Рабочая программа по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

АлександроваТатьяна Ивановна

Рабочая программа к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженкой, Л. А. Тростенцовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_7_klass.docx102.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

        Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении  изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки   Российской Федерации от 17   декабря 2010г. №1897».

4.   Программа «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ [М. Т. Баранов,Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.].  -М.:«Просвещение», 2016.

        Целями и задачами изучения русского  языка в основной школе являются:

• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

совершенствование коммуникативных способностей,формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

        Учебник. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др.- 4-е изд.-  М.: Просвещение, 2017.

        Сроки реализации: 34 учебные недели. Рабочая программа рассчитана на 136  часов, 4 часа в неделю.

        Формы промежуточной и итоговой проверки в 7 классе следующие: диктант (контрольный, словарный, объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»),

тест,

комплексный анализ текста,

сжатое и выборочное изложение,

сочинение-описание, сочинение-рассуждение,

устное высказывание на лингвистическую тему,

 работа с карточками-информаторами, с разноуровневыми карточками.

Предусмотрены различные виды индивидуальных, творческих самостоятельных работ.

Планируемые результаты изучения учебного предмета 

(русский язык 7кл.)

       Личностные результаты:

        - понимать значение русского языка как одной из основных ценностей русского народа; осознавать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

        - осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, сохранять чистоту русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию;

        -  формировать достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

     Метапредметные результаты:

  • знать смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;
  • основные признаки стилей языка;
  • определять признаки текста и его функционально-смысловые типы (повествования, описания, рассуждения);
  • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными) для данного периода обучения; нормами речевого этикета;
  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  •  читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Предметные результаты:

         -  Должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

        -  Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;

       - С помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

        - Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

        -  По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.

         - По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

        -  По развитию связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

По словообразованию:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- знать основные способы образования слов в русском языке;

- производить словообразовательный разбор слова.

По лексикологии:

- понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций;

- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- объяснять различия лексического и грамматического значений слова;

- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;

По морфологии:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки  частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;                                     

           Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

        Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

        Чтение

Обучающийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

        Говорение

Обучающийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- культурной и деловой сферах общения;

• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

        Письмо

Обучающийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• писать рецензии, рефераты;

• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Обучающийся  научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Обучающийся  научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и

 справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Обучающийся  научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Обучающийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью

графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся  получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Обучающийся  научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

                                                                         

 

                                 Содержание учебного предмета «Русский язык»

                                               

Введение. Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5-6 классах

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Р.Р. Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

Морфология и орфография. Культура речи. Причастие

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Р.Р. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Сочинение – описание внешности.

Деепричастие

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Р.Р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.

Наречие

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.

Учебно-научная речь

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

Р.Р. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

Р.Р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Аргументация собственного мнения.

Служебные части речи. Предлог

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Р.Р. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Союз

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор слова. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

Р.Р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

Р.Р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.

Междометие

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.

Р.Р. Текст. Стили речи.

                                                                                                                        

                                                                 

                                              Тематическое планирование

Количество часов в неделю – 4 ч. Уроков развития речи – 15. Плановое количество контрольных работ – 11ч. (7 контрольных работ и 4 контрольных тестирования).

  №

                                 Название раздела

   Кол–во часов

1

   Введение

                1 ч.

2

   Повторение изученного в 5 – 6 классах

                7 ч.

3

   Текст и стили речи

                4 ч.

4

   Причастие как часть

                32 ч.

5

   Деепричастие

                10 ч.

6

   Наречие

                25 ч.

7

   Категория состояния

                4 ч.

8

   Самостоятельные и служебные части речи

                1 ч.

9

   Предлог

                10 ч.

10

   Союз

                14 ч.

11

   Частица

                17 ч.

12

   Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах

                 9 ч.

13

                                                                                                   Итого:

                136 ч.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку

№ урока

Дата урока

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащегося на уроке

Формы и виды контроля

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

Русский язык как развива-ющееся явление

Урок открытия новых знаний

Изучение содержания параграфа учебника, запись текста под диктовку, подбор аргументов из художественной литературы анализ текста

УО

Упр.4, инд. упр.6

Повторение изученного в 5 – 6 классах (7часов)

2

Синтаксис. Синтакси-ческий разбор

Урок общеметодологической направленности

Объяснительный диктант с последующей самопроверкой, работа в парах, самостоятельное проектирование аргументированного текста, комплексное повторение, комментированное выставленных оценок

Самопроверка, работа с дидакт.материалом.

§1, упр.9, разборы

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

Урок общеметодологической направленности

Комплексное повторение, беседа по контрольным вопросам, упражнения, коллективное проектирование способов выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ФО, ПДЗ,

§2, упр.12. (подг. к диктанту)

4

Лексика и фразеология

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная и парная работа по диагностическим материалам учебника, анализ художественного текста, словарная работа, проектирование выполнения домашнего задания.

Взаимопроверка

§4, упр. 19 (схема).

5

Фонетика и орфография. Фонети-ческий разбор слова

Урок рефлексии

Индивидуальная и парная работа с диагностическим материалом, беседа, выполнение фонетического разбора, выполнение упражнений, проектирование выполнения д/з, практическая работа

ПР, ФО

§5, упр.28

6

Слово-образование и орфография.  Морфемный и словообра-зовательный разбор

Урок общеметодологической направленности

Комплексное повторение ранее изученного, практическая работа в парах, групповая работа по вариантам, проектирование выполнения д/з.

ПР, взаимопроверка

§6, упр.36, разборы.

7

Морфология и орфография. Морфологи-ческий разбор слова

Урок общеметодологической направленности

Коллективная работа, фронтальная беседа, работа в парах, практическая работа, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

ФО, ПР

§6, упр.41 (разборы).

8

Входной контрольный диктант№1 по теме: «Повторение»

Урок развивающегося контроля

Контрольный диктант

КР

Не задано.

Текст. Стили речи (4часа)

9

Текст

Урок общеметодологической направленности

Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, участие в коллективном диалоге, работа с текстом, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ФО, работа с дидакт.-материалом.

Упр.47, упр.48 (устно).

10

Диалог как текст. Виды диалога

Урок общеметодологической направленности

Индивидуальная и коллективная работа, конструирование диалогов, анализ текста, работа с доской, практическая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

Взаимопроверка.

ПДЗ

§9 упр.51 (подг. к дикт.)

11

РР Стили литератур-ного языка

Урок открытия новых знаний

Коллективная работа в парах сильный – слабый, работа с учебником, свободный диктант с последующей взаимопроверкой, групповая работа (стилистический анализ текста).

Взаимопроверка.

§§8, 9, упр.52

12

РР Публицисти-ческий стиль

Урок открытия новых знаний

Составление памяток, изучение содержания параграфа учебника, словарная работа, написание статьи.

ПР, работа с дидакт. материалом.

§11, упр.67

Причастие как часть речи (32 часа)

13

Причастие как часть речи

. Урок общеметодологической направленности

Лабораторная работа по определению причастий в предложении, фронтальная беседа по результатам работы, составление алгоритма определения причастий, составление схемы основных признаков причастий, групповая работа по алгоритму.

ЛР,ФО

§12, упр.77

14

Склонение причастий

Урок общеметодологической направленности

Самостоятельная работа с лингвистическим портфолио, работа в парах сильный – слабый, фронтальная работа по результатам выполнения д/з, составление конспекта статьи учебника, словарная работа, практическое выполнение тренировочных заданий.

СР, взаимопроврка

§13, упр.81

15

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Урок общеметодологической направленности

Работа в парах, анализ художественного текста, групповая работа: проект, фронтальная беседа по теме урока, практическая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок.

ФО, ПР

П.13, упр.83, упр.78 (устно)

16

Причастный оборот

Урок открытия новых знаний

Самостоятельная работа, групповая работа, построение схем, работа с учебником, конструирование текста с причастными оборотами.

СР, самопроверка.

§14, упр.86.

17

Выделение причастного оборота запятыми

Урок общеметодологической направленности

Фронтальная беседа, работа в парах «сильный – слабый» по алгоритму выполнения заданий, комплексное повторение, работа с дидактическим материалом.

ФО, работа с дидактическим материалом.

§14, упр.89, 91 (устно).

18

Выделение причастного оборота запятыми

Урок рефлексии

Практическая работа,  

 проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ПР, самопроверка.

§14, упр.90

19

РР Описание внешности человека

Урок развивающего контроля

Самостоятельная и парная работа с материалом для описания, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

РР

§15, упр.96.

20

Действи-тельные и страдатель-ные причастия

Урок открытия новых знаний

Анализ ошибок, допущенных в сочинении, коллективная работа с печатными тетрадями, самостоятельная работа с учебником, составление лингвистического описания по теме, работа у доски, выполнение тренировочных упражнений.

Самопроверка, ФО.

§16, упр.100

21

Краткие и полные страдатель-ные причастия

Урок открытия новых знаний

Урок-презентация, конспектирование материала, объяснительный диктант, написание лингвистического описания, групповая работа, анализ текста.

УО, ПДЗ

§17, упр.105 (подг. к дикт.)

22

Действи-тельные причастия настоящего времени

Урок открытия новых знания

Парная работа с дидактическим материалом, изучение и конспектирование содержание параграфа учебника, лабораторная работа по тексту по вариантам.

Работа с дидактическим материалом.

§18, упр.107.

23

Гласные в суффиксах действии-тельных причастий настоящего времени.

Урок общеметодологической направленности

Коллективная работа с тетрадями, работа в парах сильный – слабый, выполнение тренировочных упражнений, составление лингвистического описания по теме, работа у доски.

Взаимопроверка, ПР.

§18, упр.109.

24

Действи-тельные причастия прошедшего времени

Урок рефлексии

Словарная работа, работа у доски, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок.

Самопроверка, УО

§19, упр.112

25

Правописание суффиксов действии-тельных причастий

Урок общеметодологической направленности

Самостоятельная и парная работа с дидактическим материалом, изучение материала параграфа учебника, выполнение тренировочных упражнений.

СР

§19, упр.116

26

Страдатель-ные причастия настоящего времени

Урок открытия новых знаний

Анализ ошибок, допущенных в домашнем задании, отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текстов, составление лингвистического описания.

ПДЗ

§20, упр.118

27

Гласные в суффиксах страдатель-ных причастий настоящего времени.

Урок общеметодологической направленности

Коллективная работа, составление лингвистического описания по теме, работа у доски, выполнение тренировочных упражнений.

Взаимопроверка,

работа с дидактическим материалом.

§20, упр.121.

28

Правописание гласных в суффиксах страда-тельных причастий настоящего времени

Урок рефлексии

Выполнение заданий учебника, составление лингвистического описания по теме, работа у доски, проектирование выполнения д/з

Самопроверка.

§20, упр.123.

29

Страда-тельные причастия прошедшего времени

Урок общеметодологической направленности

Комплексное повторение, групповая работа, самостоятельная работа с дидактическим материалом, практическая работа со словарём.

ФО, СР

§21, упр.127

30

Гласные перед Н в полных и кратких страда-тельных причастиях.

Урок общеметодологической направленности

Комплексное повторение по дидактическому материалу, работа в парах сильный – слабый, составление лингвистического описания по теме.

Взаимопроверка,

работа с дидактическим материалом.

§22, упр.130

31

Правописание гласных перед Н в полных и кратких страда-тельных причастиях

Урок рефлексии

Выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок.

ПДЗ

§23, упр.131.

32

Одна и две буквы Н в суффиксах страда-тельных причастий прошедшего времени.

Урок открытия новых знаний

Групповое выполнение заданий теста с последующей самопроверкой, составление текста с использованием кратких и полных причастий, работа в парах сильный – слабый,

тест

§23, упр.133.

33

Одна буква Н в отглагольных прилага-тельных

Урок рефлексии

Составление текста, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок.

Самопроверка, ПР.

§23, упр.138.

34

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени.

Урок общеметодологической направленности

Групповое выполнение заданий теста с последующей самопроверкой, составление текста с использованием кратких и полных причастий, работа в парах сильный – слабый, составление текста.

ПДЗ, самопроверка

§24, упр.143

35

Одна буква Н в отглагольных прилага-тельных

Урок рефлексии

Выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок.

ПР, самопроверка.

§24, упр.148

36

РР Выборочное изложение

Урок развивающего контроля.

Самостоятельная и парная работа с материалом для описания, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

РР

§24, упр.147

37

Морфологи-ческий разбор причастия

Урок общеметодологической направленности

Анализ ошибок, допущенных в изложении, работа с лингвистическим портфолио, групповая работа по учебнику, практическая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

УО, ПР.

§25, упр.149 (разборы).

38

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Урок открытия новых знаний

Работа с лингвистическим портфолио, работа в группах сильный – слабый, творческая работа по дидактическому материалу.

ПДЗ

§26, упр.154.

39

Правописание НЕ с причастиями

Урок рефлексии

Индивидуальная работа, выполнение тренировочных заданий,

проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

СР

§26, упр.158.

40

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страда-тельных причастий прошедшего времени

Урок открытия новых знаний

Составление конспекта статьи справочника, индивидуальная работа: выполнение заданий теста, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

тест

§27, упр. 164 (подг. к дикт.)

41

Повторение темы «Причастие»

Урок рефлексии

Коллективная работа по вопросам учебника, словарная работа, индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником.

ФО

Стр.73 (вопросы), упр.172.

42

Повторение темы «Причастие»

Урок рефлексии

Работа в парах сильный – слабый, составление лингвистического описания, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ФО, ПДЗ

упр.176 (орфогр.)

43

Контрольный диктант №2 с граммат. заданием по теме «Причастие»

Урок развивающего контроля

Контроль и самоконтроль

КР

Не задано

44

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Урок рефлексии

Работа на доске по составлению алгоритма, работа над допущенными в диктанте и грамматическом задании ошибками, комментирование выставленных оценок.

Самопроверка, ФО

Упр.176 (устно), разборы

Деепричастие (10 часов)

45

Деепричастие как часть речи

Урок открытия новых знаний

Групповая работа: анализ предложений с деепричастиями, фронтальная беседа по содержанию учебника. Работа в парах сильный – слабый, работа с доской, дидактическим материалом и учебником, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ФО, ПДЗ

§28, упр.181.

46

Деепри-частный оборот.

Урок открытия новых знаний

Составление конспекта статьи учебника, работа в парах по учебнику, практическая работа, выполнение тренировочных упражнений,

ПР

§28, упр.186.

47

Запятые при деепри-частном обороте

Урок рефлексии

Выполнение тестовых заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

тест

§29, упр.188

48

Раздельное написание НЕ с деепри-частиями

Урок открытия новых знаний

Комплексное повторение, индивидуальная работа с лингвистическим портфолио, работа в парах, выполнение упражнений.

ФО, самопроверка.

§30, упр.195.

49

Деепричастия несовершен-ного вида

Урок общеметодологической направленности

Лабораторная работа по тексту художеств. литературы, работа в парах сильный – слабый, (составление плана-ответа), индивидуальная работа, словарная работа.

ЛР, взаимопроверка.

§31, упр.199.

50

Деепричастия совершен-ного вида

Урок общеметодологической направленности

Лабораторная работа по тексту художеств. литературы, работа в парах сильный – слабый, (составление плана-ответа), индивидуальная работа.

ЛР, взаимопроверка.

§32, упр.205

51

Морфологический разбор деепричастия

Урок рефлексии

Групповая работа (анализ предложений), фронтальная беседа по содержанию учебника, выполнение упражнений, работа с таблицей, групповое проектирование выполнения д/з.

ФО, ПР

§33, упр.208 (разборы).

52

РР Составление рассказа по картине

Урок общеметодологической направленности

Работа в парах по составлению плана при консультативной помощи учителя, работа с материалом учебника, самостоятельное проектирование индивидуальной работы.

ПР, самопроверка.

Упр.209 (устно).

53

Повторение темы «Деепри-частие»

Урок рефлексии

Работа с материалом учебника, самостоятельное проектирование индивидуальной работы, комментирование выставленных оценок.

СР

Стр. 90 (вопросы), упр.216

54

Контрольный диктант №3 с грамматич. заданием по теме «Деепричас.»

Урок развивающего контроля

Контроль и самоконтроль

КР

Не задано.

Наречие (25 часов)

55

Наречие как часть речи

Урок общеметодологической направленности

Фронтальная беседа с классом, работа по учебнику, работа в парах сильный – слабый, написание лингвистического описания по алгоритму выполнения заданий, выполнение упражнений.

ФО, ПДЗ

§34, упр.221.

56

Разряды наречий

Урок общеметодологической направленности

Работа с учебником, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа по учебнику и дидактическому материалу, составление таблицы, проектирование выполнения д/з.

Самопроверка, работа с дидактическим материалом.

§.35(учить слова в рамках),

Упр.230

57

Степени сравнения наречий

Урок общеметодологической направленности

Работа с материалом учебника, практическая парная работа, лабораторная работа по тексту художественной литературы, групповая работа по дидактическому материалу.

ПР, взаимопроверка.

§36, 237 (подг.к дикт).

58

Степени сравнения наречий

Урок рефлексии

Выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ЛР, самопроверка.

§36, упр.232

59

Морфологи-ческий разбор наречий

Урок рефлексии

Лингвистическая разминка, проверка домашнего задания, беседа, работа по учебнику, словарная и орфоэпическая работа, выполнение тестовых заданий

ПДЗ

§37, упр.240 (разборы).

60

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

Урок общеметодологической направленности

Самостоятельная работа по дидактическому материалу, лингвистическая разминка, эвристическая беседа, работа по учебнику.

СР

§38 (выучить слова в рамках),

244.

61

Правописание НЕ с наречиями

Урок рефлексии

Выполнение тренировочных упражнений, словарная работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

тест

§38, упр.246.

62

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрица-тельных наречий

Урок общеметодологической направленности

Лингвистическая разминка. Анализ предложений, работа по учебнику, объяснительный диктант, выполнение тренировочных упражнений.

УО, взаимопроверка.

§39, упр.252

63

Одна и две буквы Н в наречиях на –о, -е.

Урок открытия новых знаний

Коллективная работа с материалом учебника, работа в парах сильный – слабый по алгоритму, индивидуальная работа с тестами, работа в группе.

Тест

§40, упр.257.

64

Правописание Н и НН в наречиях

Урок рефлексии

Комментируемое письмо с последующей взаимопроверкой, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ПДЗ, ФО, взаимопроверка.

§40, упр.260.

65

РР Описание действий

Урок развивающего контроля

Коллективная работа с использованием алгоритма описания действий, работа по учебнику, проектирование выполнения д/з.

РР

Упр.264.

66

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

Урок открытия новых знаний

Работа с материалом учебника, практическая работа по алгоритму, работа у доски, индивидуальная работа по учебнику.

ПР, самопроверка.

§42, упр.265.

67

Буквы О и А на конце наречий

Урок открытия новых знаний

Работа с учебником, работа со словарем, индивидуальная и коллективная работа с дидактическим материалом, выполнение упражнений.

ПР

§43, упр.271

68

РР Описание картины Е. Широкова «Друзья»

Урок развивающего контроля

Работа в парах сильный – слабый с последующей взаимопроверкой, написание лингвистического описания по алгоритму выполнения, выполнение упражнений.

РР

Упр.273 (устно).

69

Дефис между частями слова в наречиях

Урок открытия новых знаний

Выполнение упражнений учебника. Индивидуальная самостоятельная работа с текстами.

ПДЗ

§44, 275.

70

Правописание наречий с дефисом

Урок рефлексии

Практическое выполнение заданий из дидактического материала, словарная работа.

ПР

§44. упр.279.

71

Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»

Урок развивающего контроля

Выполнение тренировочных упражнений, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

тест

Выучить слова в рамках

по теме «Наречие».

72

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Урок открытия новых знаний

Самостоятельная работа по дидактическому материалу, работа по учебнику, работа в парах сильный – слабый по составлению памятки, фронтальная работа с орфограммами (по дидактическому материалу).

СР

§45, упр. 285.

73

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Урок открытия новых знаний

Фронтальная работа с дидактическим материалом, работа с материалом учебника, работа в парах сильный – слабый с последующей взаимопроверкой, выполнение индивидуальных заданий.

ФО,взаимопроверка.

§46, упр.289.

74

Повторение изученного по теме «Наречие»

Урок рефлексии

Фронтальная беседа по вопросам, работа в группах с лингвистическим портфолио, индивидуальная работа по учебнику, анализ текстов, устная работа, составление таблицы на доске, словарный диктант.

ФО, ПР

Стр.119 (ответить на вопросы),

упр.295.

75

Контрольный диктант№4 по теме «Наречие»

Урок развивающего контроля

Контроль и самоконтроль

КР

Не задано

76

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

Урок рефлексии

Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок

Упр. 293

77

Учебно-научная речь. Отзыв

Урок общеметодологической направленности

Работа в парах сильный-слабый по алгоритму выполнения заданий, индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, работа по учебнику, комментирование выставленных оценок.

ЛР

§47, упр.302

78

Учебный доклад

Урок рефлексии

Индивидуальная и коллективная работа с текстами с последующей взаимопроверкой.

ЛР

§48, упр.307, инд.308.

79

РР Практикум: доклады по заданиям

Урок рефлексии

Выступления с докладами, обсуждение, индивидуальное дифференцированное проектирование выполнения д/з.

ПР

§48, упр.311.

Категория состояния (4 часа)

80

Категория состояния как часть речи

Урок открытия новых знаний

Устная работа с текстом, работа со словарем, сопоставительный анализ предложений, работа по учебнику, комментированное письмо с последующей взаимопроверкой.

Работа с дидакт.материалом.

§49, упр.317.

81

Категория состояния и другие части речи

Урок рефлексии

Проверка домашнего задания, лингвистическая разминка, сопоставление слов категории состояния и глаголов, наречий, прилагательных, работа на доске по составлению алгоритма.

ПДЗ, взаимопроверка.

§49, упр.320.

82

Морфологический разбор категории состояния

Урок рефлексии

Коллективная работа с доской и учебником, работа с дидактическим материалом в парах сильный – слабый (объяснительный диктант).

ФО, взаимопроверка.

§50, упр.319

83

РР Сжатое изложение

Урок общеметодологической направленности

Работа в группах (комплексное повторение на основе материала учебника, дидактического материала) с использованием составленных на уроке алгоритмов и памяток, самостоятельная работа по материалу учебника, письменная работа.

РР

Упр. 324.

Служебные части речи (1 час)

84

Самостоятельные и служебные части речи

Урок общеметодологической направленности

Лингвистическая разминка, наблюдение над материалом учебника, беседа, групповая работа по дидактическому материалу, выполнение тренировочных упражнений.

Взаимопроверка,ФО

§51, упр. 323

Предлог (10 часов)

85

Предлог как часть речи

Урок открытия новых знаний

Групповая работа с материалом учебника, составление словарной статьи, работа с текстами, дидактическим материалом, анализ художественного текста.

Работа с дидакт.материалом, взаимопроверка.

§52, упр.326

86

Употребление предлогов

Урок открытия новых знаний

Коллективная работа, работа в парах (комплексное повторение на основе дидактического материала учебника), индивидуальная творческая работа по дидактическому материалу, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ПР, самопроверка.

§53, упр.334

87

Непроизвод-ные и производные предлоги

Урок общеметодологической направленности

Групповая работа по вопросам учебника, практическая работа, лабораторная работа: анализ художественного текста, выполнение тренировочных упражнений, занимательная лингвистика.

ПР

§54, упр.337.

88

Простые и составные предлоги

Урок рефлексии

Лингвистическая разминка, Проверка домашнего задания, работа по учебнику, составление грамматического описания, групповая аналитическая работа над типичными ошибками в тестовых заданиях

ПДЗ

§55, упр.344.

89

Морфологи-ческий разбор предлога

Урок рефлексии

Групповая работа по практическим материалам учебника, работа у доски, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ПР, взаимопроверка.

§56, упр.347.

90

РР Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Урок общеметодологической направленности

Групповая работа по материалам учебника. Конкурс творческих работ, работа на доске по составлению плана сочинения-репортажа.

РР

§56, упр.348(выучить)

Слова в рамках.

91

Слитное и раздельное написание производных предлогов

Урок открытия новых знаний

Групповая работа по материалам учебника, составление опорной схемы, работа по учебнику, словарная работа,

Взаимопроверка, УО

§57. упр.350.

92

Правописание производных предлогов

Урок рефлексии

Конструирование предложений, выполнение тренировочных упражнений, коллективное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ЛР

§57, упр.351

93

Повторение темы «Предлог»

Урок рефлексии

Групповая работа по материалам учебника, составление опорной схемы, работа по учебнику, словарная работа

ПР, самопроверка

§57, подг. к дикт.

(выучить слова в рамках)

94

Контрольная работа №5 по теме «Предлог»

Урок развивающего контроля

Контроль и самоконтроль

КР

Не задано.

Союз (14 часов)

95

Союз как часть речи

Урок общеметодологической направленности

Коллективная работа, фронтальный опрос-повторение, анализ предложений, работа по материалу учебника,

самостоятельное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ФО, работа с дидакт. Материалом.

§58, упр.357.

96

Простые и составные союзы

Урок открытия новых знаний

Презентация теоретического материала, беседа, работа по упражнению, комментирование выставленных оценок

УО, взаимопроверка.

§59, упр.358.

97

Союзы сочини-тельные и подчини-тельные

Урок открытия новых знаний

Коллективная работа (составление памятки), индивидуальная работа, работа в парах сильный – слабый с последующей взаимопроверкой, словарная работа.

 Взаимопроверка, ПР.

§60, упр.363.

98

РР Употребление союзов в художествен-ной речи

Урок общеметодологической направленности

Беседа, наблюдение над ролью союзов в сложных предложениях, анализ фрагментов художественных произведений, проектирование д/з, выставление оценок

ФО, ЛР.

П.60, упр.360

99

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

Урок общеметодологической направленности

Групповая работа с дидактическим материалом, материалом учебника по алгоритму учителя, индивидуальная работа с последующей самопроверкой (объяснение орфограмм по памятке).

Самопроверка, работа с дидакт. Материалом.

§61, упр.364

100

Сочини-тельные союзы

Урок общеметодологической направленности

Работа в группах по материалам памяток лингвистического портфолио, составление таблицы, конструирование текста, выполнение тренировочных заданий, практическая работа с материалом учебника.

ПР, взаимопроверка.

§62, 372

101

Подчини-тельные союзы

Урок общеметодологической направленности

Работа в группах по материалам памяток лингвистического портфолио, составление таблицы, конструирование текста, выполнение тренировочных заданий, практическая работа с материалом учебника.

ПР, самопроверка.

§63, упр.380

102

Морфологи-ческий разбор союза

Урок рефлексии

Работа с учебником, словарная работа, анализ предложений, выполнение упражнения, индивидуальная работа по учебнику, самостоятельное проектирование выполнения д/з.

СР

§64, упр.382

103

РР Сочинение – рассуждение о книге

Урок развивающего контроля

Индивидуальная работа с текстом, беседа по вопросам, составление и обсуждение плана сочинения-рассуждения, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок.

УО, ПР

Упр.384.

104

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Урок открытия новых знаний

Коллективная работа с доской, лингвистическая разминка, анализ записанных примеров

ФО, взаимопроверка.

§65, упр.386

105

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Урок рефлексии

Выполнение тренировочных упражнений, выполнение индивидуальных заданий, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок.

Тест

§65, упр.391

106

Обобщение по теме «Союз»

Урок рефлексии

Игра «Слитно – раздельно», беседа по вопросам, словарный диктант, дифференцированное проектирование выполнения д/з.

ФО, взаимопроверка,

ПДЗ

Упр.400

(подг. к дикт.)

107

Контрольный диктант №6 по теме «Союз»

Урок развивающего контроля

Контроль и самоконтроль,

самостоятельное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

Контроль и самоконтроль.

Не задано.

108

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Урок рефлексии

Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок

 Самопроверка.

Упр.392

                                    Частица (17 часов)

109

Частица как часть речи

Урок общеметодологической направленности

Работа в парах сильный – слабый, работа по учебнику, словарная работа, групповая работа: анализ текста.

Взаимопроверка.

§66, упр.402

110

Разряды частиц. Формообразующие частицы

Урок открытия новых знаний

Лингвистическая разминка, эвристическое задание по теме урока, самостоятельное изучение теоретического материала, анализ предложений.

Самопроверка.

§67, выучить слова

в рамках, упр.405

111

Смысловые частицы

Урок общеметодологической направленности

Коллективная работа, фронтальная устная работа по учебнику.

ФО, УО.

§68, выучить слова

в рамках, упр.411

112

Смыслоразличительные частицы

Урок рефлексии

Выполнение письменных тренировочных упражнений, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

Самопроверка, ПР

§68, выучить слова

в рамках, упр.416.

113

Раздельное и дефисное написание частиц

Урок рефлексии

Работа с печатным материалом, фронтальная устная работа по учебнику, словарная работа, выполнение упражнений.

ФО, взаимопроверка.

§69, упр.420

114

РР Сочинение по картине   Юона «Конец зимы. Полдень»

Урок общеметодологической направленности

Работа в группах: составление плана, практическая работа.

РР

§69, упр.422

115

РР Сочинение по картине   Юона «Конец зимы. Полдень»

Урок развивающего контроля

Написание сочинения. Проектирование дифференцированного д/з, комментирование выставленных оценок

РР

Не задано.

116

Морфологический разбор частицы

Урок рефлексии

Работа в парах сильный – слабый, фронтальная работа по учебнику, практическая работа, дифференцированное проектирование выполнения д/з

УО, взаимопроверка.

§70, упр.425 (разбор).

117

Отрицатель-ные частицы не и ни

Урок открытия новых знаний

Работа с дидактическим материалом, игра – конкурс, коллективная работа в парах по алгоритму.

Работа с дидактическим материалом

§71, упр.430.

118

Правописание отрица-тельных частиц НЕ и НИ.

Урок рефлексии

Конструирование текста, работа по учебнику, анализ предложений, выполнение тренировочных упражнений

ПР, самопроверка

§71,

упр.434.

119

Различение частицы не и приставки не

Урок общеметодологической направленности

Работа в парах сильный – слабый в тетрадях с последующей взаимопроверкой, фронтальная работа по учебнику.

Взаимопроверка, О

§72,

упр.442

120

Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не»

Урок рефлексии

Составление плана по алгоритму, орфоэпическая работа, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений.

ПР

§72,

упр.436

(подг.к дикт).

121

РР Сочинение – рассказ по данному сюжету

Урок общеметодологической направленности

Работа в группах: составление плана, практическая работа, проектирование дифференцированного д/з, комментирование выставленных оценок

РР

Упр.446.

122

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ…НИ

Урок общеметодологической направленности

Фронтальная работа по учебнику, практическая работа, работа с таблицей, анализ предложений

ФО, ПР

§73,

упр.447.

123

Правописание НИ как частицы, приставки, союза

Урок рефлексии

Выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения домашнего задания.

тест

§73,

упр.450.

124

Повторение по теме «Частица»

Урок рефлексии

Работа в парах сильный – слабый с дидактическим материалом, материалом учебника, составление памятки, фронтальная беседа по контрольным вопросам, словарная работа, практическая работа.

Взаимопроверка.

Контр.вопр

Упр.458

125

Контрольный диктант №7 по теме «Частица»

Урок развивающего контроля.

Контроль и самоконтроль

КР

Не задано

Междометие (2 часа)

126

Междометие как часть речи.

Урок открытия новых знаний

Коллективная работа – конструирование текста, работа с материалом учебника, работа в парах сильный – слабый с орфограммами, выполнение упражнений, работа со словарем, самостоятельное проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ФО, взаимопроверка.

§74

Упр.460

127

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Урок общеметодологической направленности

Работа в парах сильный – слабый с учебником по алгоритму выполнения задания, выполнение упражнений, творческая работа.

УО, взаимопроверка.

§75

Упр.463.

Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах (9 часов)

128

Разделы науки о русском языке.

Урок рефлексии

Работа в группах: составление плана, практическая работа, работа с таблицей, анализ текста.

ПДЗ, ПР

§76.

Упр.470.

129

Текст и стили речи. Учебно-научная речь

Урок рефлексии

Анализ текста. Работа в парах. Самостоятельная работа по материалам учебника по алгоритму с последующей взаимопроверкой.

Взаимопроверка.

§77.

Упр.472

130

Фонетика. Графика

Урок рефлексии

Коллективная работа по алгоритму с последующей проверкой, составление памятки по теме урока, практическая работа, проектирование дифференцированного д/з, комментирование выставленных оценок

ПР, УО

§78.

Упр.480

131

Лексика и фразеология

Урок рефлексии

Самостоятельная работа по материалу учебника по алгоритму с последующей взаимопроверкой, работа в группах, проектирование д/з, комментирование выставленных оценок

ПР, взаимопроверка

§79.

Упр.484

132

Морфемика. Словообразо-вание

Урок общеметодологической направленности

Работа в парах сильный – слабый с учебником по алгоритму выполнения задания, выполнение упражнений, творческая работа, проектирование выполнения д/з, комментирование выставленных оценок

ПР, взаимопроверка

§80.

Упр.486

133

Морфология и орфография

Урок рефлексии

Коллективная работа с доской, работа в парах сильный – слабый со словами-орфограммами, групповая проектная работа, выполнение индивидуальных заданий.

ПДЗ, самопроверка.

§81.,82

Упр.492

134

Синтаксис и пунктуация

Урок рефлексии

Фронтальная работа по учебнику, практическая работа, работа с таблицей, анализ предложений, выполнение тренировочных упражнений, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок

ПР, самопроверка

§83,

упр.505,

упр.512.

135

   Итоговое        тестирование

Урок развивающего контроля.

Самостоятельное выполнение тестовых заданий, проектирование д/з, комментирование выставленных оценок

тест

Упр.513

136

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании

Урок рефлексии

Анализ допущенных ошибок с использованием памятки для проведения анализа и работы над ошибками, работа на доске по составлению алгоритма, комментирование выставленных оценок.

Взаимопроверка.

Не задано.

V

Лист корректировки КТП

Планируемая дата           урока

Фактическая дата урока

                 Причина    коррекции

Подпись учителя

Подпись зам. дир.     по УВР

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...