компетентностно – ориентированный подход как методологическая основа при проектировании метапредметных занятий в среднем профессиональном образовании
статья по русскому языку

Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования на современном этапе. Автором также описаны особенности проектирования метапредметного учебного занятия, указана необходимость внедрения его в образовательную практику среднего профессионального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 377.031

компетентностно – ориентированный подход как методологическая основа при проектировании метапредметных занятий в среднем профессиональном образовании

Шлепотина  Людмила  Анатольевна, студент 2 курса по направлению подготовки (специальности) 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Метапредметное образование», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»,  metodistpmk@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования на современном этапе. Автором также описаны особенности проектирования метапредметного  учебного занятия, указана необходимость внедрения его в образовательную практику среднего профессионального образования.

Ключевые слова: компетентностный подход; общие компетенции; профессиональные компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО); метапредмет; метапредметность; метапредметный подход.

competence - oriented approach as a methodological basis for the design metasubject classes in secondary vocational education

Shlepotina Lyudmila, a student of 2nd year of training (specialty) 44.04.01 "Teacher Education" Master's program "metasubject education", Federal State Educational Institution of Higher Education "Moscow State Pedagogical University», metodistpmk@mail.ru

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of the implementation of the competency approach in the system of secondary vocational education at the present stage. The author also describes the features of the design metasubject training session, indicated the need to introduce it into educational practice of secondary vocational education.

Keywords: competence-based approach; general competence; professional competence; federal state educational standard of secondary vocational education (GEF ACT); metapredmet; metasubject; metasubject approach.

   Современная образовательная политика, отвечая требованиям мировых стандартов в целом, социально – экономической системы России в частности, отличается принципиально новым подходом, квинтэссенцией которого является тезис «не человека учат, а человек учится». Компетентностный подход получает в образовании всё более значимый статус благодаря его закреплению в качестве нормативного конструкта в ряде официальных документов (Национальной доктрине образования, Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 гг., Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования» на 2013 – 2020 г.г., федеральных  государственных образовательных стандартах  среднего профессионального образования (ФГОС – 3, ФГОС – 3+ и др.), в которых указывается необходимость учёта глобальных тенденций в достижении качества  образования в направлении у обучающихся определённого набора компетенций. Введение общих компетенций в основной профессиональной образовательной программы, регламентированной ФГОС СПО-3, ориентировано на решение проблемы, типичной для российской системы образования, когда обучающиеся могут в полной мере овладеть теоретическими знаниями, но при этом испытывают определённые трудности в деятельности, предполагающей применение этих знаний для решения конкретных проблемных ситуаций или жизненных задач. [6]

  Комптентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника. [9]

   Концептуальной основой федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) является компетентностный подход, основная задача которого в среднем профессиональном образовании – подготовка легко адаптирующегося, конкурентноспособного  выпускника, готового к непрерывному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию, - реализуется через требования к результатам ФГОС, который включает в себя общие и профессиональные компетенции. Общие компетенции являются фундаментальными, универсальными, метапредметными и междисциплинарными. Они являются основанием для других, более конкретных и предметно – ориентированных составляющих. Современные педагоги – практики понимают общие компетенции как способности успешно действовать на основе практического опыта. Профессиональную компетенцию можно определить как способность, выражающуюся в проявлении умений, знаний, в решении профессиональных задач на необходимом уровне качества, умении организовывать собственную деятельность, проявлении личностных качеств и форм поведения в повседневной профессиональной жизни. [4]

   Несомненным достоинством ФГОС является то, что он впервые определил не только предметные, но и метапредметные образовательные результаты.

   Федеральный компонент среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, как правило, реализуется на первом курсе. В первый год обучения обучающиеся получают общеобразовательную подготовку, которая позволяет приступить к освоению профессиональной образовательной программы.

   В соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки  России от 17.03.2015 № 06 – 259):

-  Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учётом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона об образовании);

-  При реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) среднего профессионального образования на базе основного общего образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС), программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) учитывается получаемая профессия или специальность среднего профессионального образования (далее – СПО) соответствующего профиля профессионального образования;

-  Профессиональные образовательные организации осуществляющие реализацию ОПОП СПО (ППКРС, ППССЗ) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, совместно с другими участниками образовательных отношений разрабатывают рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин с учётом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и спецификой ППКРС, ППССЗ. Следовательно, заявленный в школьном стандарте новый метапредметный компонент образования должен быть реализован и в среднем профессиональном образовании.

     Одно из требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего  звена таково, что при формировании ППССЗ образовательная организация должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой, включая выполнение индивидуальных проектов для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

    Впервые прописаны в Примерных программах общеобразовательных дисциплин  для  среднего профессионального образования требования к метапредметным результатам освоения учебных дисциплин.

   На сегодняшний день возникает проблема: каким требованиям должны отвечать учебные занятия в среднем профессиональным образовании, чтобы обеспечивать развитие метапредметного компонента содержания образования и метапредметный результат освоения общеобразовательных учебных дисциплин?

     Определять особенности дидактики метапредметного учебного занятия в двойне непросто, ибо в настоящее время по большому счету отсутствует целостная теория самого метапредметного образования. В настоящее время сформировалось три основных подхода, представленные научными школами Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского и своеобразная трактовка метапредметности, содержащаяся в последней версии ФГОС ОО.

   Разработка и проведение метапредметного занятия требует обязательного соблюдения ряда прописных истин дидактики урока. Так, исходя из учебно-воспитательной цели занятия, необходимо выбрать конкретный тип урока: комбинированный урок, урок усвоения нового материала, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения и т.д.

      Затем учитывая преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала – формирование, закрепление, применение и т.д. – необходимо определить предполагаемый уровень освоения универсального учебного действия: понимание, узнавание, воспроизведение, применение и т.д. [1]

     Определение конкретного уровня освоения универсального учебного действия обуславливает состав образовательной технологии, соответствующей поэтапному освоению умственных действий. П.Я. Гальперин почти полвека назад определил шесть основных этапов: мотивационный, ориентировочный, материализованный, громкоречевой, внутриречевой, умственный. Конечно, нельзя рассчитывать, что на одном уроке будут использованы все этапы. Напротив, в зависимости от типа урок может строиться из двух-трех этапов. [1]

    Так, принцип метапредметности обучения, предложенный и обоснованный А.В. Хуторским, гласит: «основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками». [7] Поэтому в основе понимания учебного занятия как метапредметного лежит, прежде всего, осознание, что на данном занятии именно метапредметное содержание образования является ключевым.

    В связи с тем, что идея метапредметности появилась в исследованиях А.В. Хуторского как необходимое условие эвристического обучения – обучения, при котором знания не передаются учителем, а рождаются в собственной деятельности ученика – им была предложена следующая схема проектирования метапредметного занятия:

   «Любой вопрос или тема программы излагаются вначале самими учениками на их уровне представлений, образов и мышления. Достигается это путем создания особых образовательных ситуаций, проблемных вопросов. Ответы и мнения детей обсуждаются, сопоставляются, комментируются. Оценки учителя типа «правильно-неправильно» отсутствуют.  

   После того, как ученики создали собственный образовательный продукт – рисунок, версию, таблицу и т.п., учитель знакомит их с культурно-историческими версиями решения той же проблемы, которую решали ученики. Приводит и обсуждает с учениками цитаты из первоисточников, сравнивает определения, которые дали ученики, с теми, которые имеются у учёных, размещены в словарях и энциклопедиях. В это время возможна работа с учебниками.

   В результате дети развивают свои предварительно выращенные понимания, либо переопределяют их, выбирая близкую им позицию другого ученика или ученого. В любом случае происходит сопоставление изучаемого материала с лично создаваемым учеником содержанием.

    В итоге каждый ученик говорит о том, что у него лучше всего получилось, как он пришел к своему результату, что ему больше всего понравилось, запомнилось. Данный этап называется рефлексивным. Его задача – осознать каждым учеником его результаты, трудности, способы собственной деятельности. На базе рефлексивного этапа происходит самооценка и оценка образовательных результатов». [1]

   Так, исходя из образовательной цели занятия, необходимо выбрать конкретный тип урока из традиционной кассеты. В качестве примера приведем наиболее корректную типологию, предложенную Ю.А. Конаржевским:  

Исходя из образовательной цели обучения, кассета типов уроков может выглядеть следующим образом:

  1. Комбинированный урок.
  2. Урок усвоения нового материала.
  3. Урок закрепления изучаемого материала.
  4. Урок повторения.
  5. Урок систематизации и обобщения нового материала.
  6. Урок проверки и оценки знаний и умений.

        Конечно, любая классификация, в том числе и данная, до некоторой степени условна: на уроке повторения, например, проводится в какой-то мере и закрепление учебного материала, на уроке обобщения и систематизации он повторяется, в ходе усвоения нового учебного материала учитель в той или иной форме осуществляет его закрепление. В силу этого, при отнесении урока к тому или иному типу учитывается преобладающий характер работы учителя и учащихся над содержанием учебного материала – усвоение, закрепление, повторение и т.д.  [8]

   Готовность выпускника к успешной карьере – один из главных критериев качества профессионального образования. Компетентностный подход открывает новые возможности для понимания профессионального развития будущего специалиста. В связи с этим важна ориентация на развивающийся эвристический потенциал, ценности личности в сфере профессиональной деятельности. Таким образом, реализация компетентностного подхода в профессиональной подготовке специалистов в системе СПО предполагает глубокие системные преобразования, затрагивающие методы и формы преподавания, содержание, оценивание, образовательные технологии, связи среднего профессионального образования с другими уровнями профессионального образования. [5]

   Среднее профессиональное образование - специфическая образовательная среда, оно нацелено на выпуск специалистов, готовых как к трудовой деятельности, так и к продолжению образования на новой ступени высшего образования. Cистема среднего профессионального образования требует иного подхода и к обучению, и к воспитанию, и к формированию компетенций, нежели в школе или в университете.

    Таким образом, необходимо учитывать требования  ФГОС среднего общего образования при разработке рабочих программ общеобразовательных учебных дисциплин среднего профессионального образования, а также разрабатывать учебно – методическое сопровождение метапредметного образования в формате среднего профессиональнеого образования (многофункциональные учебно – методические комплексы метапредметных курсов, дидактико – методическое сопровождение метапредметных занятий и т.д.) для достижения метапредметного результата.

Список литературы:

1. Воровщиков С.Г. Метапредметное учебное занятие: ресурс освоения обучающимися универсальных учебных действий/С.Г.Воровщиков, М.М.Новожилова и др.: Учеб. пособие. – М.:УЦ «Перспектива», 2015. – 274с.

2.  Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова, Е.В. Орлова и др.: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2010. – 402 с.

3.  Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития/ С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 240 с.

4. Дёмина Е.А. Общие и профессиональные компетенции: пути достижения результатов образования//Среднее профессиональное образование.- 2015.- №1, с.26.

5. Кожина Е.Н. Реализация компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования.//Проблемы и перспективы развития образования в России.-2013.-№21.- С.73-76]

6. Организационно-педагогические условия формирования общих компетенций у учащихся колледжа: диссертация кандидата педагогических наук:13.00.01/Куракова Галина Владимировна; [Место защиты: Адыгейский государственный университет]. - Майкоп, 2011.-236с.

7. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.

8. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2012. – 73 с.

9. Электронный ресурс http://www.firo.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б.,заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорска

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорск...

Статья: «Инновационные педагогические технологии как основа компетентностно - ориентированного подхода на уроках физики"

Компетентностно-ориентированный подход ориентирован на развитие способностей человека реализовывать определенные компетенции, научить его эффективно действовать в условиях реальной обстановки....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...

“Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО”

В своей статья я рассмотрела,какова роль педагога в современном процессе обучения.,какими компетенциями должен обладать будующий квалифицированный специалист....

Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и...

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании

Статья подготовлена для участия в Открытой региональной научно-практической конференции "Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты".Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Гармаева Э.Б., Дамбаева...