РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности для всех специальностей среднего профессионального образования базовой/углубленной подготовки
рабочая программа по обж (10, 11 класс) на тему

Соплина Ольга Николаевна
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального  и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим  советом  Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1, от «03» февраля  2011г.)
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_obzh_soplina_o.n._vse_spets.2.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

для всех специальностей

среднего профессионального образования

  базовой/углубленной подготовки

2013 г.

ОДОБРЕНА

Методической предметно-цикловой комиссией

Протокол №1  от  27.08. 2013

Разработана на основе примерной программы учебной дисциплины для специальностей СПО, утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля  2008г

ОДОБРЕНА

Методическим советом

Петровского колледжа

Протокол №1 от 04.09.2013

        Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального  и среднего профессионального образования, одобренными Научно-методическим  советом  Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол №1, от «03» февраля  2011г.)

        Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

        

Разработчики:

Соплина Ольга Николаевна, преподаватель ОБЖ.

_________________________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-15

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17-18

  1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ  

19


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Область применения программы

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО - всем специальностям

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  при подготовке студентов дневного отделения (и вечернего) при освоении специальностей СПО технического профиля

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

общеобразовательная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывание в запасе;  
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;
  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное     самоопределение по отношению к военной службе.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:                                        

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78  часов;

самостоятельной работы обучающегося  36  часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия

-

     практические занятия

24

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

подготовка докладов, сообщений

12

расчетно-графическая работа, составление схем

4

составление презентаций

4

работа с дополнительной литературой

16

Промежуточная  аттестация в форме                                        зачета     

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины _________________ОБЖ________________

наименование                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности, основы медицинских знаний.

50

Тема 1.1. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья.

1.1.1 Здоровье и здоровый образ жизни. Основные критерии. Здоровье индивидуальное и общественное.

Содержание учебного материала

4

Введение. Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья.

2

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Подготовка сообщений о влиянии фаз луны  на самочувствие человека»

2

1.1.2 Понятие о режиме жизнедеятельности. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Содержание учебного материала

4

2

Общие понятия о режиме жизнедеятельности человека, пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека. Влияние биологического режима на уровень жизнедеятельности человека.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Составление схемы-режима дня  и физических нагрузок»

2

1.1.3 Значение двигательной активности и физической культуры, а также рационального питание для здоровья человека

Содержание учебного материала

4

2

Значение двигательной активности и закаливания организма для здоровья человека. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека. Питание – основные понятия и его роль в жизни человека.

Сбалансированное питание, раздельное питание, видовое питание, основные определения и подходы. Понятия о вегетарианском, диетическом, лечебном питании. Общая характеристика режима питания и его роль в обеспечении здоровья и работоспособности человека.

Лабораторные работы

Практические занятия «Определение норм питания».

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Подготовить  презентации на тему «Влияние биологических ритмов на распорядок дня студента»

2

1.1.4  Вредные привычки и их профилактика

Содержание учебного материала

4

1

Вредные привычки и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности человека.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составляющие части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика вредных привычек.

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Изучение Кодекса об Административных правонарушений РФ»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

Тема 1.2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

1.2.1 Инфекционные заболевания. Классификация, пути передачи и профилактика

Содержание учебного материала

6

2

Инфекционные заболевания. Классификация, пути передачи и профилактика

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Общие правила бинтования»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Составление презентаций об  инфекционных заболеваниях»

2

1.2.2 Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Содержание учебного материала

6

2

Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. Календарь профилактических прививок. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Подготовка сообщений об вирусных инфекциях»

2

1.2.3 Первая медицинская помощь при травмах и ранениях

Содержание учебного материала

6

1

Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Оказание ПМП при кровотечениях»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Изучение акта о несчастном случае на предприятии»

2

1.2.4 Первая медицинская помощь острой сердечной недостаточности и инсульте, остановке сердца.

Содержание учебного материала

6

Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической смерти и реанимация. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких.

4

1

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Подготовить доклады о заболеваниях сердца»

2

1.2.5 Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья

человека и общества.

Содержание учебного материала

4

2

Репродуктивное здоровье, его основы

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Оказание ПМП при острой сердечной недостаточности, клинической смерти»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

1.2.6 Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики

Содержание учебного материала

2

2

Болезни, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению БППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражения венерической болезнью. Вич - инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение Вич-инфекцией.

Лабораторные работы

Практические занятия «Оказание ПМП при ожогах»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

1.2.7 Нравственность и здоровье. Семья и ее значение в жизни человека. Законодательные основы брака

Содержание учебного материала

4

2

Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Изучение Главы 3 Семейного кодекса РФ»

2

Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. Основы обороны государства и воинская обязанность

64

Тема2.1.Государственная система обеспечения безопасности

2.1.1 Общая характеристика ЧС природного, техногенного и социального характера; правила безопасного поведения

Содержание учебного материала

6

2

Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций по происхождению: природные, техногенные и социальные.

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможные последствия, принимаемые меры по их предупреждению и снижению ущерба. Защита населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Составление сравнительной таблицы ЧС природного характера и техногенного характера»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Изучение поведения человека в ситуации автономного существования»

2

2.1.2 Экологическая и производственная безопасность технических систем и технологических процессов.

Содержание учебного материала

2

2

Общие требования к экологической и производственной безопасности технических систем и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности. Предельно допустимые, временно согласованные технические вопросы. Предельно допустимые уровни энергетических загрязнений.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

2.1.3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задача

Содержание учебного материала

4

2

РСЧС, история ее создания, предназначения, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Изучение возможных ЧС для Санкт – Петербурга»

2

2.1.4 Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Содержание учебного материала

4

2

Гражданская оборона, история ее создания, предназначения и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при введении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Изучение действий при химических авариях и радиационных авариях»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

2.1.5 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Содержание учебного материала

6

1

Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие, способы и признаки его применения. Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы. Проводимые мероприятия  по защите населения от современных средств поражения.

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Использование СИЗ для защиты организма при химических авариях и радиационных авариях»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  « Составить схему эвакуации учащихся из учебного помещения во время пожара»

2

2.1.6 Террористическая опасность

Содержание учебного материала

4

2

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Изучение нормативных актов о защите населения от террористических атак»

2

2.1.7 Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от ЧС мирного и военного времени

Содержание учебного материала

4

1

Защитные сооружения ГО, их предназначения, виды сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Средства индивидуальной защиты населения. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Изучение структуры Регионального северо-западного РСЧС»

2

2.1.8 Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Содержание учебного материала

2

2

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

Тема 2.2. Основы обороны государства и воинская обязанность.

2.2.1 История  создания Вооруженных Сил России

Содержание учебного материала

4

2

Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны страны, их предназначение. История создания Вооруженных Сил.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Подготовить доклады об истории Российской Армии»

2

2.2.2 Организационная структура Вооруженных Сил.

Содержание учебного материала

6

2

Виды Вооруженных Сил, рода войск, их предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации на современном этапе.

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Сборка – разборка автомата»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Подготовить доклады об истории армий зарубежных стран»

2

2.2.3 Воинская обязанность. Военнослужащий – защитник своего Отечества

Содержание учебного материала

4

2

Воинская обязанность граждан и воинский учет. Обязательная подготовка к военной службе. Виды добровольной подготовки к военной службе. Призыв на военную службу. Пребывание в запасе. Виды воинской деятельности и их особенности.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Работа с дополнительной  литературой»

2

2.2.4. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.                

Содержание учебного материала

6

2

Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации.                

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Несение службы суточного наряда»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Подготовить доклад об истории Российского флага»

2

2.2.5. Правовые основы военной службы

Содержание учебного материала

6

2

Правовые основы военной службы. Международные законы и законы РФ о военной службе.

4

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  «Изучение законодательства РФ о военной службе»

2

2.2.6. Прохождение военной службы по призыву и по контракту

Содержание учебного материала

4

2

Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

2

Лабораторные работы

Практические занятия «Изучение войсковых Уставов»

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

2.2.7Альтернативная гражданская  служба. Зачетное занятие

Содержание учебного материала

2

2

Альтернативная гражданская  служба. Ее основы.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся  

Всего

114


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета ОБЖ.

Оборудование учебного кабинета: плакаты, стенды.

Технические средства обучения: телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2012

Дополнительные источники:

  1. Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. М., 2008.
  2. Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Среднее  профессиональное образование. Р., 2008.
  3.   Федеральные законы РФ «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе».- М.,1993-2010.
  4. Семейный кодекс РФ (действующая редакция).
  5. Уголовный кодекс РФ (последняя редакция.)
  6. Концепция национальной безопасности РФ. Вестник военной   информации.-2000.-№2.

Интернет ресурсы:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности.

http://www.school-obz.org

  1. Журнал  «Культура  здоровой  жизни»

http://kzg.narod.ru/  

  1. Портал детской безопасности

http://www.spas-extreme.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности

Письменная проверочная работа

Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания

Тестирование

 Основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характер

Тестирование

Основы российского законодательства об обороне и воинской обязанности граждан.

Предназначение, структура и задачи РСЧС и гражданской обороны.

Письменная проверочная работа

Умение владеть способами защиты от чрезвычайных ситуаций.

Оценка на практическом занятии

Умение пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты

Оценка на практическом занятии

Умение оказывать первую медицинскую помощь.

Умение оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Оценка на практическом занятии

Тестирование

Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности.

Письменная проверочная работа

Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.

Тестирование

Знать Основы российского законодательства об обороне и воинской обязанности граждан

Предназначение, структура и задачи РСЧС и гражданской обороны

Письменная проверочная работа

Умение владеть способами защиты от чрезвычайных ситуаций

Оценка на практическом занятии

Умение пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты

Оценка на практическом занятии

Умение оказывать первую медицинскую помощь

Оценка на практическом занятии

Умение оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Тестирование

Лист изменений и дополнений внесенных, в рабочую программу

Изменение № 1 от 29.08.2014, стр.4 ,1

Было

1.1.Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательная дисциплина

Стало

1.1.Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена с получением среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: общеобразовательная дисциплина

Основание: решение МС протокол № 1 от 27.08.2014

Подпись лица внесшего изменения: преподаватель ООП                 /О.Н.Соплина/