Буквы Ы-И после Ц
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Галанова Татьяна Владимировна

Цель урока-создать условия для применения  усваиваемых предметных знаний о правописании букв Ы-И после Ц  и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_teh_karta.docx37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе учителя   муниципального общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа № 21   с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухта

Галановой Татьяны Владимировны

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

Буквы Ы-И после Ц

Цель темы

создать условия для применения  усваиваемых предметных знаний о правописании букв Ы-И после Ц  и способов учебных действий в условиях решения учебных задач.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

  2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

Личностные: способствовать эстетическому отношению к слову, чувству ответственности по отношению к слову, умению оценивать свою и чужую работу,  самостоятельно делать свой выбор, умению работать в коллективе, выражать свою позицию

Познавательные:  способствовать умение ставить  и решать  проблемы,  умение работать с информацией (поиск и выделение), развивать  умение строить речевое высказывание.

Регулятивные: способствовать умению ставить учебную задачу, определять последовательность решения учебных задач (планирование), воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.

Коммуникативные: способствовать умению слушать и вступать в  диалог, сотрудничать с учителем и   участвовать в коллективном обсуждении проблем

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык

Развитие речи

1.Групповая

2.Индивидуальная

3.Фронтальная

4. Парная

Интернет- ресурсы

Этапы урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент, психологический настрой на работу.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и хотела бы начать наш урок с добрых пожеланий. Желаю каждому хорошего настроения и удачи! Садитесь!

-Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Ребята, а что нам понадобится для успешной работы?

Настраиваются на работу.

Называют необходимые качества.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Мотивация и актуализация

Создает условия для осознанного перехода из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности через чтение письма от выпускников. Осуществляет выход на задание, которое вызывает познавательное затруднение. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, что предлагаете сделать с текстом письма?

-Ребята, что заметили, работая с данными словами?

-Ребята, а какие слова вам встретились в  последнем абзаце?

-Как вы их написали?

-Что общего у этих слов

-Почему так получилось?

-Какой вопрос у вас возникает?

-

Предполагают, выписывают  слова с пропущенной буквой, выделяя орфограмму.

Слова на изученную орфограмму О-Ё после шипящих, О-А в – ЛАГ, - ЛОЖ; - РАСТ, - РАЩ, - РОС; проверяемая безударная гласная в корне слова, проверяемая согласная в корне слова

панцирем, юнцы, цирка

с Ы,с И

орфограмма после буквы Ц

мы этого не изучали, не знаем, как писать такие слова

Какую букву И или Ы нужно писать после Ц

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

Умение слушать и слышать (К)

Умение сотрудничать с учителем и сверстником (К)

Прогнозирование (Р)

Постановка и решение проблем (П)

2. Этап целеполагания и планирования.

Ребята, что предлагаете делать дальше?

Определяют учебную задачу: узнать, в каких случаях пишутся буквы И,Ы после Ц , закрепить правописание букв И,Ы после Ц. Определяют тему урока.

Определяют учебную задачу. 1-изучить правило, 2-закрепить его на письме, выполнив упражнения

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Целеполагание (Р)

Умение сотрудничать с учителем и сверстником (К)

3. Этап осмысления.

Предлагает слова ПАНЦИРЬ,  ЮНЦЫ,  ЦИРК,  УЛИЦЫ,  ЦИТАТА,  ЛИСИЦЫН (ХВОСТ), КОНСТИТУЦИЯ, ЦИРКУЛЬ, ОГУРЦЫ, СИНИЦЫН (КЛЮВ), РЕВОЛЮЦИЯ.

Создает условие для самостоятельного определения задания учащимися.

-Какое задание вы можете предложить исходя из темы и цели урока?

-Давайте, попробуем  объяснить, сформулировать правило. Когда же после Ц нужно писать И, а когда – Ы? Может быть, мы выявим какую-то закономерность?..

-Предлагаю обсудить в паре и предложить план действий.

-Ребята, как мы можем проверить правильность наших выводов?

- Стр.39  прочитайте правило.

-В полном ли объёме мы заполнили таблицу?

-Допишите эти слова. (Легко запомнить:: Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!")

-Итак, наша таблица завершена, она и будет нашей опорой на пути к цели.

Создает условие для самостоятельного определения задания учащимися.

- Ребята, что предлагаете делать дальше?

Составляют алгоритм. Закрепляют выполнение задания  по алгоритму, работая в парах.

Предлагают выписать в два столбика

Выписывают

Обсуждают в паре, предлагают план действий

ПЛАН

1.Выделить в слове морфемы

2.Определить в какой части слова орфограмма

3. Определить, какая буква пишется в той или иной части слова.

4. Вывод

ВЫВОДЫ ОФОРМЛЯЮТСЯ В ТАБЛИЦУ:

И

Ы

1.В корне слова

2.В словах на -ция

1.В окончаниях

2.В суффиксах

+дополняем после

3.Слова-исключения:

цыган, на цыпочках,

цыпленок, цыкать, цыц

посмотреть в учебнике

нет, есть слова-исключения

Дописывают в таблицу.

Тренироваться, закреплять

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Анализ (П)

Умение структурировать задания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач (П)

4.Этап закрепления новых знаний

1 задание. "Угадай слово"

Отгадайте слова по их лексическому значению. В случае затруднений можете обсуждать в группах (4 человека) Выпишите слова в таблицу в нужный столбик. Объясните их правописание.

Самостоятельная работа: составьте с любыми из этих слов 2 предложения.

2 задание. "Детективная история"

- А сейчас, ребята, я прочитаю вам детективную историю, но, увы, ее финал мне неизвестен. Попробуем угадать его вместе.

- Как вы думаете, куда привела сыщика собака Цыган?  

- А кому, по-вашему, могли понадобиться в цирке цветы?  

- Как вы полагаете, найдет милиционер Спицын вора? Как?    

 Ребята, пожалуй, вы  могли бы помочь сыщику! Но я предлагаю вам самим сейчас стать детективами!

- Что мы можем отыскать в этом тексте

Самостоятельная работа "Кто самый внимательный": запишите все слова с И-Ы после Ц, которые вы запомнили из этого текста.

 (После выполнения работы - проверка: кто выписал больше всех слов; попутно проверяется правописание. А затем - на слайде текст с выделенными словами: обращаем внимание на те, которые не вспомнили)

Выполняют задание и осуществляют самопроверку

Внимательно слушают

В цирк

Фантазируют, предполагают.

 

Слова с изученной орфограммой

Записывают

Проверяют, дописывают.

Работа с текстом (П)

Систематизация (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)


5.Этап контроля.

Предлагает заполнить таблицу при помощи цветных карандашей. Каждая клетка – пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки  (бланк с табличкой у каждого ребенка на отдельном листе)

Буква «И» – синий цвет,
буква 
«Ы» – красный цвет,
1. ц_нк           2. ящериц_        3. акац_я  
4. ц_плячий   5.   ц..фра          6. падчериц_н 
7. ц_кл           8. на ц_почках   9. ц_ферблат

Ответ вывешиваем на доске, после этого дети меняются работами и оценивают своего соседа :

0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 и более ошибок – материал не понят, смотри теорию в учебнике.

Доска (ответ в цветах):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Выполняют задание и осуществляют самопроверку

5. Рефлексия деятельности на уроке

Организует рефлексию.

-Какую цель мы сегодня перед собой ставили?

- Достигли мы её?

- Что мы делали, чтобы достичь цели урока?

- Какое новое знание сегодня открыли?

-А сейчас оцените свою работу на уроке.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

 

Благодарит за работу.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. Выполняют задание и осуществляют рефлексию.

Активно/ пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

 интересен / скучен

Способность действовать с учётом позиций других  (К)

Рефлексия способов  и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (Р)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

6.Домашнее задание

Предлагает дифференцированное домашнее задание: упражнение  по учебнику или составить  связный текст, в котором бы встретилось не менее 5 слов на изученную орфограмму.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Дифференцированное задание (П, Л)

Самоопределение (Л)

ПРИЛОЖЕНИЯ

№ 1

«…В наше время важно уметь правильно изл..гать свои мысли. Нужно ж..сткой щ..ткой вымести из своей речи пл..хие слова и вырвать зар..сли разг..ворных «сорняков», а затем тщательно ул..жить бага.. знаний, полученных от учителя.

Всем нам как подр.стающему поколению важно зал.жить фундамент грамотности уже в раннем возр.сте, потому что во время экзамена надо пол.гаться не на удачу, а на твердые знания.

Знания будут панц.рем, защищающим вас, и вы уже не будете выглядеть и чувствовать себя как желторотые юнц. на арене ц.рка…»

№ 2

1 задание. "Угадай слово"

Отгадайте слова по их лексическому значению. В случае затруднений можете обсуждать в группах. Выпишите слова в таблицу в нужный столбик. Объясните их правописание.

1.Плодовые деревья, к которым принадлежат мандарины, лимоны, апельсины (цитрусовые).

2.Первые перелетные птицы - вестники весны. (скворцы)

3. Народ индийского происхождения, живущий преимущественно кочевыми и полукочевыми группами в разных странах мира.(цыгане)

4. Правоохранительный орган, занимающийся борьбой с преступностью (полиция)

5.Род перчаток с отделением только для большого пальца (рукавицы).

6.Хвост рыжей плутовки (лисицын)

7. Детеныш курицы (цыпленок).

8. Хирургическое вмешательство (операция)

9.система знаков для записи чисел (цифры)

10.  Инструмент для разрезания чего-либо (ножницы)

№ 3

2 задание. "Детективная история"

На выставке, где проходила презентация и продажа редких цветов, произошло непредвиденное. Из коллекции украли гиацинты, цикламены и даже скромные нарциссы. Продавщицы вызвали милиционера Спицына с собакой. Дисциплинированный черный пес по кличке Цыган сразу взял след и привел хозяина в соседнее здание.Там сыщик увидел аттракционы и танцы, фокусы и акробатические номера. Ему встретились жонглеры и борцы. А у клоуна на шляпе в форме цилиндра послушно сидели птицы. " Какие молодцы! - восхищенно подумал Спицын.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...