Рабочая учебная программа по родному (русскому) языку (5-9 кл.)
рабочая программа по русскому языку

Кожевникова Алёна Алексеевна

Программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ (в части, не противоречащей нормам соответствующего ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnrus.docx81.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Гербаевская основная общеобразовательная школа

Согласованно

на педсовете  школы.

Протокол №___

От «___»_______ 20___г.

Рабочая учебная программа

по Родному (русскому) языку

(наименование учебного предмета/курса)

5-9

(степень образования/класс)

5 лет

(срок реализации программы)

Составлена на основе примерной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и  родная литература».

 (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.: «Просвещение», 2010 г.)

_________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование программы)

Программу составила Кожевникова Алёна Алексеевна

_____________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Гербаево

2020 г.

Планируемые предметные результаты

Речь и речевое общение

Выпускник научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Выпускник научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание художественного аудиотекста в форме плана, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Выпускник научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять тезисы выступления, конспекты.

Текст

Выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение как жанры научного стиля; выступление как жанр публицистического стиля; заявление как жанр официально-делового стиля; рассказ, беседа как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Содержание курса 5 класс (35 часов)

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Характеристика видов учебной деятельности

Язык и культура (14 ч.)

Наш родной русский язык.

Урок открытия нового знания

Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Отвечают на вопросы, анализируя пословицы и поговорки русского народа.

Из истории русской письменности.

Урок открытия нового знания

Узнают  историю возникновения русской письменности,  формирование понимания  особой  роли славянского алфавита.

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

Урок открытия нового знания

Выявляют особенности слова как хранилище материальной и духовной культуры народа. Выполняют упражнения. Отвечают на поставленные вопросы. Читают текст, определяют его тему, анализируя содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте.

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды.

Урок открытия нового знания

Узнают  происхождение и историю некоторых слов и устойчивых сочетаний, обозначающих предметы старинной русской одежды. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения.

История в слове: наименование предметов традиционного русского быта.

Урок открытия нового знания

Узнают  происхождение некоторых слов, обозначающих предметы и явления традиционного русского быта (жилище). Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения.

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение.

Урок открытия нового знания

Знакомятся с метафорами общеязыковыми и художественными, их национально-культурной спецификой. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи

Живое слово русского фольклора.

Урок открытия нового знания

Знакомятся со значением устойчивых оборотов в фольклорных произведениях, народно-поэтических символах, народно-поэтических эпитетов в фольклорных и художественных произведениях. Узнают  историю и этимологию некоторых слов. Совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения.

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

Урок открытия нового знания

Выявляют  различение пословицы и поговорки. Объясняют

прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Устно отвечают на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Используют пословицы и поговорки в устных и письменных высказываниях. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения.

О чём могут рассказать имена людей и названия городов. Защита проектов.

Урок открытия нового знания. Урок контроля

Активизируют знания об именах  исконных и заимствованных, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Узнают об общеизвестных старинных русских городах, происхождении их названий. Участвуют в коллективном диалоге.

Культура речи ( 8 ч)

Современный русский литературный язык.

Урок открытия нового знания.

Узнают  разные виды интонации в предложениях,  определяют виды предложений по эмоциональной окраске. Учатся читать предложения с правильной интонацией. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения.

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

Урок открытия нового знания.

Знакомятся с понятием  вариант нормы. Узнают о равноправных и допустимых вариантах произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют упражнения.

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

Урок открытия нового знания.

Узнают основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.

Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Стилистическая окраска слов.

Урок открытия нового знания.

Знакомятся со стилистическими вариантами  нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи(кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речь правильная. Основные грамматические нормы.

Урок открытия нового знания.

Узнают о категории рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира);род имен собственных (географических названий);род аббревиатур.Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных.

Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речевой этикет: нормы и традиции.

Урок открытия нового знания.

Активизируют  знания о правилах речевого этикета: нормах и традициях. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речь. Текст (13 ч)

Язык и речь.

Урок открытия нового знания.

Активизируют свои знания о языке и речи, точности и логичности речи, выразительности,  чистоте и богатстве речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Средства выразительности устной речи.

Урок открытия нового знания.

Узнают  разные виды интонации в предложениях,  определяют виды предложений по эмоциональной окраске. Читают предложения с правильной интонацией. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Формы речи: монолог и диалог.

Урок открытия нового знания.

Учатся различать монологическую и диалогическую формы речи, составлять обе формы, знать их принципиальные отличия. Осознают важность интонации, мимики и жестов как дополнительных средств выражения мыслей. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Текст и его строение.

Урок открытия нового знания.

Активизируют знания о тексте и его основных признаках, как строится текст. Узнают композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связей предложений и частей текста.

Урок открытия нового знания.

Узнают  принципиальные различия основных типов речи, их композиционные особенности. Учатся создавать тексты разных типов речи: описания, повествования, рассуждения. Используют «прием фотографирования» для определения типа речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение.

Урок открытия нового знания.

Узнают основные функциональные разновидности языка. Понимают принципиальное отличие разговорной речи от книжной. Учатся подбирать нужные средства для просьбы и извинения. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Официально-деловой стиль. Объявление.

Урок открытия нового знания.

Узнают  отличительные особенности официально-делового стиля. Учатся  составлять объявление в устной и письменной форме. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.

Урок открытия нового знания.

Узнают  отличительные особенности учебно-научного стиля. Учатся  составлять план ответа на уроке, план текста. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Урок открытия нового знания.

Знакомятся с  отличительными особенностями публицистического стиля. Учатся  выступать публично. Составляют девизы, слоганы на заданную тему. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

Урок открытия нового знания.

Узнают  основные особенности языка художественной литературы. Понимают отличие литературной сказки от народной. Формируют  представление об образности как о главном свойстве художественных текстов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Особенности языка фольклорных текстов.

Урок открытия нового знания.

Анализируют народные и литературные сказки, отмечая их художественные особенности,  находят в них изобразительно-выразительные средства языка. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Представление проектов, результатов  исследовательских работ.

Урок контроля

Защищают проектные работы, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Содержание курса 6 класс (35 часов)

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Характеристика видов учебной деятельности

Язык и культура (11 ч.)

Из истории русского литературного языка.

Урок открытия нового знания

Узнают краткую историю русского литературного языка, роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

 Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Диалекты как часть народной культуры.

Урок открытия нового знания

Узнают национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Лексические заимствования. Особенности освоения иноязычной лексики.

Уроки открытия нового знания

Активизируют знания о лексических заимствованиях как результате взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Современные неологизмы.

Урок открытия нового знания

Узнают о пополнении словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Отражение во фразеологии истории и культуры народа. Современные фразеологизмы.

Уроки открытия нового знания

Узнают о национально-культурной специфике русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Культура речи  (11ч)

Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм.

Уроки открытия нового знания

Знакомятся с основными орфоэпическими нормами современного русского литературного языка, произносительными различиями  в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные).Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи.

Уроки открытия нового знания

Знакомятся с основными лексическими нормами современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности  употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Особенности склонения имён собственных. Нормы употребления имён существительных.

Уроки открытия нового знания

Узнают об основных грамматических нормах современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.

Урок открытия нового знания

Знакомятся с нормами употребления имён прилагательных, числительных,  местоимений. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речевой этикет.

Урок открытия нового знания

Знакомятся с национальными особенностями речевого этикета, принципах этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч)

Эффективные приёмы чтения.

Урок открытия нового знания

Узнают о видах речевой деятельности. Знакомятся с эффективными приёмами  чтения. Активизировать знания о предтекстовом, текстовом  и послетекстовыом этапе работы. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Этапы работы с текстом. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа.

Уроки открытия нового знания

Знакомятся с текстом, тематическим  единством текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.

Урок открытия нового знания

Активизируют знания о разговорной речи, рассказ о событии, «бывальщины».

Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Научное сообщение. Устный ответ. Виды ответов. Подготовка и защита проектов

Урок открытия нового знания. Урок контроля

Знакомятся с учебно-научным стилем, словарной статьёй , её строением. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге Создают и защищают компьютерные презентации.

Содержание курса 7 класс (35 часов)

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Характеристика видов учебной деятельности

Язык и культура (10 ч.)

Русский язык как развивающееся явление.

Урок открытия нового знания

Узнают  о русском языке как развивающемся явлении,  связи исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы.

Урок открытия нового знания

Узнают об устаревших словах как живых свидетелях истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

Уроки открытия нового знания

Формирую представление об архаизмах как словах, имеющих в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Урок открытия нового знания

Узнают о лексических заимствованиях последних десятилетий. Узнают об употреблении иноязычных слов как проблеме культуры речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Культура речи (11 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

Уроки открытия нового знания

Активизируют знания об основных орфоэпических нормах современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Трудные случаи употребления паронимов.

Урок открытия нового знания

Узнают об основных лексических нормах современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Типичные грамматические ошибки.

Урок открытия нового знания

Узнают типичные грамматические ошибки в речи, варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий, деепричастий, наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого и невербального этикета.

Уроки открытия нового знания

Активизируют знания о русской  этикетной речевой манере общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речь. Речевая деятельность. Текст  (14ч.)

Традиции русского речевого общения.

Урок открытия нового знания

Узнают о традиции русского речевого общения. Разрабатывают коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.  Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы.

Уроки открытия нового знания

ктивизируют знания о текст, основных признаках текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.  Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Разговорная речь. Спор и дискуссия.

Урок открытия нового знания

Знакомство с особенностями разговорной  речи, беседы. Спор, виды споров. Выводят правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Готовят и защищают проект. Выбирают беседу на нравственную тему.

Публицистический стиль. Путевые заметки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Урок открытия нового знания

Узнают особенности публицистического стиля,  путевых записок. Характеризуют текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Ищут ошибки в рекламных объявлениях. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Язык художественной литературы. Притча. Подготовка и защита проектов.

Урок открытия нового знания. Уроки контроля

Знакомство с  особенностями языка художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Выявляют особенности жанра притчи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Готовят и защищают итоговые проекты.

Содержание курса 8 класс (35 часов)

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Характеристика видов учебной деятельности

Язык и культура (11 ч.)

Исконно русская лексика и ее особенности.

Урок открытия нового знания

Активизируют знания об исконно русской  лексике: словах общеиндоевропейского фонда, словах праславянского (общеславянского) языка, древнерусских (общевосточнославянских) словах, собственно русских словах. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.

Урок открытия нового знания

Знать о роли старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы.

Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Иноязычные слова в разговорной речи. Дисплейных текстах, современной публицистике.

Урок открытия нового знания

Узнают об иноязычной лексике в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.

Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. Русский человек в обращении к другим.

Уроки открытия нового знания

Активизируют знания о речевом этикете. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. Выявляют  специфику приветствий, традиционную тематику бесед у русских и других народов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Культура речи  (10 ч.)

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

Урок открытия нового знания

Узнают основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих;безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична;произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в'];произношение мягкого [н] перед ч и щ; типичные акцентологические ошибки в современной речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Лексические нормы и стилистические варианты употребления существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в русском литературном языке.

Урок открытия нового знания

Узнают основные лексические и стилистические  нормы современного русского литературного языка. Выявляют нарушения точности словоупотребления заимствованных слов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Нормы употребления терминов.

Урок открытия нового знания

Активизируют знания о терминология и точности речи, нормах употребления терминов в научном стиле речи. Выявляют особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Трудные случаи согласования в русском языке.

Урок открытия нового знания

Узнают основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Выявляют типичные грамматические ошибки. Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным;согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины).  Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Анализируют отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Активизируют знания о трудных случаях согласования в русском языке. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Особенности современного речевого этикета.

Урок открытия нового знания

Выявляют активные процессы в речевом этикете, новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Знакомятся с понятием «речевая агрессия». Выводят этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии, синонимия речевых формул. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.)

Информация: способы и средства её получения и переработки.

Урок открытия нового знания

Узнают об эффективных приёмах слушания. Знакомство с предтекстовым, текстовым и послетекстовым этапом работы, основными методами, способами и средствми получения, переработки информации. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.

Урок открытия нового знания

Формируют представление о слушании как речевом виде деятельности. Активизируют знания об эффективных приёмах слушания. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Аргументация. Правила эффективной аргументации.

Урок открытия нового знания

Узнают структуру аргументации: тезис, аргумент. Выявляют способы аргументации, правила эффективной аргументации, причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Доказательство и его структура. Виды доказательств.

Урок открытия нового знания

Активизируют знания о доказательстве и его структуре. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.

Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Разговорная речь. Самопрезентация.

Урок открытия нового знания

Активизируют знания о разговорной речи. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Участвуют в подготовке и  защите рефератов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

Урок открытия нового знания

Активизируют знания об учебно-научной дискуссии. Знакомятся с понятием «реферат», его структурой. Слово на защите реферата. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Выводят правила корректной дискуссии. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Язык художественной литературы. Защита проектных работ.

Урок открытия нового знания. Уроки контроля.

Узнают о сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Защищают итоговые проектные работы.

Содержание курса 9 класс (34 часа)

Содержание учебного предмета

Формы организации учебных занятий

Характеристика видов учебной деятельности

Язык и культура (11 ч.)

Отражение в русском языке культуры и истории народа. Ключевые слова русской культуры.

Уроки открытия нового знания

Активизируют знания о русском языке как зеркале национальной культуры и истории народа (обобщение). Приводят примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Крылатые слова и выражения в русском языке.

Урок открытия нового знания

Активизируют знания о крылатых словах и выражениях (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Развитие русского языка как закономерный процесс. Основные тенденции развития современного русского языка.

Уроки открытия нового знания

Активизируют знания о развитии языка как объективном  процессе. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений. Общее представление об активных процессах в русском современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Выполняют орфографический и пунктуационный практикум, выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

Урок открытия нового знания

Узнают об активизации процесса заимствования иноязычных слов. Выполняют орфографический и пунктуационный практикум, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

Урок открытия нового знания

Выявляют стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Переосмысление значений слов в современном русском языке. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке

Уроки открытия нового знания

Выявляют общее представление о процессах переосмысления имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слова. Общее представление о процессах изменения стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Культура речи (8 ч.)

Активные процессы в области произношения и ударения.

Урок открытия нового знания

Узнают основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Выявляют активные процессы в области произношения и ударения. Запоминают отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Узнают о нарушениях орфоэпической нормы как художественном приёме. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Трудные случаи лексической сочетаемости.

Урок открытия нового знания

Узнают о лексической сочетаемости слова и точности. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Выявляют типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Выполняют упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений.

Урок открытия нового знания

Узнают типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов(но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. Узнают отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речевой этикет в деловом общении. Правила сетевого этикета.

Уроки открытия нового знания

Учатся соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения, использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии, понимать активные процессы в современном русском речевом этикете. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Речь. Текст (15 ч.)

Русский язык в Интернете.

Урок открытия нового знания

Узнают виды речевой деятельности. Русский язык в Интернете. Формулируют правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Узнают, что такое контактное и дистантное общение. Текст как единица языка и речи

Язык художественной литературы. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Виды преобразования текстов.

Урок открытия нового знания

Узнают виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Учатся использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации.

Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

Урок открытия нового знания

Знакомятся с функциональными разновидностями  языка.

Разговорная речь. Анекдот, шутка. Выполняют практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение. Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Уроки открытия нового знания

Выявляют особенности официально-делового стиля. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта. Публицистический стиль. Проблемный очерк. Выполняют контрольную работу, практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

Урок открытия нового знания. Урок контроля

Выявляют особенности языка художественной литературы. Выполняют контрольную работу, практическую работу, упражнения, отвечают на поставленные вопросы, участвуют в коллективном диалоге. Готовят и защищают  проектные работы

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 5 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (14 ч)

1.

Наш родной русский язык.

1

2-3.

Из истории русской письменности.

2

4.

Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры.

1

5.

История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды.

1

6.

История в слове: наименование предметов традиционного русского быта.

1

7-8.

Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение.

2

9-10.

Живое слово русского фольклора.

2

11-12.

Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки.

2

13-14.

О чём могут рассказать имена людей и названия городов. Защита проектов.

2

Культура речи ( 8 ч)

15.

Современный русский литературный язык.

1

16-17.

Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения.

2

18-19.

Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы.

2

20.

Стилистическая окраска слов.

1

21.

Речь правильная. Основные грамматические нормы.

1

22.

Речевой этикет: нормы и традиции.

1

Речь. Текст (13 ч)

23.

Язык и речь.

1

24.

Средства выразительности устной речи.

1

25.

Формы речи: монолог и диалог.

1

26.

Текст и его строение.

1

27.

Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения. Средства связей предложений и частей текста.

1

28.

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение.

1

29.

Официально-деловой стиль. Объявление.

1

30.

Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке, план текста.

1

31.

Публицистический стиль. Устное выступление.

1

32.

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

1

33.

Особенности языка фольклорных текстов.

1

34-35.

Представление проектов, результатов  исследовательских работ.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (11ч)

1-2.

Из истории русского литературного языка.

2

3-4.

Диалекты как часть народной культуры.

2

5-6.

Лексические заимствования.

1

7-8.

Особенности освоения иноязычной лексики.

1

9.

Современные неологизмы.

1

10.

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.

1

11.

Современные фразеологизмы.

1

Культура речи  (11ч)

12.

Стилистические особенности произношения и ударения.

1

13.

Нормы произношения отдельных грамматических форм.

1

14.

Синонимы и точность речи.

1

15.

Антонимы и точность речи.

1

16.

Лексические омонимы и точность речи.

1

17.

Особенности склонения имён собственных.

1

18.

Нормы употребления имён существительных.

1

19-20.

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.

2

21-22.

Речевой этикет.

2

Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч)

23.

Эффективные приёмы чтения.

1

24.

Этапы работы с текстом.

1

25-26.

Тематическое единство текста.

2

27-28.

Тексты описательного типа.

2

29-30.

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.

2

31-32.

Научное сообщение. Устный ответ.

2

33.

Виды ответов.

1

34-35.

Подготовка и защита проектов.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (10 ч)

1-2.

Русский язык как развивающееся явление.

2

3-4.

Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы.

2

5-6.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.

2

7-8.

Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

2

9-10.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

2

Культура речи (11 ч.)

11.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.

1

12,13.14

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

2

15-16.

Трудные случаи употребления паронимов.

2

17-18.

Типичные грамматические ошибки.

2

19.

Традиции русской речевой манеры общения.

1

20-21.

Нормы русского речевого и невербального этикета.

2

Речь. Речевая деятельность. Текст  (14ч.)

22.

Традиции русского речевого общения.

1

23-24.

Текст. Виды абзацев.

2

25.

Заголовки текстов, их типы.

1

26-27.

Разговорная речь. Спор и дискуссия.

2

28-29.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

2

30-31.

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

2

32-33.

Язык художественной литературы. Притча.

2

34-35.

Подготовка и защита проектов.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (11 ч.)

1,2,3.

Исконно русская лексика и ее разновидности.

3

4-5.

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.

2

6-7.

Иноязычные слова в разговорной речи. Дисплейных текстах, современной публицистике.

2

8-9.

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.

2

10-11.

Русский человек в обращении к другим.

2

Культура речи  (10 ч.)

12-13.

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

2

14-15.

Лексические нормы и стилистические варианты употребления существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в русском литературном языке.

2

16-17.

Нормы употребления терминов.

2

18-19.

Трудные случаи согласования в русском языке.

2

20-21.

Особенности современного речевого этикета.

2

Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.)

22.

Информация: способы и средства её получения и переработки.

1

23-24.

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.

2

25-26.

Аргументация. Правила эффективной аргументации

2

27-28.

Доказательство и его структура. Виды доказательств.

2

29.

Разговорная речь. Самопрезентация.

1

30-31.

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

2

32-33.

Язык художественной литературы.

2

34-35.

Защита проектных работ.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (11 ч.)

1-2.

Отражение в русском языке культуры и истории народа.

2

3.

Ключевые слова русской культуры.

1

4.

Крылатые слова и выражения в русском языке.

1

5.

Развитие русского языка как закономерный процесс.

1

6.

Основные тенденции развития современного русского языка.

1

7.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

1

8.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

1

9.

Переосмысление значений слов в современном русском языке.

1

10-11.

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке

2

Культура речи (8 ч.)

12-13.

Активные процессы в области произношения и ударения.

2

14-15.

Трудные случаи лексической сочетаемости.

2

16-17.

Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений.

2

18.

Речевой этикет в деловом общении.

1

19.

Правила сетевого этикета.

1

Речь. Текст (15 ч.)

20-21.

Русский язык в Интернете.

2

22-23.

Виды преобразования текстов.

2

24-25.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

2

26-27.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

2

28-29.

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

2

30.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

31-32.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

2

33-34.

Подготовка и защита проектных работ.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 6 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (11ч)

1-2.

Из истории русского литературного языка.

2

3-4.

Диалекты как часть народной культуры.

2

5-6.

Лексические заимствования.

1

7-8.

Особенности освоения иноязычной лексики.

1

9.

Современные неологизмы.

1

10.

Отражение во фразеологии истории и культуры народа.

1

11.

Современные фразеологизмы.

1

Культура речи  (11ч)

12.

Стилистические особенности произношения и ударения.

1

13.

Нормы произношения отдельных грамматических форм.

1

14.

Синонимы и точность речи.

1

15.

Антонимы и точность речи.

1

16.

Лексические омонимы и точность речи.

1

17.

Особенности склонения имён собственных.

1

18.

Нормы употребления имён существительных.

1

19-20.

Нормы употребления имён прилагательных, числительных, местоимений.

2

21-22.

Речевой этикет.

2

Речь. Речевая деятельность. Текст (13 ч)

23.

Эффективные приёмы чтения.

1

24.

Этапы работы с текстом.

1

25-26.

Тематическое единство текста.

2

27-28.

Тексты описательного типа.

2

29-30.

Разговорная речь. Рассказ о событии. Бывальщина.

2

31-32.

Научное сообщение. Устный ответ.

2

33.

Виды ответов.

1

34-35.

Подготовка и защита проектов.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 7 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (10 ч)

1-2.

Русский язык как развивающееся явление.

2

3-4.

Устаревшие слова- живые свидетели истории. Историзмы.

2

5-6.

Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и их особенности.

2

7-8.

Употребление устаревшей лексики в новом контексте.

2

9-10.

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

2

Культура речи (11 ч.)

11.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение.

1

12,13.14

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях.

2

15-16.

Трудные случаи употребления паронимов.

2

17-18.

Типичные грамматические ошибки.

2

19.

Традиции русской речевой манеры общения.

1

20-21.

Нормы русского речевого и невербального этикета.

2

Речь. Речевая деятельность. Текст  (14ч.)

22.

Традиции русского речевого общения.

1

23-24.

Текст. Виды абзацев.

2

25.

Заголовки текстов, их типы.

1

26-27.

Разговорная речь. Спор и дискуссия.

2

28-29.

Публицистический стиль. Путевые заметки.

2

30-31.

Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

2

32-33.

Язык художественной литературы. Притча.

2

34-35.

Подготовка и защита проектов.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 8 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (11 ч.)

1,2,3.

Исконно русская лексика и ее разновидности.

3

4-5.

Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.

2

6-7.

Иноязычные слова в разговорной речи. Дисплейных текстах, современной публицистике.

2

8-9.

Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.

2

10-11.

Русский человек в обращении к другим.

2

Культура речи  (10 ч.)

12-13.

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

2

14-15.

Лексические нормы и стилистические варианты употребления существительных, прилагательных, местоимений, глаголов в русском литературном языке.

2

16-17.

Нормы употребления терминов.

2

18-19.

Трудные случаи согласования в русском языке.

2

20-21.

Особенности современного речевого этикета.

2

Речь. Речевая деятельность. Текст (14 ч.)

22.

Информация: способы и средства её получения и переработки.

1

23-24.

Слушание как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы слушания.

2

25-26.

Аргументация. Правила эффективной аргументации

2

27-28.

Доказательство и его структура. Виды доказательств.

2

29.

Разговорная речь. Самопрезентация.

1

30-31.

Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.

2

32-33.

Язык художественной литературы.

2

34-35.

Защита проектных работ.

2

Календарно-тематическое планирование  по родному (русскому) языку 9 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

План

Факт

Язык и культура (11 ч.)

1-2.

Отражение в русском языке культуры и истории народа.

2

3.

Ключевые слова русской культуры.

1

4.

Крылатые слова и выражения в русском языке.

1

5.

Развитие русского языка как закономерный процесс.

1

6.

Основные тенденции развития современного русского языка.

1

7.

Новые иноязычные заимствования в современном русском языке.

1

8.

Словообразовательные неологизмы в современном русском языке.

1

9.

Переосмысление значений слов в современном русском языке.

1

10-11.

Стилистическая переоценка слов в современном русском языке.

2

Культура речи (8 ч.)

12-13.

Активные процессы в области произношения и ударения.

2

14-15.

Трудные случаи лексической сочетаемости.

2

16-17.

Типичные ошибки в управлении, в построении простого осложнённого и сложного предложений.

2

18.

Речевой этикет в деловом общении.

1

19.

Правила сетевого этикета.

1

Речь. Текст (15 ч.)

20-21.

Русский язык в Интернете.

2

22-23.

Виды преобразования текстов.

2

24-25.

Разговорная речь. Анекдот, шутка.

2

26-27.

Официально-деловой стиль. Деловое письмо.

2

28-29.

Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение.

2

30.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

1

31-32.

Язык художественной литературы. Прецедентные тексты.

2

33-34.

Подготовка и защита проектных работ.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5 классе

Рабочая программа учебного предмета «Родной (чувашский) язык» составлена в соответствии с новыми Законами Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12...

Рабочая учебная программа по родному (чувашскому) языку в 5-8 классах

Рабочая учебная программа по  родному (чувашскому) языку в 5-8 классах...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...

Рабочая программа по родному русскому языку для учеников 7 класса 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на учебник Русский родной язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / О. М. Александрова, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина ; под ред. О. М. Александрово...

Рабочая программа по родному (русскому) языку, родной литературе

Рабочая программа по родному (русскому) языку...