«Сложноподчиненное предложение с одним придаточным»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Галанова Татьяна Владимировна

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с одним придаточным

Задачи урока:

обучающая: углубить знания о сложноподчиненном предложении

развивающая: совершенствовать пунктуационные навыки

воспитывающая: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала, самооценке; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики;

Тип урока: обобщение изученного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n1532587805.pptx1.06 МБ
Файл urok.docx127.95 КБ
Файл list_samootsenki.docx11.77 КБ
Файл rabochiy_list.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кожа_ый ремень, газирова__ый напиток, свяще__ый долг, решё__ая задача, ветре_ый юноша, трудности време__ы, плетё_ая корзина, ране__ый в ногу, безветре__ый день, краше__ый лаком, лимо__ый напиток, краше_ый пол, были__ый герой, деревя__ый стол, выуче__ое стихотворение, трава скоше_а .

Слайд 2

Кожа н ый ремень, газирова нн ыйый напиток, свяще нн ый долг, решё нн ая задача, ветре н ый юноша, трудности време нн ы, плетё н ая корзина, ране нн ый в ногу, безветре нн ый день, краше н ый пол, лимо нн ый напиток, выраще нн ое дерево, были нн ый герой

Слайд 3

Используя СПП с 1 ряд- придаточным определительным 2 ряд- придаточным обстоятельственным 3 ряд- придаточным изъяснительным Объясните написание Н или НН в словах: 1 ряд- деревя__ый 2 ряд- выуче__ое 3 ряд- скоше_а

Слайд 4

деревя нн ый стол, выуче нн ое стихотворение, трава скоше н а .

Слайд 5

Тема урока: Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение с одним придаточным»

Слайд 6

1) Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2)Каждому из нас мила и люба своя сторона где ты родился вырос или живёшь. 3) И всё-таки у природы есть свои любимцы которых она наделяет особой красотой. 4) Таков и Байкал который славен своей чудотворной силой величием и могуществом. 5)Вспоминаю как мы с товарищем приехавшим ко мне в гости долго шли по берегу нашего моря.6)День выдался тёплый,безветренный . 7) Байкал был так чист и тих что далеко в воде переливались красками камни. 8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой которая обрушилась на него. 9) А ведь он ещё не знает зимнего Байкала когда прозрачный лёд кажется таким тонким что на него больно ступить. 10) Под ним как под увеличительным стеклом живёт и шевелится вода хотя под ногами больше метра толщины. 11)Как хорошо что у нас есть Байкал!12) Могучий,богатый , величественный!

Слайд 7

Не стану уверять , что прекраснее Байкала нет ничего на свете. в чём? […глаг.], (что …) изъяснительное

Слайд 8

2) Каждому из нас мила и люба своя сторона , где ты родился , вырос или живёшь . какая? […сущ.], (где …) определительное

Слайд 9

3)И всё-таки у природы есть свои любимцы , которых она наделяет особой красотой . какие? […сущ.], (которых …) определительное

Слайд 10

4) Таков и Байкал , который славен своей чудотворной силой, величием и могуществом. какой? […сущ.], (который …) определительное

Слайд 11

5) Вспоминаю , как мы с товарищем , приехавшим ко мне в гости , долго шли по берегу нашего моря. о чём? […глаг.], (как …) изъяснительное

Слайд 12

7) Байкал был так чист и тих , что далеко в воде переливались красками камни . насколько? что из этого следует? […ук. сл .+прил.], (что …) обстоятельственное меры

Слайд 13

8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой, которая обрушилась на него. какой? […сущ.], (которая …) определительное

Слайд 14

9)А ведь он ещё не знает зимнего Байкала, когда прозрачный лёд кажется таким тонким . какого? […сущ.],(когда). определительное

Слайд 15

10)Под ним, как под увеличительным стеклом , живёт и шевелится вода , хотя под ногами больше метра ширины . несмотря на что? […], (хотя …) обстоятельственное уступки

Слайд 16

11) Как хорошо , что у нас есть Байкал ! что? [… ] , (что …) изъяснительное

Слайд 18

БАЙКАЛ

Слайд 20

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1. Под землей температура настолько высокая, что плавится даже камень- СПП с обстоятельственным придаточным меры и степени 2. Иногда заряд бывает настолько мощный, что можно услышать и увидеть треск электрических искр - предложение сложноподчинённое 3.Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режется на мелкие щепы, которые погружаются в химический раствор и нагреваются под давлением - СПП с придаточным изъяснительным 4. А содержащиеся в пище витамины и минералы, которые помогают иммунной системе бороться с инфекциями, составляют основу нашего здоровья – СПП с придаточным определительным 5.Нельзя собирать несозревшие плоды, лучше оставить их дозреть, чтобы они налились соком и набрали больше витаминов - СПП с придаточным времени

Слайд 21

Ответ: 1 2 4

Слайд 22

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 1.Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину. 1) 1, 3 2 ) 1, 4 3) 2, 4 4) 1, 2, 4 2.В номерах почище (1) заезжали куда (3) бильярдные короли и провинциальные драматические артисты (4) разместились заведующие секциями и их помощники. 1) 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 4 3.Пока он работал в мастерской (1) в других комнатах толпились (2) дожидаясь его (3) иностранные туристы. 1)1 2)2 3)1,2 4)1,2,3 4. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока водитель чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки . 1) 1, 3 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 1, 2 5. Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались(4) очень высокими и пухлыми. 1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 1, 3, 4.

Слайд 23

Ответ: 1) 2 2) 4 3) 4 4) 2 5) 3

Слайд 24

1.Доброта это качество человека. 2.Добрые поступки всегда ценятся в обществе. 3.Это качество можно с уверенностью считать одним из важнейших в характере человека. 4.Люди совершившие добрый поступок не ждут вознаграждение или благодарность. 5.Спешите делать добрые дела!

Слайд 25

Домашнее задание Составить монологическое высказывание (не менее 10 предложений), используя СПП. 1)В картинной галерее (на основе описания фотографии 2)Любимый литературный герой(повествование на основе жизненного опыта) 3)Трудно ли быть честным человеком?(рассуждение по поставленному вопросу)



Предварительный просмотр:

«Сложноподчиненное предложение с одним придаточным»

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с одним придаточным

Задачи урока:

обучающая: углубить знания о сложноподчиненном предложении

развивающая: совершенствовать пунктуационные навыки

воспитывающая: продолжить формирования привычки к труду, самостоятельному усвоению материала, самооценке; умению работать в паре, оценивать работу одноклассника; обогащать словарь учащихся лексикой нравственной тематики;

Тип урока: обобщение изученного

                  Оборудование: компьютер, рабочий лист, презентация ,лист самооценки

Ход урока

I.Организационный момент.

1.Приветствие

2.Определение темы, цели и задач урока.

-Ребята, сегодня вы будете работать на листе, который лежит на вашей парте. Подпишите его.

РАЗМИНКА

Начнем с словосочетаний.

1)Вставьте пропущенные буквы.

2)1 ряд-используя СПП с придаточным определительным составьте предложение, которым объясните правописание Н или НН в слове (деревянный стол)

2 ряд- используя СПП с придаточным обстоятельственным составьте предложение, которым объясните правописание Н или НН в слове (выученное стихотворение)

3 ряд- используя СПП с придаточным изъяснительным составьте предложение, которым объясните правописание Н или НН в слове (трава скошена)

Примерные ответы:

1 ряд-В слове деревянный, которое является исключением, пишется две буквы Н

2 ряд- В слове выученное пишется две буквы Н, потому что в нем есть приставка ВЫ.

3 ряд- Из правила мы узнали, что в кратких прилагательных всегда пишется одна буква Н.

-Ребята, что вам понадобилось, чтобы составить СПП? (1) знание правила Н и НН в прилагательных и причастиях, 2) знания о СПП и его видах)

-Сегодня каждое выполненное задание вы оцениваете. Баллы выставляете в лист самооценки.

Оцените первое задание.

-Ребята, какова будет тема нашего урока?

Впишите тему в рабочий лист: Обобщение по теме «СПП с одним придаточным»

-Какую цель поставим? (обобщить и систематизировать знания по СПП)

-А что мы будем делать, чтобы достичь цели?

(-закреплять умения определять виды придаточных предложений в СПП,

-тренировать умение расставлять знаки препинания в СПП,

-определять место придаточных в составе СПП)

2.Закрепление.Практическая работа.

ЗАДАНИЕ 1.

1 вариант-1-6 предложения                                           2 вариант-7-12 предложения

Подчеркните ГО в СПП, расставьте пропущенные знаки препинания, выделив главную и придаточную часть. Определите тип придаточных предложений.

1) Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2)Каждому из нас мила и люба своя сторона  где ты родился вырос или живёшь. 3) И всё-таки у природы есть свои любимцы  которых она наделяет особой красотой. 4) Таков и Байкал   который славен своей чудотворной силой величием и могуществом.

5) Вспоминаю   как мы с товарищем, приехавшим ко мне в гости долго шли по берегу нашего моря. 6) День выдался тёплый, безветренный. 7) Байкал был так чист и тих   что далеко в воде переливались красками камни.

8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой  которая обрушилась на него. 9) А ведь он ещё не знает зимнего Байкала  когда прозрачный лёд кажется таким тонким.10)  Под ним как под увеличительным стеклом живёт и шевелится вода   хотя под ногами больше метра толщины.

11) Как хорошо   что у нас есть Байкал! 12) Могучий, богатый, величественный!

-Ребята, какие типы СПП преобладают в этом тексте? (изъяснительные, определительные)

Автором текста является известный вам автор Валентин Распутин. Какое его произведение вы читали ранее? («Уроки французского»)

Именно озеро Байкал-большая любовь В. Распутина. Красота и необыкновенность этого озера вдохновляли писателя. Многие годы Распутин боролся за чистоту Байкала: устраивал встречи с учёными, правительством, пытался закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, который являлся главным источником загрязнения Байкала. Конечно же, он поднимал тему экологической катастрофы в своих произведениях.

-Зачем автор использует именно эти СПП? (чтобы описать поразительную красоту Байкала, выразить свои мысли и чувства)

После проверки  учащиеся вносят баллы в лист самооценки.

ЗАДАНИЕ 2. Синтаксический анализ предложения.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. Под землей температура настолько высокая, что плавится даже камень- СПП с обстоятельственным придаточным меры и степени

2. Иногда заряд бывает настолько мощный, что можно услышать и увидеть треск электрических искр - предложение сложноподчинённое

3.Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режется на мелкие щепы, которые погружаются в химический раствор и нагреваются под давлением - СПП с придаточным изъяснительным

4.А содержащиеся в пище витамины и минералы, которые помогают иммунной системе бороться с инфекциями, составляют основу нашего здоровья – СПП с придаточным определительным

5.Нельзя собирать несозревшие плоды, лучше оставить их дозреть, чтобы они налились соком и набрали больше витаминов - СПП с придаточным времени

Проверка и самооценка.

               ЗАДАНИЕ 3.   Пунктуационный анализ предложения

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 1.Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

     1) 1, 3              2) 1, 4              3) 2, 4          4) 1, 2, 4

2.В номерах почище (1) заезжали куда (3) бильярдные короли и провинциальные драматические артисты (4) разместились заведующие секциями и их помощники.

1) 3, 4                    2) 1, 3, 4          3) 2, 4               4) 1, 4

3.Пока он работал в мастерской (1) в других комнатах толпились (2) дожидаясь его (3) иностранные туристы.

1)1               2)2               3)1,2          4)1,2,3

4. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока водитель чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки.
1) 1, 3              2) 1, 2, 3      3) 2, 3              4) 1, 2

5. Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались(4) очень высокими и пухлыми.
1) 1, 2, 3          2) 1, 2, 3, 4                3) 1, 3             4) 1, 3, 4.

Проверка и самооценка.

ЗАДАНИЕ 4.

Прочитайте предложения (читают вслух)

1.Доброта   это качество человека.

2.Добрые поступки всегда ценятся в обществе.

3.Это качество можно с уверенностью считать одним из важнейших в характере человека.

4.Люди совершившие добрый поступок не ждут вознаграждение или благодарность.

5.Спешите делать добрые дела!

Скажите, связаны ли эти предложения одной мыслью? (да)

О чём говорится в предложениях? (о доброте)

Если предложения связаны, значит перед нами? (текст)

Определите тип речи? (рассуждение)

Из каких предложений состоит текст? (простых)

Перестройте простые предложения в СПП, используя различные виды придаточных предложений.

Работайте в паре!                                                     (звучит музыка)

Возможный ответ

1.Доброта — это качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям.

2.Добрые поступки всегда ценятся в обществе, потому что добро делает нашу жизнь светлее и радостнее.

3.Это качество можно с уверенностью считать одним из важнейших в характере человека, ведь оно помогает быть отзывчивым и честным.

4.Люди, совершившие добрый поступок, не ждут вознаграждение или благодарность, так как делают это бескорыстно.

5.Спешите делать добрые дела, потому что добро обязательно вернётся к вам.

-Какие литературные произведения ярко иллюстрируют это качество? (А. И. Куприн «Чудесный доктор», А. Платонов «Юшка», В. Распутин «Уроки французского» и т.д.)

-Ребята, как изменился текст? (стал более точным, полным, ярким)

-Какой вывод можно сделать? (СПП делают нашу речь выразительной)

Работу оценивает сосед по парте.

-Давайте вернёмся к нашей цели и задачам. Достигнута ли цель? Решены ли задачи?

(Да)

-А какую еще важную задачу мы решали весь урок (подготовка к ОГЭ)

3.Рефлесия.

Ребята, перед вами дерево, листья которого облетели. Оно засыхает.

У каждого из вас на парте есть три листочка: зелёный, жёлтый и красный. Предлагаю вернуть дереву жизнь!

Посчитайте баллы, поставьте отметки (шкала оценивания предлагается) и сделайте выводы о работе на уроке.

Если вы сделали всё или почти всё правильно (оценка 4-5)- приклейте зелёный лист.

Если встретили трудности и получили оценку «3»- приклейте жёлтый лист.

Если допустили много ошибок, у вас больше не получилось, чем получилось- приклейте красный лист.

 4.Домашнее задание.

Составить монологическое высказывание (не менее 10 предложений), используя СПП.

1)В картинной галерее (на основе описания фотографии)

2)Любимый литературный герой (повествование на основе жизненного опыта)

3)Трудно ли быть честным человеком? (рассуждение по поставленному вопросу)

-К какому виду предстоящей работы готовит предложенное вам задание? (итоговому собеседованию)



Предварительный просмотр:

Задание

Балл

Разминка

3  баллов - без ошибок

2 балла-      1-2 ошибки

1 балла-      3 ошибки

0 баллов -  < 3 ошибок

+ 2 балла за правильно составленное предложение на объяснение правила

Задание 1

5  баллов - без ошибок

4 балла-      1 ошибки

3 балла-      2 ошибки

2 балла-      3 ошибки

1 балл-  -    4 ошибки

Задание 2

5  баллов - без ошибок

4 балла-      1 ошибки

3 балла-      2 ошибки

2 балла-      3 ошибки

1 балл-  -    4 ошибки

Задание 3

5  баллов - без ошибок

4 балла-      1 ошибки

3 балла-      2 ошибки

2 балла-      3 ошибки

1 балл-  -    4 ошибки

Задание 4

5  баллов – 5 предложений

4 балла-      4 предложения

3 балла-      3 предложения

2 балла-      2 предложения

1 балл-  -     1 предложение

Оценка

23-25 б.-«5»

18-21 б.-«4»

13-17 б.-«3»

>

ЛИСТ САМООЦЕНКИ



Предварительный просмотр:

                  РАБОЧИЙ ЛИСТ        __________________________________  

РАЗМИНКА.

Кожа_ый ремень, газирова__ый напиток, свяще__ый долг, решё__ая задача, ветре_ый юноша,  трудности време__ы, плетё_ая корзина, ране__ый в ногу, безветре__ый день, краше__ый лаком, лимо__ый напиток, выраще__ое дерево, были__ый герой, деревя__ый (1) стол, выуче__ое (2) стихотворение, трава скоше_а(3).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА-_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 1.

1 вариант-1-6 предложения                                           2 вариант-7-12 предложения

Подчеркните ГО в СПП, расставьте пропущенные знаки препинания, выделив главную и придаточную часть. Определите тип придаточных предложений.

1) Не стану уверять что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2)Каждому из нас мила и люба своя сторона  где ты родился вырос или живёшь. 3) И всё-таки у природы есть свои любимцы   которых она наделяет особой красотой. 4) Таков и Байкал   который славен своей чудотворной силой величием и могуществом.

5) Вспоминаю   как мы с товарищем приехавшим ко мне в гости  долго шли по берегу нашего моря. 6) День выдался тёплый, безветренный. 7) Байкал был так чист и тих   что далеко в воде переливались красками камни.

8) Товарищ мой был потрясён дикой и буйной красотой  которая обрушилась на него. 9) А ведь он ещё не знает зимнего Байкала  когда прозрачный лёд кажется таким тонким.10)  Под ним как под увеличительным стеклом живёт и шевелится вода   хотя под ногами больше метра толщины.

11) Как хорошо   что у нас есть Байкал! 12) Могучий, богатый, величественный!

ЗАДАНИЕ 2. Синтаксический  анализ предложения.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. Под землей температура настолько высокая, что плавится даже камень- СПП с обстоятельственным придаточным меры и степени

2. Иногда заряд бывает настолько мощный, что можно услышать и увидеть  треск электрических искр - предложение сложноподчинённое

3.Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом: деревянный брус режется на мелкие щепы, которые погружаются в химический раствор и нагреваются под давлением - СПП с придаточным изъяснительным

4.А содержащиеся в пище витамины и минералы, которые помогают иммунной системе бороться с инфекциями, составляют основу нашего здоровья – СПП с придаточным определительным

5.Нельзя собирать несозревшие плоды, лучше оставить их дозреть, чтобы они налились соком и набрали больше витаминов - СПП с придаточным времени

____________________________________________________________________________

               ЗАДАНИЕ 3.   Пунктуационный анализ предложения

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

 1.Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

     1) 1, 3              2) 1, 4              3) 2, 4          4) 1, 2, 4

2.В номерах почище (1) заезжали куда (3) бильярдные короли и провинциальные драматические артисты (4) разместились заведующие секциями и их помощники.

1) 3, 4                    2) 1, 3, 4          3) 2, 4               4) 1, 4

3.Пока он работал в мастерской (1) в других комнатах толпились (2) дожидаясь его (3) иностранные туристы.

1)1               2)2               3)1,2          4)1,2,3

4. На пятнадцатой версте лопнула задняя шина (1) и (2) пока водитель  чинил ее на краю канавы (3) над полями звенели жаворонки .
1) 1, 3              2) 1, 2, 3      3) 2, 3              4) 1, 2

5. Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались(4) очень высокими и пухлыми.
1) 1, 2, 3          2) 1, 2, 3, 4                3) 1, 3             4) 1, 3, 4.

_____________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4.

Перестройте простые предложения в СПП, используя различные виды придаточных предложений.

1.Доброта   это качество человека.

_____________________________________________________________________________

2.Добрые поступки всегда ценятся в обществе.

_____________________________________________________________________________

3.Это качество можно с уверенностью считать одним из важнейших в характере человека.

_____________________________________________________________________________

4.Люди совершившие добрый поступок не ждут вознаграждение или благодарность.

____________________________________________________________________________

5.Спешите делать добрые дела!

_____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...

Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря  интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая  ситуация, способствующая развитию художественного ...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Презентация Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным»

Обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным»...

Урок русского языка "Сложноподчиненные предложения с одним придаточным "

Урок русского языка в 11 классе. Тема "Сложноподчиненные предложения с одним придаточным". Учебное время - 2 часа. Учебник  "Русский язык "Греков, Крючков, Чешко 10-11 класс...

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...