Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Суздальницкая Валентина Григорьевна

Знать опознавательные признаки причастного оборота

Уметь видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastnyy_oborot._6_klass.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

 обучающие: дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми; выработать умение видеть определяемое слово, видеть причастие и все зависимые от него слова; уметь правильно строить предложения с причастным оборотом;  

развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонетический слух, память, внимание, воображение;

воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, к национальной культуре и традициям.

Знать: опознавательные признаки причастного оборота

Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом

Ход урока

I.Орг. момент. 

II.Проверка домашнего задания.

(проверяем по цепочке, в это время несколько учеников работают по карточкам)

III. Фронтальный опрос

-Дайте, пожалуйста, определение причастия.

(Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет свойства прилагательного и глагола).

-В чём состоит особенность этой части речи?

(Объединяет в себе признаки прилагательного и глагола).

-Перечислите признаки прилагательного у причастия.

(Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам, числам, падежам).

-Назовите признаки глагола у причастия.

(Возвратность, время, вид).

-Форм какого времени не имеют причастия?        

(Форм будущего времени).

-На какие вопросы отвечает причастие?

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-В связи с этим, со словами какой части речи мы можем перепутать причастия?

(С именами прилагательными).

-Как же отличить причастие от прилагательного?

(У причастий и прилагательных разные суффиксы. Причастие можно заменить глаголом).

IV. Объяснение нового материала.

На доске записаны предложения.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами.

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.

За полем расположена заросшая цветами усадьба.

-Прочитайте предложения, соблюдая интонацию

-Назовите причастие, обоснуйте ответ (заросшая, имеет суффикс –ш-, можно заменить глаголом (которая заросла)

-Как вы думаете, есть ли у причастия заросшая зависимые слова? Как их найти?

(Да. Для того, чтобы найти зависимые слова, нужно задать вопрос от причастия заросшая, заросшая чем? цветами).        

-Наверное, уже кто-нибудь догадался, как называется причастие с зависимыми словами

(причастие с зависимым словами называется причастным оборотом)

Тема нашего урока: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

-Что же мы должны узнать и ему научиться на сегодняшнем уроке? (что такое причастный оборот, как он выделяется на письме, находить его в предложении, правильно строить предложения с причастным оборотом)

Мы уже знаем, что причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, а вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.

Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука остается на столе.

1. Ночь, наступившая незаметно, окутала землю. 

2. Бегущие мальчики опаздывали на автобус.

3. Тучи, застилавшие небо, скоро рассеялись. 

4. Мы любовались наступившей весной.

5. Упавший с ветки жёлудь лежал на тропинке.

6. Догоравший костёр ещё дымился.

Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?

(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).

Теперь нам нужно выяснить, как же на письме выделяется причастный оборот

Спишем с доски первое предложение.

За полем расположена усадьба, заросшая цветами.

Найдём причастный оборот (заросшая цветами)

Слово, от которого ставим вопрос к причастному обороту (усадьба- определяемое слово)

Где находится причастный оборот по отношению к определяемому слову? (стоит после определяемого слова)

Какой вывод? (если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме)

Анализируем следующее предложение

Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.

(причастный оборотом стоит после определяемого слова, но расположен в середине предложения, значит выделяем запятыми с двух сторон)

Последнее предложение

За полем расположена заросшая цветами усадьба. (причастный оборот стоит перед определяемым слово, запятыми не выделяется)

 От чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом?

(От местонахождения причастного оборота по отношению к определяемому слову).

Проговорим правило постановки запятых в предложениях с причастным оборотом?

Проверим себя по учебнику. Параграф 13.

V.Физминутка

VI.Закрепление

1.Записать предложения, обозначить границы причастного оборота, поставить знаки препинания, подчеркнуть как члены предложения.

Река, /поднявшаяся за сутки/, затопила мост, /соединявший соседние сёла/.

(в предложении может быть не один, а два и более причастных оборотов)

Первый снегвыпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.

Почему перед союзом не нужна запятая? (они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами)

Наступает золотая осень, /приносящая дожди.        

Река, /огибавшая берег/, уходила в горы.

/Замёрзшие за ночь/ цветы ожили.

2.Исправить ошибки при использовании причастного оборота.

Шум листвы наполнял всё пространство, тихо трепещущей.

Шум тихо трепещущей листвы наполнял все пространство.        

Земля пропиталась влагой от дождя, еще не промерзшая.

Земля, /ещё не промёрзшая/, пропиталась влагой от дождя.

Прибывшие ученики на олимпиаду из соседней школы заняли свои места.

(Между причастным оборотом и определяемым словом не должно быть разрыва.)

Ученики, /прибывшие на олимпиаду из соседней школы/, заняли свои места.

(Главное слово разрывает причастный оборот).

Согласование причастия с определяемым словом.

Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой.
Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».
Дети лакомились малиновым вареньем, 
сваренным бабушкой

Время причастия не совпадает со временем глагола.

Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
Котёнок, 
лежавший на коврике, мурлыкал. Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.

Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.

VII. Подведение итогов урока

 Что такое причастный оборот?

Каковы условия выделения причастного оборота в предложении?

Какие цели мы ставили на уроке?

Удалось ли нам достичь поставленных целей?

Что было самым интересным на уроке? Самым трудным?

VIII.Домашнее задание

        

        

        

                

 




 

 – Вам предлагаются схемы постановки знаков препинания при причастном обороте. Посмотрите внимательно на схемы. Найдите предложения, которые соответствуют данным схемам.

– Данное задание выполняется по вариантам.

– Первому варианту необходимо найти и указать номера предложений, которые соответствует схеме № 1, второму варианту – № 2. Предложения проектируются на экран с помощью компьютера.

Схема № 1: определяемое слово, https://doc4web.ru/uploads/files/27/26173/hello_html_4b2a8675.pngпричастный оборот https://doc4web.ru/uploads/files/27/26173/hello_html_4b2a8675.png,…

Карточка №1. ____________________

(фамилия, имя, класс)

Задание. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, где это необходимо.

Одетый в ч..рное человек подош..л к дому скрывавшем..ся в тени платанов. Его внимание пр..влекла качающаяся от ветра створка окна на втором этаже. По лес..нице кем-то приставлен..ой к стене он взобрался наверх.

Карточка №2. _____________________

(фамилия, имя, класс)

Задание. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, где это необходимо.

В тумане гасли оч..ртания огромного корабля пов..рачивающего к устью реки. Его свёрнутые паруса распр..вляемые ветром ожили. Ветер дующий с берега лениво теребил их. На берегу его встречали сотни людей уже с вечера звонивш… в колокола.

Карточка №3. _____________________

(фамилия, имя, класс)

Задание. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, где это необходимо.

В огромном лесу ст..ял тонкий пар наполнен..ый стран..ыми в..дениями. Охотник покинувший свой костер двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял пр..свет её воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рас..матривал след медведя направлявш….ся к горам.

Карточка №4. _____________________

(фамилия, имя, класс)

Задание. Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, где это необходимо.

На большом лугу открыт.. всем ветрам резвился ребёнок. Он то бегал по скошен..ой траве, то ловил бабочек садивш...ся на яркие цветы, то слушал птиц звеневших в чистом г..лубом небе. Это была радость не нах..дившая конца.

8. Мы – корректоры. Перед вами предложения, в которых допущены различные ошибки. Необходимо исправить их, указав тип ошибки.

1. Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

2. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

3. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

4. Школьники спешат в класс, приехавшие в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Презентация к уроку в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

«Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.»

ЦЕЛЬ УРОКА: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного обор...

Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Методическая разработка к уроку в 6 классе по теме " Причастный оборот. Знаки препинанаия при причастном обороте"....

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания при причастном обороте".

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Причастный оборот.Знаки препинания  при причастном обороте".Тип урока-модульный урок открытия новых знаний....