«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие: - знать, что такое причастие и причастный оборот;

                        - уметь отличать причастия от прилагательного, уметь правильно  образовывать причастия;

- выработать умения видеть определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;

- находить причастные обороты в тексте и выделять их знаками препинания.

Развивающие: - развивать умение работать в группе, развитие творческой активности учащихся и познавательного интереса.

Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, толерантность  и   дружбу  между учениками.

Методы ведения урока: тренировочные упражнения, творческие задания группам, самостоятельная работа с тестами.

Оборудование урока: учебники, тетради, индивидуальные тесты, музыкальное сопровождение.

Вид урока: обобщение знаний.

Форма урока:  урок-практикум.

 

 

Эпиграф к уроку

ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, причастная к глаголу в образе  прилагательного.

(В. Даль)

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия),

на которых технология применяется

1.

Проблемная ситуация

Этап 1. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом урока, комментарии учащихся.

2.

Театрализация

Этап 2. Игровая технология. В театральной форме ведется представление о  причастии как  теме урока.

3.

Личностно-ориентированная технология

Этап 3.Умение ориентироваться в изученном материала и строить логически правильный  ответ с учетом индивидуальных способностей.

4.

Тестирование

Этап 4.Вариативность тестовых заданий, целенаправленная и экономная форма  регулярного индивидуального контроля знаний.

5.

Подвижная пауза

Этап 5.Здоровьесберегающие технологии.

6.

Ситуация успеха.

Этап 6.Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

  (П. Чесноков)

I. Урок начинаю с того, что зачитываю загадку и спрашиваю: «О чем эта загадка?» (О причастии)

Обращаю внимание учащихся на эпиграф, записанный на доске. Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»?

(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).

Далее сообщаю тему и цель урока.

II.Учащиеся подготовили сценки по ролям. Выходит ученик с табличкой на груди «ПРИЧАСТИЕ» и с цветными шариками, он сообщает все, что знает о причастии:

ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастия бывают действительные и страдательные, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении причастие обычно является определением.

Потом ученица приводит примеры с шариками, сообщает признаки шариков по форме (круглый, продолговатый, маленький, большой), по цвету (красный, зеленый) –это прилагательные.

                 Затем определяет признаки по действию, для этого подбрасывает шарик, дети следят за полетом шарика и от глагола «летит» образовывают причастие «летящий»; от глагола «опускается» - причастие «опускающийся». Затем прокалывает шарик, шарик лопается и дети от глагола «лопнул» образовывают причастие «лопнувший». Последний шарик ученица выбрасывает в окно, и ученики от глагола «улетел» образовывают причастие «улетевший».

Затем прикрепляется магнитиком на доску табличка «ПРИЧАСТИЕ».

Выходят две ученицы в роли действительного и страдательного причастия с соответствующими табличками на груди.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «Я - действительное причастие. Я всегда действую само, поэтому и называюсь действительным. Я могу действовать в настоящем и прошедшем времени, изменяться по родам, числам и падежам».

СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «А я всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное - бедное Страдательное причастие. Я - объект, на который действовали и действуют со стороны.

И главное - никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, ПРИЧАСТИЯ, не бывает! А как прикажите жить без будущего?»

Ученицы прикрепляют таблички к доске и садятся по своим местам.

Далее спрашиваю: В каком времени могут употребляться действительные и страдательные причастия? (В настоящем и прошедшем).

Прикрепляю к доске заранее подготовленные таблички: ДПНВ, ДППВ, СПНВ, СППВ. Прошу класс расшифровать эти заглавные буквы. Учащиеся расшифровывают (Действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени и т.д.).

Спрашиваю: С каким новым словом мы познакомились, когда учились зашифровывать слова начальными буквами? Как это называется в грамматике

Ответ: АББРЕВИАТУРА.

III. Далее продолжаю работать с учащимися, спрашиваю: Как образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов?

(-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).

При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (-вш-, -ш-).

При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (-ем-, -ом-, -им-).

При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (-нн-, -енн-, -ённ-, -т-).

Учащиеся по желанию выходят к доске, находят заранее подготовленные таблички с суффиксами причастий и прикрепляют их магнитиками к доске под соответствующие действительные или страдательные причастия.

Затем приводят примеры. Предлагают им найти заранее подготовленные таблички с примерами и прикрепить под соответствующее причастие. В результате на доске появляется большая таблица образования причастий.

Таблица образования причастий

Открываю доску, внутри которой заранее записаны задания с разными видами работ. К доске одновременно выходят по 2-3 ученика и работают по принципу работы с тестом. Класс тоже работает, все записывают по вариантам в тетради задания.

I         . Задание. Какие из данных слов являются причастием?

(отметить волнистой линией).

                                   I вариант                                      II вариант

  1. белый платок                                      1. белеющий платок
  2. горящие поленья                                2. горячая сковорода
  3. шумный поток                                    3. торопливая походка

             4.         шумевший поток                               4. торопившийся на урок

I              I. Задание. В каком случае у причастия должен быть суффикс - СЯ?

     Мальчик, собирающ... грибы                          Человек, интересующ... меня

     Мальчик.собирающ... в школу                       Человек, интересующ... мною

  1. Задание. Указать словосочетание «прил. + сущ.»
  1. зимняя дорога                                   1. растаявший лед
  2. зимующие птицы                              2).замолкшие голоса
  3. замерзшая река                                 3. голубенький кувшин
  4. раскрытая книга                               4. запертая дверь
  1. Задание. Указать словосочетание «прич. + сущ.»
  1. бушующее море                               1. летящий самолет
  2. сидящие на дереве                           2. спускающийся к берегу
  3. зеркальная поверхность                  3. удивительный дом
  4. выполнивший задание                    4. удивляющийся всему

V. Задание. Определить действительные и страдательные причастия.

  1. играющий ребенок                          1. закрывший книгу
  2. посаженное дерево                          2. забытое правило
  3. открывающий книгу                       3. горящий костер
  4. открытая книга                                4. посланное письмо

                    VI. Задание. В данных предложениях произвести синтаксический разбор.

1                 ) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

(                  Обращаю внимание на порядок слов - инверсия).

2                 ) Люблю дымок опаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой  нивы чету белеющих берез.

(             Обращаю внимание на наличие главных членов предложения - односоставное).

V              II. Задание. Определить причастный оборот.

1             ) Бурное море, освещенное неяркими лучами солнца, бешено мчит свои волны на берег.

2               ) Человек, успешно преодолевший свою лень, может многого добиться.

V             III. Задание. Объяснить постановку знаков препинания в первом предложении и отсутствие их во втором.

1              ) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в воздухе.

2             ) Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе.

 

 

 

Пока учащиеся работают у доски, задаю вопрос классу:

Когда и для чего употребляются причастия? (Употребляются в художественной литературе для более образного и красочного описания явлений, предметов и т.д.).

А теперь послушаем, что нам скажут ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО и ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Выходят две ученицы с соответствующими табличками: «Определяемое слово» и «Причастный оборот».

ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО: «Я - определяемое слово. От меня задается вопрос к причастию. Я люблю стоять перед причастием, но не всегда это получается».

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: «А я люблю, чтобы у меня были зависимые слова, и тогда я буду называться причастным оборотом. Если в предложении я буду стоять позади определяемого слова, то меня должны выделять особой интонацией в устной речи, а в письменной - запятыми. Другими словами, меня должны обособлять. В предложении я являюсь определением, и меня подчеркивают волнистой линией».

Учитель:

А теперь посмотрим, как поработали наши ребята у доски. Правильно они сделали разбор предложений или допустили ошибки?

Отвечающие у доски определяют предложения по наличию главных членов: односоставные или двусоставные, по цели высказывания – повествовательные, по наличию второстепенных членов предложения - распространенные.

Подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, определяют, чем выражены определения в этих предложениях, есть ли в них причастные обороты, называют их, выделяют запятыми.

                 Подведение итогов по теме «ПРИЧАСТИЕ» с помощью вопросов и заданий

  1. На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
  2. Статья была аккуратно вырезана.

Каким членом предложения является полное причастие?

Каким членом предложения является краткое причастие?

Ответ: полные причастия относятся к существительному, являются определением.

Изменяются по родам, числам и падежам.

Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в ед. числе по родам.

Вопрос: Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?

Ответ: В полных причастиях пишется -нн-, если у причастия есть приставка или зависимое слово.

В кратких причастиях пишется -н-.

               Учитель:

-               Благодарю всех за урок.

                 Домашнее задание: (повторить).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prich_oborot_otkrytyy_urok.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

 урок русского языка в 7 классе

ТЕМА УРОКА: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие: - знать, что такое причастие и причастный оборот;

                        - уметь отличать причастия от прилагательного, уметь правильно  образовывать причастия;

- выработать умения видеть определяемое слово, причастие и зависимые от него слова;

- находить причастные обороты в тексте и выделять их знаками препинания.

Развивающие: - развивать умение работать в группе, развитие творческой активности учащихся и познавательного интереса.

Воспитательные: - воспитывать чувство коллективизма, ответственности, толерантность  и   дружбу  между учениками.

Методы ведения урока: тренировочные упражнения, творческие задания группам, самостоятельная работа с тестами.

Оборудование урока: учебники, тетради, индивидуальные тесты, музыкальное сопровождение.

Вид урока: обобщение знаний.

Форма урока:  урок-практикум.

Эпиграф к уроку

ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, причастная к глаголу в образе  прилагательного.

(В. Даль)

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия (мероприятия),

на которых технология применяется

1.

Проблемная ситуация

Этап 1. Актуализация знаний. Работа с эпиграфом урока, комментарии учащихся.

2.

Театрализация

Этап 2. Игровая технология. В театральной форме ведется представление о  причастии как  теме урока.

3.

Личностно-ориентированная технология

Этап 3.Умение ориентироваться в изученном материала и строить логически правильный  ответ с учетом индивидуальных способностей.

4.

Тестирование

Этап 4.Вариативность тестовых заданий, целенаправленная и экономная форма  регулярного индивидуального контроля знаний.

5.

Подвижная пауза

Этап 5.Здоровьесберегающие технологии.

6.

Ситуация успеха.

Этап 6.Подведение итогов урока.

Ход урока

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю.

Глагол по значению напоминаю.

  (П. Чесноков)

I. Урок начинаю с того, что зачитываю загадку и спрашиваю: «О чем эта загадка?» (О причастии)

Обращаю внимание учащихся на эпиграф, записанный на доске. Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»?

(Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь).

Далее сообщаю тему и цель урока.

II.Учащиеся подготовили сценки по ролям. Выходит ученик с табличкой на груди «ПРИЧАСТИЕ» и с цветными шариками, он сообщает все, что знает о причастии:

ПРИЧАСТИЕ - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? Причастия бывают действительные и страдательные, совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Причастия обычно изменяются по родам, числам и падежам. В предложении причастие обычно является определением.

Потом ученица приводит примеры с шариками, сообщает признаки шариков по форме (круглый, продолговатый, маленький, большой), по цвету (красный, зеленый) –это прилагательные.

                 Затем определяет признаки по действию, для этого подбрасывает шарик, дети следят за полетом шарика и от глагола «летит» образовывают причастие «летящий»; от глагола «опускается» - причастие «опускающийся». Затем прокалывает шарик, шарик лопается и дети от глагола «лопнул» образовывают причастие «лопнувший». Последний шарик ученица выбрасывает в окно, и ученики от глагола «улетел» образовывают причастие «улетевший».

Затем прикрепляется магнитиком на доску табличка «ПРИЧАСТИЕ».

Выходят две ученицы в роли действительного и страдательного причастия с соответствующими табличками на груди.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «Я - действительное причастие. Я всегда действую само, поэтому и называюсь действительным. Я могу действовать в настоящем и прошедшем времени, изменяться по родам, числам и падежам».

СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ: «А я всеми униженное, всеми обиженное, никем не привеченное, почти не замеченное - бедное Страдательное причастие. Я - объект, на который действовали и действуют со стороны.

И главное - никакого просвета, никаких надежд. Даже будущего времени у нашего брата, ПРИЧАСТИЯ, не бывает! А как прикажите жить без будущего?»

Ученицы прикрепляют таблички к доске и садятся по своим местам.

Далее спрашиваю: В каком времени могут употребляться действительные и страдательные причастия? (В настоящем и прошедшем).

Прикрепляю к доске заранее подготовленные таблички: ДПНВ, ДППВ, СПНВ, СППВ. Прошу класс расшифровать эти заглавные буквы. Учащиеся расшифровывают (Действительные причастия настоящего времени, действительные причастия прошедшего времени и т.д.).

Спрашиваю: С каким новым словом мы познакомились, когда учились зашифровывать слова начальными буквами? Как это называется в грамматике

Ответ: АББРЕВИАТУРА.

III. Далее продолжаю работать с учащимися, спрашиваю: Как образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов?

(-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).

При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени? (-вш-, -ш-).

При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (-ем-, -ом-, -им-).

При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? (-нн-, -енн-, -ённ-, -т-).

Учащиеся по желанию выходят к доске, находят заранее подготовленные таблички с суффиксами причастий и прикрепляют их магнитиками к доске под соответствующие действительные или страдательные причастия.

Затем приводят примеры. Предлагают им найти заранее подготовленные таблички с примерами и прикрепить под соответствующее причастие. В результате на доске появляется большая таблица образования причастий.

Таблица образования причастий

Открываю доску, внутри которой заранее записаны задания с разными видами работ. К доске одновременно выходят по 2-3 ученика и работают по принципу работы с тестом. Класс тоже работает, все записывают по вариантам в тетради задания.

I         . Задание. Какие из данных слов являются причастием?

(отметить волнистой линией).

                                   I вариант                                      II вариант

  1. белый платок                                      1. белеющий платок
  2. горящие поленья                                2. горячая сковорода
  3. шумный поток                                    3. торопливая походка

             4.         шумевший поток                               4. торопившийся на урок

I              I. Задание. В каком случае у причастия должен быть суффикс - СЯ?

     Мальчик, собирающ... грибы                          Человек, интересующ... меня

     Мальчик.собирающ... в школу                       Человек, интересующ... мною

  1. Задание. Указать словосочетание «прил. + сущ.»
  1. зимняя дорога                                   1. растаявший лед
  2. зимующие птицы                              2).замолкшие голоса
  3. замерзшая река                                 3. голубенький кувшин
  4. раскрытая книга                               4. запертая дверь
  1. Задание. Указать словосочетание «прич. + сущ.»
  1. бушующее море                               1. летящий самолет
  2. сидящие на дереве                           2. спускающийся к берегу
  3. зеркальная поверхность                  3. удивительный дом
  4. выполнивший задание                    4. удивляющийся всему

V. Задание. Определить действительные и страдательные причастия.

  1. играющий ребенок                          1. закрывший книгу
  2. посаженное дерево                          2. забытое правило
  3. открывающий книгу                       3. горящий костер
  4. открытая книга                                4. посланное письмо

                    VI. Задание. В данных предложениях произвести синтаксический разбор.

1                 ) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

(                  Обращаю внимание на порядок слов - инверсия).

2                 ) Люблю дымок опаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой  нивы чету белеющих берез.

(             Обращаю внимание на наличие главных членов предложения - односоставное).

V              II. Задание. Определить причастный оборот.

1             ) Бурное море, освещенное неяркими лучами солнца, бешено мчит свои волны на берег.

2               ) Человек, успешно преодолевший свою лень, может многого добиться.

V             III. Задание. Объяснить постановку знаков препинания в первом предложении и отсутствие их во втором.

1              ) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в воздухе.

2             ) Сорванная с деревьев листва закружилась в воздухе.

Пока учащиеся работают у доски, задаю вопрос классу:

Когда и для чего употребляются причастия? (Употребляются в художественной литературе для более образного и красочного описания явлений, предметов и т.д.).

А теперь послушаем, что нам скажут ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО и ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ.

Выходят две ученицы с соответствующими табличками: «Определяемое слово» и «Причастный оборот».

ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО: «Я - определяемое слово. От меня задается вопрос к причастию. Я люблю стоять перед причастием, но не всегда это получается».

ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ: «А я люблю, чтобы у меня были зависимые слова, и тогда я буду называться причастным оборотом. Если в предложении я буду стоять позади определяемого слова, то меня должны выделять особой интонацией в устной речи, а в письменной - запятыми. Другими словами, меня должны обособлять. В предложении я являюсь определением, и меня подчеркивают волнистой линией».

Учитель:

А теперь посмотрим, как поработали наши ребята у доски. Правильно они сделали разбор предложений или допустили ошибки?

Отвечающие у доски определяют предложения по наличию главных членов: односоставные или двусоставные, по цели высказывания – повествовательные, по наличию второстепенных членов предложения - распространенные.

Подчеркивают главные и второстепенные члены предложения, определяют, чем выражены определения в этих предложениях, есть ли в них причастные обороты, называют их, выделяют запятыми.

                 Подведение итогов по теме «ПРИЧАСТИЕ» с помощью вопросов и заданий

  1. На письменном столе лежали фразы, вырезанные аккуратно из разных газет.
  2. Статья была аккуратно вырезана.

Каким членом предложения является полное причастие?

Каким членом предложения является краткое причастие?

Ответ: полные причастия относятся к существительному, являются определением.

Изменяются по родам, числам и падежам.

Краткие причастия являются сказуемыми. Изменяются по числам, а в ед. числе по родам.

Вопрос: Сколько -н- пишется в полных и кратких причастиях?

Ответ: В полных причастиях пишется -нн-, если у причастия есть приставка или зависимое слово.

В кратких причастиях пишется -н-.

               Учитель:

-               Благодарю всех за урок.

                 Домашнее задание: (повторить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. 7 класс

Знать опознавательные признаки причастного оборотаУметь видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....