Конспект урока "Буквы ы-и после ц"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i_-_y_posle_ts.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание гласных И-Ы после Ц

Цели: познакомить с правилом написания слов с орфограммой «И- Ы после ц»; совершенствовать орфографический навык; развивать связную речь учащихся; мотивировать к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: Научиться определять орфограмму, уметь использовать это правило на практике.

Метапредметные:

Регулятивные: Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; уметь самостоятельно планировать пути  достижения целей; осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные: владеть навыками изучающего чтения; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные: Осознать алгоритм успешного учебного действия, практической важности данного правила; уметь выявлять проблему; определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Методы/приёмы обучения: словесный; частично-поисковый; наглядный; проблемно-поисковый; наблюдение; комментирование; самостоятельная работа; диалог; работа с информационным и художественным текстами; работа в парах.

Ход урока:

Организационный момент.

1) Мотивация:

Психологический настрой на работу

2) Актуализация знаний. Мотивация. Возникновение проблемной ситуации. (4-5 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.

Фронтальная работа. Найдите четвертое лишнее в каждой строчке. (задание 1)

а) Ра..считать, ..делать, бе..вкусный, ра..писание.

б) Пол..жить, изл..жение, предл..гать, выл..жишь.

в) Р..стение, р..сток, выр..стать, возр..ст.

г) Ч..рный, дириж..р, ж..нглер, ч..лка. (оцените себя, кто не ошибся +, 1 ош полплюса, - )

- Ребята, когда произносите слово «жонглер», то в вашем воображение возникает: школа, больница, бассейн, цирк?

- Да, - цирк. Вам нравится цирк? А как вы думаете, существует ли связь между двумя словами: «цирк» и «циркуль»? (цирк - корень (круг)).

- Молодцы!

- Обратите внимание на произношение этих трех слов «цирк» и «циркуль», «молодцы». А как вы думаете, почему в этих словах при одинаковом произношении пишутся разные буквы?

- Какова тема урока? (И-Ы после ц)

- Сформулируйте цель нашего урока. (научиться правильно писать слова с орфограммой «И - ы после ц», объяснять выбор написания орфограммы с использованием алгоритма, графически обозначать орфограммы)

3) Самостоятельное добывание знаний. 5 мин (работа в парах)

Посмотрите на доску (раздаточный материал, какой вывод вы можете сделать).(задание 2)

Сравните записи в каждом столбике.

Почему слова так сгруппированы?

В какой части слова орфограмма.

цирк

цифра

лисицына

сестрицына

птицы

белолицый

Сравните свои выводы с текстом

- Сегодня мы с вами узнаем правило, регулирующее написание букв и-ы после ц.

В существительных на –ция

Мы всегда напишем –ия.

Да и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву –и.

В суффиксах и окончаниях

Всегда пишем букву ы.

Исключения: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»

- Расскажите правило друг другу, сверяясь с оригиналом. Договоритесь, кто будет первым рассказывать. (оцените друг друга)

- Кто готов рассказать правило вслух? (3 человека).

- Кто из ребят был точнее? Почему? (Приводил примеры.)

- Почему в предложении употреблены кавычки? (Прямая речь заключается в кавычки)

4. Составление опорной схемы и алгоритма.

- Давайте составим опорную схему, которая поможет нам успешнее пользоваться правилом. Как назовём её? (И-ы после ц)

- Работаем в парах . Договоритесь, кто будет старший.

- Кто готов продемонстрировать свою схему на доске?

И-ы после ц

И Ы

Корни Окончания

На –ция Суффиксы

Слова-исключения: цыган,

цыплёнок,

цыц, цыкнуть, на цыпочках

- Чья схема удачнее? Почему?

5. Физминутка.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (задание 4)

Как же мы должны действовать при решении орфографической задачи? Составим алгоритм. (Фронтальная работа)

Что необходимо сделать в первую очередь? (Выделить морфему)

- Что дальше? (Если орфограмма в корне, проверить, не является ли данное слово исключением. Если является исключением, пишем ы, если не является исключением, пишем и.)

- Если орфограмма в суффиксе, проверяем, не на –ция ли данное слово. Если на –ция, пишем и, если не на –ция, ы

- Если орфограмма в окончании, пишем ы.

Культурный образец / предполагаемый результат

1) Алгоритм:

Шаг 1: Выделить морфему

Шаг 2: Если орфограмма в корне, проверить, не является ли данное слово исключением. Если является исключением, пишем ы, если не является исключением, пишем и.

Шаг 3: Если орфограмма в суффиксе, проверяем, не на –ция ли данное слово. Если на –ция, пишем и, если не на –ция, ы

Шаг 4: Если орфограмма в окончании, пишем ы.

Шаг 5: проговори отчётливо; напиши, проверь написанное.

Отгадайте слова по их лексическому значению. Объясните их правописание. Хочу вас предупредить, что все слова на изучаемую орфограмму.(задание 5)

1. Детёныш курицы ……(цыпленок)…………………………..

2.Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины…(цитрус)

3. Систематическое собрание каких-либо предметов…(коллекция)

4. Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть)

5. Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы)

6. Дословная выдержка из текста…(цитата)

7. Твердый покров черепахи………(панцирь)

8. Пункт остановки железнодорожных поездов…(станция)

9. Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон)

10. Короткий, обрубленный хвост (куцый, подсказка - есть такой рассказ)

Проверьте. За каждый правильный ответ ставим себе + (оценочный лист) (0-1 +, 2-4подплюса, 5 -больше)

8 . Контроль и самоконтроль.

Решите тест.

Укажи слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

А) ц..рк Б) делегац..я В) ц..ганочка.. Г) ц..фра

2. Укажи слово, в котором в корне пишется буква И:

А) ц..кнуть Б) ц..новка В) ц..пленок Г) уц..питься

3. В какой группе во всех словах пишется И?

А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые

Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц..

Проверьте.

В 2. Б 3. А

5) Рефлексия

Сегодня в начале урока…(я просила вас, чтобы каждый взял себе листок с соответствующим цветом вашего настроения). Сейчас я попрошу вас сделать это еще раз (проверить с каким настроением пришли, с каким ушли).

1. Выполнить упражнение 353- 355 (на выбор). Выучить параграф 45.

2. Составить текст, используя слова с изученной орфограммой (4-6 предложений)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "о-е" после шипящих и "ц" с использованием ЦОР

В ходе урока учащиеся выполняют логические операции (анализируют, сравнивают, делают выводы), определяют условия написания о-е в корне слова после шипящих, развивают коммуникативные навыки в ходе совм...

Конспект урока "Разделительный Ъ после приставок" 5 класс

Закреплять знание правописания в словах Ъ; продолжать формирование умения писать Ъ после приставок.Развивать орфографическую зоркость , умение высказываться по предложенной теме и опорным словосочетан...

Конспект урока "Римская республика после гибели Цезаря"

Урок в 5 классе по истории Древнего мира по УМК "Русское слово"...

Конспект урока "Мягкий знак после шипящих"

Мастер - класс по конструированию образовательного процесса с использованием технологии системно - деятельностного метода, может использоваться учителями пятых классов при обобщении учебного материала...

Конспект урока "О-Ё после шипящих"

Буквы О-Ё после шипящих в корнеЦель: показать условия выбора О-Ё после шипящих в корне; сформировать навыки их применения; развивать навыки морфемного разбора, логическое мышление; воспитывать интерес...