Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

ПЕТРЕНКО ВИКТОРИЯ ВИТАЛЬЕВНА

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание на примере стихотворений С.Есенина (посвящён 125-летию со дня рождения поэта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

(учитель Петренко Виктория Витальевна)

3.10.2020

Тема. Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Цель: познакомить учащихся со способами связи слов в словосочетании, вырабатывать умения распознавать словосочетания; закреплять понятие о строении и значении словосочетаний; развивать культуру речи; вспомнить памятную дату со дня рождения С.Есенина, стихотворения поэта и достопримечательности Москвы.

Оборудование: учебник, проектор, схема, раздаточный материал (стихи поэта, карточки с заданием)

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты: знание видов словосочетаний; умение самостоятельно формулировать тему и познавательную цель, вспомнить факты жизни поэта и строчки его произведений.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Лингвистическая минутка

Учитель: на слайде Вы увидели строчки из стихотворения. Спишите, пожалуйста, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт  как с белых яблонь дым.

Ув_данья золотом охваче_ый, я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж буд_шь бит_ся, сердце тронутое холодком

И страна берёзового ситца не заманит шлят_ся б_сиком. (Сравнительный и причастный обороты, орфограммы:  гласная в корне, провнряемая ударением, правописание суффикса причастий, окончание глагола (спр.), правописание –ться в глаголах).

  1. Сообщение темы, цели и задач  урока

Учитель: знакомы ли Вам строчки этого стихотворения? Может быть кто-то сумеет назвать автора?

Дети пробуют догадаться.

Учитель: Сегодня  3 октября мир празднует 125-летие со дня рождения Сергея Александровича Есенина – русского поэта, представителя новокрестьянской поэзии и лирики. Это был тонкий лирик, мастер пейзажа, певец Руси и знаток души народа. (На слайде несколько фотографий С.Есенин). Я предлагаю Вам из стихотворения «Не жалею,  не зову,  не плачу»  выписать все возможные словосочетания. Посмотрите, чем выражены главные и зависимые слова в этих словосочетаниях. Конечно же, Вы догадались, о чём сегодня мы продолжаем разговор? (Ответы учащихся) Верно, о словосочетаниях, и Вы узнаете о строении словосочетаний.

  1. Подача нового материала
  1. Ученики чертят схему подчинительной грамматической связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Учитель: вспомните, может ли грамматическая основа быть словосочетанием? А однородные члены? Приведите примеры, используя эпиграф к сегодняшнему уроку, написанный на доске: «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе  грустно, Казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство» С.Есенин. (Улыбчивым и простым; казаться – искусство).

Учитель: Молодцы! Осталось выписать словосочетания и посмотреть, чем выражено главное слово. (Дети выписывают и выделяют главное слово). Житейскую стынь, при тяжёлых утратах – это согласование, т.к. главное слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и зависимое (прил., мест., прич.), т.е. согласуется. При управлении главное слово управляет зависимым, словно царь слугами, попробуйте найти такие словосочетания в известном стихотворении С.Есенина «Письмо матери»

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

 (На каждой парте у детей распечатанное стихотворение). Учащиеся выписывают: «струится над избушкой», определяют падеж зависимых слов. Учитель: Верно. А как Вы думаете, чем слова в словосочетании «жива ещё» отличаются от предыдущих примеров? (Дети замечают, что «ещё» - неизменяемая часть речи). Молодцы, такой тип связи называется «примыканием», т.е. зависимое слово – неизменяемое, оно только примыкает. Есть ещё одно словосочетание  (пусть струится).

  1. Знакомство с теоретической статьёй в учебнике.
  1. Закрепление материала
  1. Выполнение упражнения 64 – с комментариями по цепочке.

  1. И снова строчки из стихотворения Сергея Александровича, запишите под диктовку, пожалуйста:

И ничто души не потревожит,

И ничто её не бросит в дрожь –

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжёшь. Необходимо выписать все словосочетания, выделить главные и зависимые слова, определить тип подчинительной связи.

  1. Подведение итогов урока

3-4 сильных ученика выполняют задания по карточкам. Выпишите словосочетания, укажите виды (именные, глагольные, наречные) и тип связи: 1. «Натянуть улыбку намного легче, чем объяснять, почему ты грустный».

2. «Таких, как я, увы, не любят.

Таких, как я, увы, не ждут.

Таких, как я, всего лишь губят

Сердца таких жестоко жгут». С.Есенин.

Учитель: Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения? Назовите типы связи словосочетаний, по каким признакам их отличают?

Учитель: (слайды). В Москве к 125-летию со дня рождения Сергея Есенина открыли третий памятник, автор скульптуры Григорий Потоцкий назвал работу «Реквием по Есенину» или «Ангел русской поэзии». Первый памятник работы Владимира Цигаля был поставлен в 1972 году на Есенинском бульваре. Второй, работы Анатолия Бичукова, установили к столетию поэта на Тверском бульваре. Будем стремиться познакомиться с этими памятниками воочию. К сожалению, поэт прожил короткую жизнь. Закончу урок цитатой: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстояньи». С.Есенин «Письмо к женщине».

  1. Домашнее задание

Параграф 10 – разобрать. Выписать из любого стихотворения С.Есенина словосочетания, определив вид связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Конспект урока для 8 класса по теме «Связь слов в словосочетании:        согласование, управление, примыкание» для базового уровня изучения русского языка....

Конспект открытого урока "Словосочетание. Типы связей слов в словосочетании".

В конспекте отражен опыт применения ЭОР  и новых образовательных технологий на уроках русского языка....

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Презентация к уроку "Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании"

Презентация к уроку "Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании"...