Статья "Сложное предложение с вопросительно-отрицательной предикативной частью: особенности структуры и семантики (на материале прозы В. Г. Распутина)"
статья по русскому языку (9 класс)

Маврина Дарья Витальевна

Особенности структуры и семантики сложных предложений с вопросительно-отрицательной частью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._mavrina_d._v.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья
Автор: Маврина Дарья Витальевна

Сложное предложение с вопросительно-отрицательной предикативной частью: особенности структуры и семантики (на материале прозы В. Г. Распутина)

Вопросительные синтаксические конструкции как особый функциональный тип  могут представлять собой самостоятельные  предложения, либо являться бессоюзными введениями, либо входить в состав сложного предложения: Зачем  ты пришёл? А у нас мама — видела? — причёску себе изменила. Ты сказал Саше, что его собираются отчислить из колледжа?

На включение вопроса в состав сложного предложения указывал ещё Василий Алексеевич Богородицкий, говоря о типах полных придаточных предложений. В. А. Богородицкий упомянул о наличии вопроса в изъяснительном и условном типе придаточных: «Тип изъяснительный служит для распространения главного предложения, сказуемое которого выражено глаголом изъяснительным (напр. думаю, говорю, знаю и мн. др.). В этом случае придаточное предложение начинается союзом «что» (иногда «как») . К этому типу подойдут и зависимые вопросительные предложения, начинающиеся вопросительным местоимением или наречием. ‹…›Тип условный употребляется тогда, когда осуществление положения, высказываемого главным предложением, зависит от того или другого условия, заключающегося в придаточном предложении. В этом случае придаточное предложение обычно присоединяется к главному посредством союза «если», происшедшего из глагольной формы «есть» с прибавлением вопросительной частицы «ли». В последнем обстоятельстве мы усматриваем связь условных придаточных предложений с вопросительными» [Богородицкий 1935: 233].

В прозе В. Г. Распутина наблюдается включение в сложное предложении как собственно вопросительных конструкций, так и несобственно вопросительных: – Ты, Илья, не подсмеивайся, не надо, – упрекнула Варвара. – Про матушку нашу нельзя так говорить. Она нам матушка, не кто-нибудь.– С чего ты взяла, что я подсмеиваюсь?(Последний срок); Я еще вот о чем думаю: хорошо, что он так и остался Маленьким принцем. Потому что страшно: а вдруг потом он стал бы самым обыкновенным? А у нас и так слишком много обыкновенных (Рудольфио).

 Среди несобственно-вопросительных конструкций в структуре сложного предложения продуктивным является употребление вопросительно-отрицательных конструкций, когда синтаксическая единица имеет форму вопросительного предложения, а семантику сообщения (т. е. семантику повествовательного предложения). А. В. Канафьева синтаксические конструкции такого типа называет риторическими высказываниями с семантикой отрицания [Канафьева 2011: 72].

Вопросительно-отрицательная предикативная часть в прозе В. Г. Распутина наблюдается в структуре и сложносочинённого, и сложноподчинённого, и бессоюзного сложного предложения.

Вопросительно-отрицательная конструкция как часть сложносочинённого предложения: Михаил не спрашивал, да и как об этом станешь спрашивать?(Последний срок) (Ср. Михаил не спрашивал, да и об этом никак не станешь спрашивать).   Вопросительно-отрицательная конструкция является предикативной частью присоединительного сложносочинённого предложения. Средствами связи предикативных частей выступают интонация, сочинительный присоединительный союз да и.

Все оне исть просют, плачут, а их накормить рази маненько надо было? (Последний срок) (Ср. Все оне исть просют, плачут, а их накормить неманенько надо было).   Вопросительно-отрицательная конструкция является предикативной частью противительного сложносочинённого предложения. Средствами связи предикативных частей выступают интонация и сочинительный противительный союз а.

Вопросительно-отрицательная конструкция как часть сложноподчинённого предложения: – Пойми ты, голова садовая, – наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, – зачем мне тебя обманывать? Я веду счёт, а не ты, я лучше знаю. Я трижды подряд проиграла, а перед тем была «чика» (Уроки французского) (Ср. — Пойми ты, голова садовая, – наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна, – мне незачем тебя обманывать). Вопросительно-отрицательная конструкция является придаточной частью  сложноподчинённого предложения нерасчленённой структуры с придаточным изъяснительно-объектным. Придаточная часть поясняет в главной контактное слово пойми (глагол, имеющий сему мысль). Средствами связи предикативных частей являются интонация и союзное слово зачем, выраженное местоимённым наречием и выполняющее функцию обстоятельства цели.

Откуда мне было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своем деле он вырывается вперёд? (Уроки французского) (Ср. Мне неоткуда было знать, что никогда и никому ещё не прощалось, если в своем деле он вырывается вперёд). Вопросительно-отрицательная конструкция является предикативной частью  сложноподчинённого предложения усложнённой структуры с последовательным подчинением придаточных частей.

Между предикативными частями некоторых сложноподчинённых предложений в прозе В. Г. Распутина наблюдаются условно-следственные отношения:  Что я потом стану делать, если от начала до конца выучу все одним разом?(Ср. Уроки французского) (Ср. Если от начала до конца выучу всё одним разом, то нечего потом мне станет делать). А то придет, вот так же сядет: «Давай, мать, поговорим». Об чем я с им, с пьяным, буду говореть, когда у его голова не держится (Последний срок) (Ср. Если у его голова не держится, то не о чем мне с им, с пьяным, говорить).

Вопросительно-отрицательная конструкция как часть бессоюзного сложного предложения: У Варвары и брать нечего. У Люси можно спросить, у нее, наверно, денег много. Пускай дает. Тоже родная дочь, не приемная – как её будешь отделять? Еще обидится (Последний срок) (Тоже родная дочь, не приемная – никак её не будешь отделять). Вопросительно-отрицательная конструкция является предикативной частью бессоюзного сложного предложения,  в котором реализуются отношения неравнозначности между предикативными частями.

Чаще всего в бессоюзных сложных предложениях, где одна из предикативных частей представляет собой несобственно-вопроситльную конструкциию, реализуются причинно-следственные отношения между предикативными частями. На это указывает А. В. Канафьева в монографии «Риторическое высказывание: формы, семантика, функции» [Канафьева 2011: 56]. В прозе В. Г. Распутина бессоюзные сложные предложения с компонентом, имеющим вопросительную форму, демонстрируют именно эти отношения:  – Да сиди, сиди. Ты здесь хозяин – как я могу над тобой распоряжаться?  (Последний срок) (Ср. Ты здесь хозяин – я никак не могу над тобой распоряжаться). Вопросительно-отрицательная конструкция является предикативной частью бессоюзного сложного предложения, в котором реализуются  причинно-следственные отношения неравнозначности предикативных частей (Ср. Так как ты здесь хозяин, то я никак не могу  над тобой распоряжаться).

Вопросительно-отрицательные конструкции в прозе В. Г. Распутина обнаруживают себя и в сложных многочленных предложениях. Например: Хоть ты и говоришь, что я вредительша, а какая я вредительша? Сроду ей не была (Последний срок). (Ср. Хоть ты и говоришь, что я вредительша, а я никакая не вредительша).  Вопросительно-отрицательная конструкция является частью сложного многочленного предложения с подчинительной и сочинительной связью между предикативными частями.

Обращаясь к семантике исследуемых единиц, можно обнаружить, что помимо основного значения отрицания вопросительно-отрицательные конструкции вносят в сложное предложение разнообразные модальные значения:

а) невозможности: – Я ему это же говорила, так он разве будет слушать? (Последний срок) (Ср. Я ему это же говорила, так он не будет слушать);

б) нецелесообразности: Она опостылела всем, никому не нужна – зачем тогда и ей считаться с собой, если никто с ней не считается? (Последний срок) (Ср. Она опостылела всем, никому не нужна – незачем тогда и ей считаться с собой, если никто с ней не считается);

в) ненужности: – Ну как… Каждый живет, мама, сколько может. Один больше, другой меньше, а когда подсчитали, оказалось, что человек в нашей стране живет в среднем семьдесят лет. Вот ты, например, проживешь девяносто… – Не надо мне твои девяносто – куда мне их? (Последний срок) (Ср.  Не надо мне твои девяносто – некуда мне их девать). Отметим, что вопросительно-отрицательная предикативная часть имеет ситуативно неполную структуру.

Таким образом, проза В. Г. Распутина демонстрирует структурное и семантическое  разнообразие сложных предложений, имеющих в качестве предикативной части вопросительно-отрицательную конструкцию.  Вопросительно-отрицательная предикативная часть может входить в состав сложносочинённого, сложноподчинённого, сложноподчинённого усложнённой структуры, бессоюзного, сложного многочленного предложений. Вопросительно-отрицательная предикативная часть может иметь неполную структуру. Внутри двучленных сложных предложений с вопросительно-отрицательной конструкцией в качестве предикативной части могут реализовываться причинно-следственные, условно-следственные отношения. Кроме основной семантики отрицания в исследуемых сложных синтаксических единицах обнаруживают себя добавочные значения невозможности, ненужности, нецелесообразности действий, положений, состояний, намерений субъекта.

Библиография

Литература:

  1. Богородицкий, В. А. Общий курс русской грамматики [Текст] / В. А. Богородицкий. – М. : Государственное социально-экономическое издательство, 1935. – 356 с.
  2. Канафьева, А. В. Риторическое высказывание: формы, семантика, функции [Текст] / А. В. Канафьева.  – М. : Издательство МГОУ, 2011. – 200 с.
  3. Русская грамматика. Том 2. [Текст] / под ред. Н. Ю Шведовой. – М. : Наука, 1980. – 710 с.
  4. Современный русский язык: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология»  [Текст] / под ред. П. А. Леканта.  – М. : Дрофа, 2001. – 560 с.

Источники:

  1. Распутин, В. Г. Дочь Ивана, мать Ивана [Электронный ресурс] // e-libra.ru. – URL: https://e-libra.ru/read/226809-doch-ivana-mat-ivana.html.
  2. Распутин, В. Г. Последний срок [Электронный ресурс] // e-libra.ru. – URL: https://e-libra.ru/read/150053-posledniy-srok.html.
  3. Распутин, В. Г. Рудольфио [Электронный ресурс] // e-libra.ru. – URL: https://e-libra.ru/read/124039-rudol-fio.html.
  4. Распутин, В. Г. Уроки французского [Электронный ресурс] // e-libra.ru. – URL: https://e-libra.ru/read/322091-uroki-francuzskogo.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок алгебры и географии в 9 классе по теме "Особенности структуры экономики России"

Разработка содержит: понятие и достоинства интегрированных уроков; схему анализа интегрированного урока; конспект урока алгебры-географии по теме: "Особенности структуры экономики России"; п...

Паскаль АВС. Часть 2. Структура программы.

Комплект презентаций Кашаев С.М. , Шерстнева Л.В. «Паскаль для школьников» , 2011 г....

Повествовательная структура публицистической статьи (на материале британской прессы о жизни королевской семьи)

За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в функционировании английского языка, и прежде всего в сфере массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами - ...

ЕГЭ по английскому языку. Часть 1. Структура письменной части и рекомендации по подготовке к экзамену.

В данной презентации представлены основные разделы письменной части экзамена.  Каждый блок презентации (Аудирование, Чтение, Грамматика и лексика, Письмо) включает основную информацию по заданиям...

ЕГЭ по английскому языку. Часть 2. Структура устной части и рекомендации по подготовке к экзамену.

В данной презентации представлены основные разделы устной части экзамена. Представленный в презентации материал будет полезен учителям английского языка, преподающим в старших классах, а также са...

Магистерская работа «Тема войны и мира на внеклассных занятиях по литературе» (на материале прозы о Великой Отечественной войне).

Магистерская работа  «Тема войны и мира  на  внеклассных занятиях по литературе»  (на материале прозы о Великой Отечественной войне). (магистерска работа и текст защиты)...

Present Simple (повествовательные, вопросительные, отрицательные предложения)

Презентация для отработки простого настоящего времени (Present Simple)...