Внеклассное мероприятие на тему: "Удивительным мир фразеологизмов"
план-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс)

Шошина Ирина Александровна

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку на тему "Удивительным мир фразеологизмов" (для 6-7-х классов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир фразеологизмов35.15 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта воспитательного мероприятия

  1. 7 класс.
  2. «Удивительный мир фразеологизмов».
  3. Игра-соревнование.
  4. Цель: изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, научить правильно употреблять фразеологизмы в речи.
  5. Задачи:

– воспитательная (личностные результаты): развитие способности к распределению внимания, догадке, к сравнению и сопоставлению, способности к осмысленности восприятия учебного материала;

– развивающая (метапредметные результаты): совершенствовать коммуникативные умения у учащихся; стимулировать у учащихся познавательный интерес; создать условия, способствующих применению знаний и умений в нестандартной обстановке.;

– образовательная (предметные результаты): воспитание любви к родному русскому языку, пополнить словарь учащихся новыми фразеологическими оборотами; научить использовать их в речи; развивать навыки остроумного ответа.

  1. Оборудование: компьютер, презентация, проектор, карточки с заданиями.
  2. Литература и источники: 
  1. Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. – М., 1998.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995.
  3. Лаврентьева Е.В. Весёлый фразеологический словарь – Москва: РООССА, 2010. – 143 с. : ил. – (Моя первая энциклопедия).
  4. Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Этап мероприятия,

хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

(1-2 минуты)

Добрый день. А сегодня, действительно, добрый день? Хочу узнать ваше мнение.

Продолжите предложения.

Сегодня добрый день, потому что…

Сегодня добрый день, поэтому…

Сегодня добрый день, значит…

(Приветствуют учителя, отвечают на вопросы, записывают дату в тетрадь)

Личностные, коммуникативные

Подготовка  основному этапу мероприятия

(2-3 минут)

Обратите, пожалуйста, внимание, что на ваших столах лежат две картинки – это солнышко и тучка. Выберите картинку себе под настроение, оставьте её на парте, а другую отложите в сторону.

У нас с вами сегодня не простой урок, мы будем вспоминать замечательную тему, изученную в 6 классе. Наверное, ни одна тема по русскому языку не была еще так ярка, красочна и образна. Послушайте меня и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на занятии?

Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять
Прямо так употреблять.

Что такое фразеологизмы? С какой целью мы их употребляем в своей речи?

Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению, называется – фразеология.

Фразеология – от греч. Фразис (phrasis) – выражение + логос (loqos) – учение.

Есть ещё научное название фразеологизмов – идиома.

Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, выбрать капитанов, придумать названия и девиз (желательно в форме фразеологизма).

(выбирают одну из картинок)

Речь идёт о фразеологизмах.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. 

(Делятся на команды, выбирают капитанов, придумывают названия и девизы)

Коммуникативные, регулятивные, познавательные

Основной этап мероприятия

(35 минут)

Сейчас каждая из команд будет принимать участие в конкурсах, за правильные ответы команда получает по одному баллу, в конце игры баллы подсчитываются и выбирается победитель. Желаю обеим командам удачи! Давайте проведем разминку и отгадаем, какие фразеологизмы зашифрованы в картинках (презентация).

1.«Откуда они взялись?» Ответьте, что обозначают следующие фразеологизмы и постарайтесь ответить, откуда они произошли? (по очереди задается вопрос каждой команде, ели команда не знает, дается слово команде противника)

Авгиевы конюшни;

Попасть впросак;

Лясы точить;

Лавры пожинать;

Бить баклуши;

Семь пядей во лбу;

У черта на куличиках;

Нить Ариадны.

2.«Вот это выбор!» Давайте подберем к словам и выражениям синонимичные фразеологизмы. (За каждый приведенный пример команда получает балл, отвечают обе команды)

Опытный, знающий человек;

Быстро бежать;

Усердно, прилежно трудиться;

Ничего не делать;

Попасть в неловкое положение;

Выражать безразличие, равнодушие;

Сильно испугаться.

  1. «Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары. См. приложение. (Каждая команда получает по карточке с заданием, чья команда быстро и правильно справилась с заданием, тому и достается балл)

5.        «Кто больше?» Команды должны за 2 минуты вспомнить как можно больше фразеологизмов со словом НОС (1 команда), ЯЗЫК (2 команда). Затем по очереди называют фразеологизмы, побеждает команда, ответившая последней.

6.        «В двух словах».  Вы хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, как говорят, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы. Перед вами описания различных случаев из жизни. Внимательно их прочтите и попытайтесь подобрать фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного. (Примеры по очереди задаются командам)

1. Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и сотовый телефон может сам починить. Как можно назвать дядю Мишу?

2. Петя со своими родителями целый день трудился: копал землю, помогал маме сажать цветы, обрезал с папой деревья. Он очень устал и вечером быстро заснул.

3. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом?

4. Но проделки Егора не должны остаться без наказания. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всем.

7.        «Пантомима». Капитан показывает своей команде с помощью жестов, мимики и предметов предложенный фразеологизм. Надо правильно назвать его. См. Приложение. (Билеты с фразеологизмами вытягивают капитаны)

8. «Кроссворд». Команды разгадывают кроссворд вместе, отвечает тот, кто быстрее догадался. См. приложение.

Авгиевы конюшни – от др.-греч. мифа. О запущенном помещении или о беспорядке. Связано с мифом о Геракле, очистившем огромные конюшни царя Авгия.

Попасть впросак – просак – «станок для скручивания веревок, а также пространство от прядильного колеса до того места, где скручиваются веревки». Если попасть туда по неосторожности (краем одежды или какой-либо частью тела), то возможны серьезные последствия.

Лясы точить – слово лясы (балясы) означало «точёные столбики для поддержки перил» Происхождение этого выражения связывают с легкой и веселой профессией людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить, поболтать во время работы.

Лавры пожинать – существует греческий миф. Нимфа Дафна не хотела становиться женой бога Аполлона. Она убежала от него и превратилась в лавровое дерево. Оно стало принадлежать Аполлону – богу поэзии и искусств. Ветвями лавра, венками из него награждали победителей музыкальных, поэтических состязаний. Позже ими увенчивали атлетов, военных и других героев.

Бить баклуши – выражение зародилось во времена, когда кухонная утварь и посуда на Руси изготавливались из дерева, одним из этапов изготовления деревянных ложек являлось как раз-таки битьё баклуш, которое заключалось в раскалывании деревянных поленьев, чурбанов на баклуши, а также их обтёсывание. Эта работа считалась простой и поэтому обычно её выполнял подмастерье или даже ребёнок.

Семь пядей во лбу – согласно с толковым словарем, слово пядь в старину обозначало меру длины, которая равна расстоянию между пальцами ладони, если их максимально раздвинуть. Фразеологизм «семь пядей во лбу» должен относиться к человеку умному и неординарному. Ведь по логике вещей, чем выше лоб, тем больше мозгов в голове.

У черта на куличиках – Храм Всех Святых на Кулишках – знаменит нечистой силой. Еще одна версия происхождения поговорки – кулички – испорченное финского корня слово, «кулиги», «кулижки», давно вошедшее в русскую речь. Так на Севере назывались лесные полянки, лужки, болотца. Здесь, в лесистой части страны, поселенцы далекого прошлого все время вырубали в лесу «кулижки» - площадки для распашки и покоса. Земледельцу часто приходилось на свою ниву отправляться в страшную глушь, на самые дальние «кулижки», хуже ближних разработанные, где, по тогдашним суеверным представлениям, в болотах и буреломах водились и лишние, и черти, и всякая лесная нечисть.

Нить Ариадны – то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Выражение возникло из мифов об афинском герое Тесее, убившем полубык-получеловека Минотавра. А помогла ему Ариадна.

Опытный, знающий человек – стреляный воробей, тёртый калач, собаку съел, матёрый волк.

Очень далеко – за тридевять земель, куда Макар телят гонял, у черта на куличиках.

Быстро бежать – со всех ног, во всю прыть, сломя голову, во все лопатки, только пятки сверкали, что есть сил, что есть духу, на всех парусах.

Усердно, прилежно трудиться –  в поте лица, засучив рукава, не жалея сил, не покладая рук, до седьмого пота.

Ничего не делать – бить баклуши, ворон считать, плевать в потолок, валять дурака, мух считать, гонять лодыря, лежать на печи, груши околачивать, палец о палец не ударить.

Попасть в неловкое положение – попасть впросак, сесть в лужу, сеть в калошу, ударить в грязь лицом.

Выражать безразличие, равнодушие – стоять в стороне, в ус не дуть, махнуть рукой, ни жарко ни холодно, хоть бы хны, моя хата с краю, до лампочки, бровью не шевельнул.

Сильно испугаться – задрожал как осиновый лист, душа ушла в пятки, поджилки трясутся, язык отнялся, ни жив ни мертв, кровь стынет, волосы дыбом, мороз по коже, глаза на лоб лезут.

хоть иголки собирай           ни зги не видно

заваривать кашу                  расхлёбывать кашу

по чайной ложке                 одним духом

коломенская верста            от горшка два вершка

чуть свет                              на ночь глядя

повесить нос                        воспрянуть духом

жить душа в душу               как кошка с собакой

сидеть сложа руки                  не покладая рук

Мастер на все руки.

Спать без задних ног.

Выйти сухим из воды.

Вывести на чистую воду.

Коммуникативные, регулятивные, познавательные,

личностные

4. Подведение итогов мероприятия, рефлексия

(5-7 минут)

Помните, в самом начале мероприятия вы выбирали картинку с солнышком либо с тучкой, если ваше настроение изменилось после нашей сегодняшней игры, то поменяйте их. Понравилось ли вам участвовать в соревновании? Узнали что-нибудь новое? Какой фразеологизм запомнился вам лучше всего?

(Награждение победителей)

Всем больше спасибо за игру! Употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, живописной и выразительной. Поэтому их часто используют мастера слова. Дорогие ребята! Старайтесь обогатить свой язык фразеологизмами и учитесь уместно их употреблять.

(Отвечают на вопросы учителя)

Личностные, коммуникативные

Приложение

Задание 3.

хоть иголки собирай                      не покладая рук

заваривать кашу                             как кошка с собакой

по чайной ложке                             от горшка два вершка

коломенская верста                        воспрянуть духом

чуть свет                                         на ночь глядя

повесить нос                                   одним духом

жить душа в душу                          ни зги не видно

сидеть сложа руки                              расхлёбывать кашу

Задание 6.

Висеть на телефоне. Читать от корки до корки. Вешать лапшу на уши. Бежать сломя голову.

Водить за нос. Клевать носом. Надуть губы. Волочить ноги.

Задание 7.

Вопросы:

1. Разодеться в пух и прах

2. Ни свет ни заря

3. Держать язык за зубами

4. Вдоль и поперёк

5. Яблоку негде упасть

6. Хоть глаз выколи

7. С гулькин нос  

8. Водить за нос

9. Вешать голову

10. Намять бока

11. Рассеяться как дым  

12. Не в бровь а в глаз

Кроссворд:

1

р 

 а

 с

 ф

 р

 а

 н

  т

 и

 т

 ь

 с

 я

2

 р

 а

 н

 о

3

 м

 о

л 

ч 

 а

 т

 ь

4

 в

 е

 з

 д

 е

5

 т

 е

 с

 н

 о

6

 т

 е

 м

 н

 о

7

 м

а 

 л

 о

8

 о

 б

 м

 а

 н

 ы

 в

 а

 т

 ь

9

 г

 р

 у

 с

 т

 и

 т

 ь

10

б

 и

 т

 ь

11

 и

 с

 ч

 е

 з

 а

 т

 ь

12

 м

 е

 т

 к

 о


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Фестиваль фразеологизмов"

Конкурсная  программа  для учащихся  5-7  кл....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"

Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Счастливый случай" (по фразеологизмам)

КОГДА СЛОВА СТАНОВЯТСЯ КРЫЛАТЫМИИгра «Счастливый случай» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению истории и русского языка;- расширение зна...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....

Фразеологизмы. Их стилистическое использование. (Фразеологическое кафе). Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе.

Тема: Фразеологизмы. Их стилистическое использование.Цели:-углубить понятие учащихся о фразеологизмах и их стилистическом использовании;-научить правильно и умело пользоваться фразеологическими ...

Внеклассное мероприятие по биологии. Тема. Удивительный мир природы Земли.

Цель мероприятия: формирование интереса к биологии;  создание условий, обеспечивающих взаимодействие учащихся разных возрастных категорий; организация интересного досуга обучающихся.Задачи: повыс...

Внеклассное мероприятие на тему: «Удивительный мир литературы»

Цель мероприятия:- выявить знатоков литературы;- закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения литературы в школе и самостоятельного чтения;-способствовать повышению у обучающихся интере...