Урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ по теме: «Роль имён прилагательных в тексте».
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ по теме:

«Роль имён прилагательных в тексте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_kl_po_teme_rol_imyon_prilagatelnyh_v_rechi.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе с использованием ИКТ по теме:

«Роль имён прилагательных в тексте».

Цели как деятельность учеников.

Личностные результаты: создавать устные и письменные тексты-описания с опорой на зрительные образы, подбирать выразительные средства, адекватные представленной ситуации, редактировать текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации.

Метапредметные познавательные результаты: использовать различные приёмы отбора и систематизации материала, извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрации изображения гор), преобразовывать информацию (из иллюстраций, ключевых слов в текст); договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, формулировать собственное мнение, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи.

Метапредметные коммуникативные результаты: формулировать собственное мнение, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи.

                                                                             

                                                    Сценарий урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I.Организация   внимания.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Эмоциональный настрой на урок.

II.«Вхождение                          и погружение

в тему».

Постановка проблемного вопроса.

1.Незаметно подкралась осень. Нависло над головой небо. Его покрывают  тучи. Как сквозь сито, сеет дождь.

2.Незаметно подкралась золотая осень. Нависло над головой хмурое небо. Его покрывают свинцовые тучи. Как сквозь сито, сеет мелкий дождь. 

Вы прочитали два текста.

- Какой вариант текста звучит лучше, интереснее, красочнее?

  Почему?

Регулятивные УУД: 

  1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
  2. Формулировать проблему урока и его цель.

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

III.Формулирование темы и целей урока.

И, действительно 

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее.
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его(прилагательное)

 

Личностные результаты:

1. Осознание роли 2. Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств свободного выражения мыслей.

 Познавательные УУД: 

1.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Владеть приемами систематизации материала.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.  

Регулятивные

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

  1. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.
  2. Искать пути решения проблемы.

IV. Работа с текстами, развитие коммуникативных и речевых   умений.

V. Лексическая        работа

 (работа в группах)

1.  Сегодня на уроке мы рассмотрим роль имён прилагательных

в художественном тексте.

-   В каком значении употребляются имена прилагательные в речи?              (В прямом и переносном)

- Выпишите из стихотворения Ивана Бунина словосочетания существительное + прилагательное и определите, в каком значении употреблено имя прилагательное.

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

блестят в лазури голубой.

- Объясните значение слов  «терем, пёстрый, лазурь».

2. «Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.

3. Работа с текстом.

- А сейчас мы сами попробуем украсить текст именами прилагательными.

Представьте себе, что вы пришли в лес в ________пору. Осень в лесу - ____________ время.

Она коротка, но чудесна.

Везде расстилается ковер из _____________________листьев,  ____________________травы и ________________мха.

Рядом с ними соседствуют _________________грибы.                                                                                                                                   Пройдя всего лишь несколько шагов, можно встретить __________________паутинки. Висят они себе спокойно на ____________________деревьях и_________ кустах. Как прекрасен______лес!

Такое можно увидеть только в это  время года!                                                            

Последний день в лесу встречая,

Выходит Осень на крыльцо.

Двор пуст и холоден. В ворота,

Среди двух высохших осин,

Видна ей синева долин

И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:

Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;

Туда и Осень поутру

Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору

Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,

День будет ласковый, хороший,

И скоро мягкою порошей

Засеребрится мертвый край.  (И.Бунин)

Задание для первой группы.

   Выписать из текста изобразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения).

Задание для второй группы.

 Подобрать синонимы к прилагательным из текста

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из словарной статьи.

2. Находить, составлять словосочетания  на основе поэтического текста, объясняя лексическое значение слов.

3. Овладевать  приёмами отбора и систематизации материала.

5.  Анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Слушать и слышать других.

3.  Оформлять свои мысли в устной форме, вести связный монолог.

4. Свободно излагать содержание  в устной форме, соблюдая нормы построения текста.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

  1. Формирование чувства прекрасного (получение эстетического удовольствия от созерцания пейзажей).
  2. Потребность в творчестве.

Познавательные УУД.

Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД.

1.Работать в группах, договариваться и приходить к общему решению.

2.Слушать и слышать других. Быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

V. Рефлексия.

Составление  синквейна по данному алгоритму.

Алгоритм написания синквейна.

  • 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
  • 2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
  • 3-я строка. Что делает? 3 глагола.
  • 4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
  • 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.

Имя прилагательное.                                                                                                                     Яркое, красочное.                                                                                                                    Описывает, характеризует, украшает.                                                                                        Прилагательное делает текст интересным.                                                                                                   Образ.

Проверка составленных синквейнов и выставление оценок.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности работы.

VI.Домашнее задание.

1.Написать мини – сочинение  по теме: «Прогулка по осеннему лесу».

2. Сочинение – описание по картине  (по выбору): И.Левитана, П.Гречишкина, Н.Ярошенко

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Класс, учитель: 6 , Кобаидзе Г.В.

Тема урока: «Роль имён прилагательных в тексте».

Тип урока: комбинированный

Ведущие аспекты анализа урока

        Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

(краткий оценочный анализ)

 

Цели урока достигнуты. Дидактические материалы, ИКТ, наглядные пособия отобраны в соответствии с целями урока.

Учащиеся активны, методика продумана в соответствии с материалом урока

Содержание урока

Основное содержание урока соответствует содержанию программы и учебника

Методы обучения

В течение всего урока на каждом этапе соблюдались триединые дидактические цели (обучающие, развивающие, воспитывающие).

Наблюдение над языком; частично- поисковый, проблемный.

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения соответствует решению основной дидактической задачи урока.

2. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению.

Результативность урока

Основным в уроке является этап систематизации ОНЗ.

Высокая работоспособность на уроке обеспечивается сменой видов деятельности, формой организации работы. На протяжении всего урока учитель работал над развитием умственных способностей, образного мышления. В результате такой эффективной работы учащиеся усвоили новую информацию, воспроизвели пройденный материал.

Практическая направленность урока

Практическая направленность урока выражена в следующем:

сознательное усвоение детьми материала обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию типов текстов на основе изученных теоретических положений;

*рассмотрение теоретических вопросов опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

*система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Самостоятельная работа носит творческий характер, присутствует взаимопомощь, работа проводится с целью закрепления и углубления знаний учащихся, способствует развитию мышления.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Этап 1.Организационный момент.

Личностные УУД:

Внимание.

Уважение к окружающим.

Эмоциональный настрой на урок.

Этап 2. .«Вхождение и погружение в тему». Постановка проблемного вопроса.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

2.Проверка изученного

Этап 3. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3. Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Этап 4. Работа с текстами, развитие коммуникативных и речевых   умений.

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;

2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;

3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

Этап 5. Физкультминутка

Познавательные УУД:

1.Проверка знаний и умений.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

Этап 6. Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону.

Познавательные УУД:

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

Этап 7. Итог урока. Рефлексия

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы

Этап 8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Формирование ИКТ-компетентности

На уроке была использована презентация по теме урока

Структура урока

Структура урока соответствует основной дидактической задаче.

Педагогический стиль

Соблюдены нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Использованы интернет - технологии, которые дают

эффект и результат. Такая работа мотивирует учащихся, они проявляют интерес

Применение здоровьесберегающих технологий

На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка)

 

 Введение в анализ урока

1.Урок дан в соответствии с тематическим планированием.

     2. Использование компьютерной презентации оправданно.

 Роль компьютера на уроке

1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока.

2. Изучаемая тема предполагает привлечение богатого иллюстративного материала и показ с помощью ИКТ.

3. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнить, проанализировать, сделать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации.

     4.Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать

     замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор +

     аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися.

     5. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует  

     здоровьесбережению.

Программа наблюдения:

Обеспечение условий для проявления познавательной активности учеников (показатели)

Данный признак на уроке был ярко выражен

Данный признак на уроке отсутствовал

баллы

4

3

2

1

0

1

Использование проблемных творческих заданий

4

2

Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала.

4

3

Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.

4

4

Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи)

4

5

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату ( правильно- неправильно), но и по процессу его достижения.

4

6

Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся и каждого ученика в отдельности

4

7

Создание ситуаций для проявления учениками инициативы, самовыражения

4

8

Использование форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся

4

9

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе учащихся, всего класса.

4

10

Получение от учеников «обратной связи» не только по поводу того, что они узнали, но и что им понравилось – не понравилось, запомнилось - не запомнилось

4

Максимальная сумма баллов: 40.

Сумма баллов за урок - 40.  Процент от макс. - 100 %.  Оценка урока 5.

Программа наблюдения:

 

1. Организационный момент.

+ использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

+ с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3.Работа по группам

(поэтапное выполнение заданий)                            

+закрепляют полученные знания

+активизирует внимание

+ наличие индивидуальной и групповой работ

Защита презентаций 1, 2, 3.

+ расширение и углубление знаний по предмету                                                       +реализация межпредметных                                                  связей

Чтение и маркировка текста

+развитие оперативной памяти                                                    + умение работать в паре                                                  +развитие зрительной памяти

Творческое домашнее задание                      

+быстрота выполнения                                                                     задания                                                             + глубина знаний и  умений

+учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания

Рефлексия урока:

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

- было ли тебе интересно?

Да - 95%

- сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе по теме "Роль имени прилагательного в текстах-описаниях"

Урок-обобщение темы "Имя прилагательное". Урок -практикум (работа учащихся в группах)...

Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ 1.       Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, ка...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Бинарный урок русского языка и биологии "Цветы — роскошный дар природы» Тема урока: «Роль имени прилагательного в текстах-описаниях»

Cистематизация  материала по теме “Роль имени прилагательного в речи”. Выяснить роль прилагательных в художественных текстах, формировать умение использовать литературное произведение для иллюстр...

Урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и второстепенные члены предложения"

Конспект урок русского языка 3 класс УМК "Школа России" на тему "Главные и  второстепенные члены предложения"...

Урок по теме: «Роль имён прилагательных в тексте»

Презентация по теме: «Роль имён прилагательных в тексте»...