Приемы обучения письму детей с ОВЗ. Мастер-класс "Графический редактор Point в помощь учителю".
учебно-методический материал по русскому языку
Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графо-моторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_obucheniya_pismu_doklad.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приемы обучения письму детей с ОВЗ
(доклад по теме самообразования).
Мастер – класс
«Графический редактор Point в помощь учителю»
Учитель начальных классов
Пучкина Т.П.
25.03.2019 г.
Актуальность
Несмотря на достаточную изученность вопроса развития графо-моторных навыков детей младшего школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться актуальной проблема выявления наиболее эффективных приемов их коррекции у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложенной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Двигательный навык формируется медленно
Дети же с ограниченными возможностями в обучении резко отстают от своих сверстников с нормальным интеллектом в подготовленности и усвоении школьного материала. Очень сложно научить писать чисто, аккуратно, каллиграфически правильно детей с ограниченными возможностями в обучении.
Основные задачи добукварного периода
- Подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками письма.
- Прививать навыки правильной посадки во время рисования и письма.
- Учить правильному расположению тетради на парте.
- Учить правильному пользованию карандашом и ручкой.
- Различать рабочие и вспомогательные строчки.
- Формирование первоначальных умений в области звукового анализа (уловно- графическая схема слова, предложения)
- Прививать интерес к обучению.
- Написание основных элементов рукописных букв.
В добукварный период на уроках письма нужно включать такие задания, как лепка; складывание бумаги по прямым линиям; составление фигурок из счетных палочек по образцу; игры с мозаикой; рисование мелом на доске; рисование карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные и т. д.). Работа с карандашом на бумаге простейших геометрических фигур по трафарету, их штриховка; рисование несложных предметов (овощей, фруктов, фигур, животных, птиц, рыб и т.д.). Обведение рисунков по точкам; рисование по данному рисунку; штриховка рисунков, графо-моторные полоски и др. задания. Все эти задания помогают ребенку развивать внимание, воображение, терпение, выдержку.
Букварный период
В букварный период осуществляется знакомство с рукописным начертанием строчных и прописных букв. Перед пишущим ребенком возникает ряд сложностей, преодоление которых требует большого напряжения сил и внимания. Он должен точно воспроизвести форму буквы, правильно разместить ее в сетке линеек и соединить с последующей буквой. На протяжении всего урока учитель помогает учащимся: берет кисть ребенка в свою руку и направляет при письме, объясняет как надо писать букву. Определенное время требуется учителю, что бы научить детей работать в прописях а дальше в рабочей тетради. Необходимо объяснить детям что на каждой странице есть поля и на них нельзя писать, рассказать что такое рабочая строка что у нее есть верхняя м нижняя линия и что писать нужно только на рабочей строк; показать начало, середину и конец строки; правильное расположение на ней буквы; научить делать определенные отступы от полей (на ширину пальчика ребенка). Заглавные буквы изучаются параллельно со строчными. Написание некоторых букв дается в упрощенном виде.
Главная задача уроков письма – научить правильному ведению тетрадей, чистоте записей и относительной грамотности выполнения заданий. Дети не должны забывать и о наклонном положении тетради при письме, то есть для выработки у них правильного письма. В период обучения детей первоначальному навыку письма большое значение имеет прием списывания с образца. Начало и направление движения руки в процессе написания элементов букв и буквенных сочетаний учитель показывает детям на доске а затем наблюдает за правильностью выполнения заданий. По мере усложнения материала ребенок начинает списывать слоги, слова и предложения с печатного текста. В прописях и тетрадях исключена запись слов с делением на слоги, так как в этом случаи разрушается целостный образ слова в зрительной памяти.
Алгоритм написания букв.
- Сравнение письменного с печатным вариантом (сначала сходство, потом отличия)
- Элементы письменной буквы.
- Начало письма.
- Показ (с проговариванием направления)
- Рисуем по воздуху (за учителем, который еще раз пишет на доске; потом за учителем в зеркальном отражении)
- Рисуем водой на доске.
- Через кальку крупные буквы (указываем на удачно написанные элементы)
- Рабочая пропись или тетрадь.
Строки – рабочая (верхняя линеечка рабочей строки, нижняя …)
Верхняя (нижняя) дополнительная линия
Напр: поставь ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опустись по наклонной линии вниз.
Элементы букв:
Маленькая наклонная линия
Большая наклонная линия
Маленькая наклонная с крючком внизу (вверху) к двери (окну)
Большая наклонная с крючком внизу (вверху)к двери (окну)
Петля внизу
Петля вверху
Петелька с носиком вверху
Крючок внизу и вверху (червячок)
Петелька с кружочком внизу
Кружочек с петелькой внизу
Овал
Полуовал
Перекладина
Шляпка
Все дети с ОВЗ требуют особого подхода в обучении. В обучении письму также необходимо учитывать особенности таких детей. В процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки. Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма. В процессе обучения обучающиеся должны не только овладеть установленной системой знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Мастер – класс
«Графический редактор Point в помощь учителю»
Основные возможности:
∙ Проведение прямых и кривых линий различной толщины и цвета.
∙ Использование кистей различной формы, ширины и цвета.
∙ Построение различных фигур - прямоугольников, многоугольников, овалов, эллипсов - закрашенных и не закрашенных.
∙ Помещение текста на рисунок.
∙ Использование преобразований - поворотов, отражений, растяжений и наклона.