorti_6-7_klassy.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку для 6-7 классов                   «Лингвистическое ассорти»

Ребята, какой праздник сегодня отмечает вся наша великая страна? (День родного языка)

 Мы окунемся в историю нашего языка, узнаем много интересного.

 Я предлагаю вам сыграть в интеллектуальную игру «Лингвистическое ассорти».

1 слайд

(Лингвистика- наука о языке

ассорти- специально подобранная смесь чего-либо)

2 слайд

 Николай Михайлович Карамзин – русский историк, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук сказал такие прекрасные слова:

 «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»

(Самородный-природный, не искусственный, не сделанный)

Черный слайд

Пусть наша встреча поможет каждому из вас в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком.

Сегодняшнюю игру я предлагаю провести в виде соревнования. В своём знании русского языка будут состязаться  все наши команды.

 На дом у вас было задание дать название своей команде и придумать девиз (всё, связанное с русским языком)

(Запись очков на доске)

КОНКУРС 1.

А начнём мы с «Лингвистической разминки». 

Слайд 4

Вам предстоит ответить на непростые вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку.

- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

-Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Числительные)

-Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твоё имя)

- В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

-Палиндромы. Кто-нибудь знает, что это такое? Мы говорили об этом вскользь в 5 классе…Назовите три слова, которые читаются одинакова слева направо и справа налево? (Тот, Шалаш, Боб, Анна, Казак)

-В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон)

- В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук (р)? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

- Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

- Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

- Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, он)

-Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

- Как образовалось слово спасибо? (Спаси Бог)

- Как образовалось слово сегодня? (Сего «этого» дня)

-В каком слове отрицание нет слышится 100 раз? (Стонет)-

-Что находится между горой и оврагом? (и)

-Соединив название ноты с согласной буквой, мы получим название реки в России? (Дон)

- Какой месяц самый короткий? (Май)

- Название какого города говорит, что он «сердитый»? (Грозный)

- Какая обувь в огне не рождается, огнём закаляется, долго носится, никак не сносится? (Подкова)

- Сложишь – клин, разложишь – блин? (Зонт)

-Какая одежда согревает душу? (Душегрейка)

Конкурс 2 «Переведи с древнерусского на русский»

На слайдах показываются слова в древнерусском варианте. Задача зрителей – «перевести» их на современный русский язык (слайд 5)

Близъко (близко),  къдъ (где), сьдъсь  (здесь) ,  бъчела (пчела), сватьба (свадьба), съдоровъ (здоров), двашьды (дважды), тришьды (трижды), истьба (изба), цьсарь (царь), дъстоканъ (стакан).

Черный слайд

- Кажется, сейчас вы догадываетесь, как нелегко было учиться детям в старину. Недаром сложились в народе пословицы: «Азбуку учат, во всю избу кричат», «Аз, буки – бери указку в руки; фита, ижица – плетка близится», «Аз, буки и веди страшат, как медведи».

-  Помимо трудных названий букв, сложность учебы была еще в том, что при обучении чтению требовалось сначала называть буквы первого слога, затем – второго и т.д., потом слоги складывались в слово. Например, слово КНИГА читалось так: како, наш, иже –КНИ, глаголь, аз –ГА   – книга.  (слайд 7)

Вот как об этом рассказывается в шуточном стихотворении Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей»

В старину учились дети – 
Их учил церковный дьяк, –
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины
Называют «перочинным»:
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжку
На славянском языке.

Слайд 4                          Конкурс 3. «Не для муки, а для науки»

 Сейчас на слайде вы увидите названия древнерусских букв. Нужно сложить их в слова. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Слайд 5

На слайдах  появляются слова, сменяющиеся  по мере прочтения:

ша, како, он, люди, аз   ( ШКОЛА)

буки, ук, како, веди, аз   ( БУКВА)

реци, он, добро, иже, наш, аз   (РОДИНА)

ук, червь, есть, наш, иже, како  ( УЧЕНИК )

червь, есмь, люди, он,веди, есмь, како  ( ЧЕЛОВЕК)

Глагол, реци, аз, мыслите, он, твердо, аз   (ГРАМОТА)

Слайд 6                         Конкурс 4. «Грамматическая арифметика».

Команды получают по три примера. Ваша задача решить примеры. За каждый, правильно решенный пример, команда получает по 1 жетону. Пример выполнения задания представлен на экране.

Давайте проверим (слайд 7)

Слайд 8                          Конкурс 5. «Образцовая речь» 

 Не зная орфоэпии

              Во всём великолепии,

              Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

              Когда одним ударом

                Не то, что нужно, ставят под удар.

Ошибка в ударении

              Граничит с преступлением,  

              Пускай запомнит это млад и стар.

 Ни молодым, ни старым

             Нельзя одним ударом

             Не то, что нужно, ставить под удар.

 Возил не шофер, а шофёр.

              Не фарфор, а фарфор.

              Был оглашен не приговор –

              Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

              Но доску – не доску.

              И слушал в одиночестве  

              Не «Тоску», а тоску.

 Как вы думаете, какое будет следующее задание?

За каждое верное слово команда получает по 1 баллу.

Давайте проверим слайд 9

КОНКУРС 6

Переходим к непростому и очень интересному конкурсу под названием «Строитель».

Вам нужно вставить слово, которое служило бы окончанием первого слово и началом второго. Пример представлен на слайде.  За каждое правильное слово команда получает 1 балл.

Давайте проверим (слайд 1)

КОНКУРС 7

 Ребята, наша игра подходит к концу. И наш предпоследний

конкурс называется «В стране фразеологизмов». слайд 2

Давайте  вспомним удивительные легенды Древней Руси. Известно, что они подарили нашему языку много ярких высказываний. Что же означают некоторые из них?

Смена слайдов…(за каждый правильный ответ по 1 баллу)

Происхождение этого выражения корнями уходит во времена царя Ивана Грозного. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики террора и насилия. Он неоднократно посылал царю письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой. С его именем связано выражение, которое укоренилось в русской речи, и до сих пор так называют документ, не имеющий юридической силы. (Филькина грамота)

 На Руси издавна был обычай в случае досады или разудалого веселья, перед тем как пуститься в пляс, с размаху бросать шапку на землю – такова была удалая русская душа.  Это выражение первоначально обозначало численное преимущество над противником, позже оно стало ироническим определением глупой самонадеянности. (Шапками закидать)

До 18 века, когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы приготовить ее , не требовалось большого умения  - горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела. (Проще пареной репы)

До революции на Руси было много монастырей, и каждый из них имел свой свод правил, который назывался уставом. Все монахи, живущие в монастыре, следовали только своему уставу. Если они переходили в другой монастырь, то должны были подчиняться и его уставу. Монахи, тысячами бродившие по Руси, и разнесли эту поговорку по свету. Теперь человеку, который, следуя своим привычкам, не подчиняется принятым нормам поведения, говорят… (В чужой монастырь со своим уставом не ходят)

Домашнее задание

«Завали конкурента» слайд 7

Вы должны были приготовить по одной лингвистической задаче для конкурента.

За корректную задачу и за правильное решение задачи противника-по одному баллу

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

МЕ(   )ОЛАД                                                 МЕ(   )ОЛАД                      

 ЖЕЛ(   )СИН                                                 ЖЕЛ(   )СИН

 ВАМ(   )АМИДА                                          ВАМ(   )АМИДА

ПО(   )ОТОК                                                   ПО(   )ОТОК

 

У(   )ОВА                                                          У(   )ОВА

ГОР(   )ОЛАД                                                  ГОР(   )ОЛАД

ПО(   )АТКА                                                     ПО(   )АТКА

КАБ(   )ОШКО                                                 КАБ(   )ОШКО.

Каталог, квартал, торты, банты, жалюзи, агент, балуюсь, тефтели, красивее, договор.

Каталог, квартал, торты, банты, жалюзи, агент, балуюсь, тефтели, красивее, договор.

Каталог, квартал, торты, банты, жалюзи, агент, балуюсь, тефтели, красивее, договор.

Каталог, квартал, торты, банты, жалюзи, агент, балуюсь, тефтели, красивее, договор.

Мусоропровод, щавель, цепочка, мельком, звонит, свекла, экспорт, искра, кружева, тефтели.

Мусоропровод, щавель, цепочка, мельком, звонит, свекла, экспорт, искра, кружева, тефтели.

Мусоропровод, щавель, цепочка, мельком, звонит, свекла, экспорт, искра, кружева, тефтели.

Мусоропровод, щавель, цепочка, мельком, звонит, свекла, экспорт, искра, кружева, тефтели.

РОВ + ПОЗА = ? вид транспорта.

КИПА + САТИН = ? музыкант.

ТОСКА + ПАР + ШОВ = ? молочный продукт.

РОВ + ПОЗА = ? вид транспорта.

КИПА + САТИН = ? музыкант.

ТОСКА + ПАР + ШОВ = ? молочный продукт.

ПАСТА + КЛИН = ? один из видов воспроизведения музыки.

ЛИК + ПЕНА = ? птица с большим зобом.

СИЛА + ПЕНЬ = ? фрукт.

ПАСТА + КЛИН = ? один из видов воспроизведения музыки.

ЛИК + ПЕНА = ? птица с большим зобом.

СИЛА + ПЕНЬ = ? фрукт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы

Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...

Лингвистическая игра "Пойми меня" для 7 класса

Это занимательная игра, состоящая из трех раундов: "Испорченный телефон", "Молчанка", "Ассоциации". Игра развивает логическое мышление, память, речь, внимание, творчекие способности учеников....

Лингвистические игры. Конкурс скороговорок

Дидактический материал к проведению Недели русского языка. Можно использовать как пятиминутку на уроке для развития орфоэпической культуры, внимания, воображения, чувства юмора....

Лингвистические игры.(Игровые творческие задания)

Пользуясь данным материалом, можно показать ребятам, что кроме трудного сочинительства есть игровое словотворчество, развивая таким образом их  речевую изобретательность....

Лингвистическая игра "Полиглот"

Внеклассное мероприятие разработано для учащихся среднего звена, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вызвать интерес к изучению языков, учит внимательному отношению к слову....

Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...

лингвистическая игра "Русский бой" для 8 класса

Презентация по русскому языку для 8 класса  включает в себя задания по следующим разделам: фонетике, лексике, морфологии, стилистике, морфемике, синтаксису. Можно использовать как ...