Стилистические свойства фразеологизмов
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stilisticheskie_svoystva_frazeologizmov.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тема: Стилистические свойства фразеологизмов.

Тип урока: Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия.

Цели урока: Закрепить знания о стилистических свойствах фразеологизмов.

Виды деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся: Опознавать фразеологические обороты (по существенным признакам); различать нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы; уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Личностные УУД: соотносить поступок с нормами морали; оценивать свои и чужие поступки.

Регулятивные УУД: ставить перед собой цель деятельности и адекватно формулировать её; при необходимости изменять цель деятельности.

Познавательные УУД: проводить наблюдение за языковым материалом (под руководством учителя); устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логические операции (анализ, синтез, сравнение) при решении учебных задач.

Коммуникативные УУД: адекватно понимать информацию, содержащуюся в письменном сообщении; приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные: Опознавать фразеологические обороты, указывая сферу их употребления и стилистическую окрашенность

Личностные: Сформированность нравственных чувств; способность к нравственному поведению; осознанное и ответственное отношение к своим поступкам

Технологии: проблемное обучение, педагогика сотрудничества, дифференцированное обучение, ТРКМ, ИКТ.

Дидактические средства: проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, учебник, рабочие тетради.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (обучающиеся сидят по группам)
  2. Проверка дз. Мотивационный момент.

На дом вам было задано ответить на проблемный вопрос: Согласны ли вы с высказыванием языковедов, что «язык без фразеологизмов –все равно что дистиллированная вода, если сравнить ее с родниковой»?

Выступления обучающихся.

 У вас на столах есть карточки с текстом. Прочтите и ответьте те на вопрос. Работаете вы с партнером по плечу.

 

Каргопольские хлопоты.

По что каргопольские бабы ходят на Онегу с Утра? Посплетничать, разумеется, лясы поточить. Берег тут на Онеге плоский, вода проточная, только из озера Лаче выбежала. Принесут бабы свои кадки с бельем и давай тереть, кто по чем. Те, кто помоложе, особнячком держатся, корытца свои с краюшку мостков поставят и робеют, неопытные еще. А те, что постарше, с шестом-кичигой обращаются так, что мужики сие сборище обходят, боятся. Баба с кичигой- дело серьезное. Бельишко кипяченое, в щелоке из печной золы, в мыльном корне и бузине обмытое, теперь в реке полощется, а они его достают и колотят. Хоть труд и бабий, да тяжелый, на холоде руки становятся красными, как у гусынь, однако те хозяюшки, у кого белье самое белое да чистое выходят, в почете и уважении остаются.

Мы же. Каргопольские рыбаки, когда хотим добиться своего, во что бы то ни стало, вспомниаем нелегкий труд наших добрых хозяюшек на мостках Онеги. И тоже стараемся.

Вопросы: Как добиваются своего каргопольские мужики, глядя на стирку в реке6
1. Лясы точат

2. Не мытьем, так катаньем

3. Бьются об заклад.

Ответ 2.  Слайд на доске. (После стирки в проточной воде хозяюшки катали белье специальными приспособлениями- рубелем и скалкой. Хорошо прокатанное белье казалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не столь качественной. Отсюда и пошло выражение «не мытьем, так катаньем», означающее добиться результата во что бы то ни стало).

  1. Целеполагание.

Какая у нас была тема прошлого урока?  Назовите группы фразеологизмов по их стилистическим свойствам (нейтральные, книжные, разговорные), приведите примеры.

Как вы думаете, что мы будем делать на сегодняшнем уроке? Какая тема урока у нас сегодня? Какие варианты? Какие цели и задачи мы можем поставить?

  1. Организация познавательной деятельности.

Слайд на доске с изображениями животных.

Задание по группам. Запишите фразеологизмы, в состав которых входят названия животных, которых вы видите на слайде (рыба, собака, ворона, волк, мыши, кот, гуси, слон, белка, свинья, муха).

 А теперь откройте рабочие тетради и выполните упр. 59 самостоятельно по заданию, используя придуманные вами фразеологизмы .

 (Задание в тетради: прочитайте лингвистическую статью из журнала «Русский язык за рубежом». Допишите пропущенные фразеологизмы).

Взаимопроверка с партнерами по глазам.

Обращение к теоретическому материалу (V)- фразеологизмы- синонимы и фразеологизмы- антонимы.

  Работа в рабочих тетрадях. Упр.61, 62. (подобрать синонимы и антонимы к данным фразеологизмам).

 Динамическая пауза.

Слайд на доске. (Работа по группам)

Какой фразеологизм является «лишним» в данном ряду и почему?

  1. Ни за какие коврижки, ни за что на свете, сгущать краски, ни под каким видом.
  2. Сами с усами, не лаптем щи хлебают, куда кривая вывезет, не лыком шит.
  3. Как с неба свалился, как снег на голову, как гром среди ясного неба, вольная птица.

        Упр. 125 вы выполняете по группам.

Задание: напишите, используя данные фразеологизмы, сочинение (можно шутливое) «Мой товарищ» или «Моя любимая подруга».

 Выступают по одному представителю от команд.

 

5.Подведение итогов, рефлексия.

Проведем рефлексию в парах, использую данные вопросы:
Что я узнал на уроке нового для себя? Как эти знания я могу использовать в своей жизни?

6.ДЗ

Домашнее задание будет у вас как всегда дифференцированное.

1 группа- сделать презентацию «Иностранные фразеологизмы, синонимичные фразеологизмам русского языка».

2 группа- упр.126

3 группа- упр.127

7.

 Используя прием «Комплименты», расскажите партнеру по плечу, как он сегодня работал на уроке.

Давайте возьмем наши оценочные карточки и поставим отметку нашему сегодняшнему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме: "Фразеологизмы, их типы и стилистические функции в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»»

Объектом исследования данной работы служат «фразеологические единицы», которые используются писателями в художественных произведениях.Михаил Александрович Шолохов, замечательный русский писатель, лаур...

Урок русского языка. Тема: "Стилистические свойства фразеологизмов" 6 класс

На уроке использован приём "Перевернутый класс". Применяются ИКТ....

Презентация к уроку по теме "Стилистические свойства фразеологизмов"

Презентация содержит необходимый материал для урока по теме "Стилистические свойства фразеологизмов"...

Технологическая карта урока "Стилистическая окраска фразеологизмов". УМК А.Д.Шмелева, 6 класс

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, был проведен в рамках районного семинара ЗДУВР на базе МБОУ Яснинская СОШ №2....

Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства. Классификация по степени семантической слитности компонентов. Стилистическая характеристика фразеологизмов.

Материал содержит полную характеристику фразеологических единиц русского языка. Предназначен для более глубокого изучения этого вопроса на уроках русского языка в старших классах....

Стилистические свойства фразеологизмов

Стилистические свойства фразеологизмов...

Основные свойства фразеологизмов

Презентация к уроку по теме "Основные свойства фразеологизмов" в 6 классе. Это первый урок по фразеологии в новом учебном году....