Приемы обучения письму детей с ОВЗ. Мастер-класс "Графический редактор Point в помощь учителю".
учебно-методический материал по русскому языку

Пучкина Татьяна Петровна

Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графо-моторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_obucheniya_pismu_doklad.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа – интернат для    обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»    

 

Приемы обучения письму детей с ОВЗ

(доклад по теме самообразования).

Мастер – класс

«Графический редактор Point  в помощь учителю»

                                               

                                                                                                                                                                                                                     Учитель начальных классов

                                                                                                                                                   Пучкина Т.П.

25.03.2019 г.

 Актуальность

Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графо-моторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

     

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложенной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Двигательный навык формируется медленно

      Дети же с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала. Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.

Основные задачи добукварного периода

  • Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма.
  • Прививать навыки правильной посадки во время рисования и письма.
  • Учить правильному расположению тетради на парте.
  • Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.
  • Различать рабочие и вспомогательные строчки.
  • Формирование первоначальных умений в области звукового анализа (уловно- графическая схема слова, предложения)
  • Прививать интерес к обучению.
  • Написание основных элементов рукописных букв.

          В добукварный период на уроках письма нужно включать такие задания, как лепка; складывание бумаги по прямым линиям; составление фигурок из счетных палочек по образцу; игры с мозаикой; рисование мелом на доске; рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.). Работа с карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафарету, их штриховка; рисование несложных предметов (овощей, фруктов, фигур, животных, птиц, рыб и т.д.). Обведение рисунков по точкам; рисование по данному рисунку; штриховка рисунков, графо-моторные полоски  и др. задания. Все эти задания помогают ребенку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.

                                                                    Букварный период

      В букварный период осуществляется знакомство с рукописным начертанием строчных и прописных букв. Перед пишущим ребенком возникает ряд сложностей, преодоление которых требует большого напряжения сил и внимания. Он должен точно воспроизвести форму буквы, правильно разместить ее в сетке линеек и соединить с последующей буквой. На протяжении всего урока учитель помогает учащимся: берет кисть ребенка в свою руку и направляет при письме, объясняет как надо писать букву. Определенное время требуется учителю, что бы научить детей работать в прописях а дальше в рабочей тетради. Необходимо объяснить детям что на каждой странице есть поля и на них нельзя писать, рассказать что такое рабочая строка что у нее есть верхняя м нижняя линия и что писать нужно только на рабочей строк;  показать начало, середину и конец строки; правильное расположение на ней буквы; научить делать определенные отступы от полей (на ширину пальчика ребенка). Заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. Написание некоторых букв дается в упрощенном виде.

      Главная задача уроков письма – научить правильному ведению тетрадей, чистоте записей и относительной грамотности выполнения заданий. Дети не должны забывать и о наклонном положении тетради при письме, то есть для выработки у них правильного письма. В период обучения детей первоначальному навыку письма большое значение имеет прием списывания с образца. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний учитель показывает детям на доске а затем наблюдает за правильностью выполнения заданий. По мере усложнения материала ребенок начинает списывать слоги, слова и предложения с печатного текста. В прописях и тетрадях исключена запись слов с делением на слоги, так как в этом случаи разрушается целостный образ слова в зрительной памяти.

Алгоритм написания букв.

  1. Сравнение письменного с печатным вариантом (сначала сходство, потом отличия)
  2. Элементы письменной буквы.
  3. Начало письма.
  4. Показ (с проговариванием направления)
  5. Рисуем по воздуху (за учителем, который еще раз пишет на доске; потом за учителем в зеркальном отражении)
  6. Рисуем водой на доске.
  7. Через кальку крупные буквы (указываем на удачно написанные элементы)
  8. Рабочая пропись или тетрадь.

Строки – рабочая (верхняя линеечка рабочей строки, нижняя …)

Верхняя (нижняя) дополнительная линия

Напр: поставь ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опустись по наклонной линии вниз.

Элементы букв:

 Маленькая наклонная линия

Большая наклонная линия

Маленькая наклонная с крючком внизу (вверху) к двери (окну)

Большая наклонная с крючком внизу (вверху)к двери (окну)

Петля внизу

Петля вверху

Петелька с носиком вверху

Крючок внизу и вверху (червячок)

Петелька с кружочком внизу

Кружочек с петелькой внизу

Овал

Полуовал

Перекладина

Шляпка

 Все дети с ОВЗ требуют особого подхода в обучении. В обучении письму также необходимо учитывать особенности таких детей. В процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки. Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма. В процессе обучения обучающиеся должны не только овладеть установленной системой знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

                                                             

Мастер – класс

«Графический редактор Point  в помощь учителю»

Основные возможности:

  Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.

  Использование кистей различной формы, ширины и цвета.

  Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.

  Помещение текста на рисунок.

  Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.