Урок по русскому языку " Действительные причастия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Метапредметные: Овладеть основными понятиями лексики. Понимать особенности слова как лексического уровня языка. Находить и наблюдать над использованием слов в художественной, разговорной речи, а также в различных стилях речи.
Личностные: Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и использовать ее в различных видах деятельности, самостоятельно следить за чистотой своей речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 297.88 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс Исаева А.И.
Тема Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы
действительных причастий настоящего времени.
Цели урока: узнать, какие гласные пишутся в суффиксах действительных причастий настоящего времени; изучить орфограмму в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Сформулировать правило написания гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Задачи урока:
Образовательные: формирование у обучающихся умений , связанных со способами образования действительных причастий настоящего времени и правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; закрепление умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать её.
Развивающие: развитие умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; продолжить работу по формированию навыков самоконтроля, работы в коллективе.
Воспитательные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий; воспитание культуры учебного труда, эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Предметные: знать условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени, уметь правильно выбирать и писать гласны у(ю) и а(я) в действительных причастиях настоящего времени, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владение устной и письменной речью, умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует в сотрудничестве с учителем необходимые действия, операции, действует по плану, используя наряду с основными и дополнительные средства; в ходе представления проекта учится давать оценку его результатам.
Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; учится преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому, самосовершенствованию.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование:
ХОД УРОКА
Причастие – это часть речи,
причастная глаголу,
в образе прилагательного
В.И. Даль
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Давайте вспомним, что мы уже знаем о причастии.
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
1.Продолжите фразу.
Причастие – это особая форма глагола, обозначающая:
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) признак предмета по действию;
Г) добавочное действие при основном действии.
2.Причастия бывают:
А) настоящего, пошедшего и будущего времени;
Б) настоящего и прошедшего времени;
В) прошедшего и будущего времени;
Г) настоящего и будущего времени.
3.Причастия изменяются по падежам, числам и родам, как:
А) существительные;
Б) прилагательные;
В) местоимения;
Г) числительные.
4. Определите вид причастия. Найдите лишнее:
А) сгоревший дом;
Б) рухнувшая стена;
В) разбитый стакан;
Г) идущий человек.
5.Найдите лишнее:
А) светлеющий небосклон;
Б) светлевшее небо;
В) светлые облака;
Г) светящийся маяк.
6. Найдите предложение, где причастный оборот выделен правильно.
А) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.
Б) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.
В) От реки протянувшейся вдалеке узкой полоской веяло прохладой.
Г) От реки, протянувшейся вдалеке узкой полоской, веяло прохладой.
7. Полную и краткую форму имеют:
А) действительные причастия настоящего и прошедшего времени;
Б) действительные причастия настоящего времени;
В) страдательные причастия настоящего и прошедшего времени;
Г) страдательные причастия настоящего времени.
8. Найдите строку, где написаны только действительные причастия:
А) утомивший, утомлённый;
Б) утомляющий, утомляемый;
В) слушающий, слушавший;
Г) подслушивающий, подслушанный.
Верно, вот действительные причастия и станут сегодня объектом нашего изучения.
3) Актуализация знаний.
Объявление темы урока.
Действительные причастия настоящего времени. Суффиксы
действительных причастий настоящего времени.
Давайте попробуем образовать действительные причастия настоящего времени с помощью рисунков, представленных на слайде. Постарайтесь составить целые словосочетания.
Примеры словосочетаний записываем и выделяем суффиксы.
Пишущая девочка, светящееся дерево, слоящее дерево, желтеющий лес, бегущая дорога, шуршащая листва.
Вопрос классу:
Назовите суффиксы, которые вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).
Как выбрать суффикс, чтобы не допустить орфографической ошибки? (проблема)
Ответа нет.
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выяснить:
- Как образуются действительные причастия настоящего времени?
- От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
4) Первичное усвоение новых знаний.
Давайте посмотрим, от чего зависит выбор суффикса.
Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будем руководствоваться, выбирая суффикс? Открываем по щелчку:
Попробуем выработать алгоритм действий. Для этого сначала от инфинитива образуем глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Надо помнить, от глаголов 1 спр. образуются глаголы настоящего времени с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр.- с окончаниями –ат-ят.
Гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: -ущ-ющ или –ащ-ящ.
Давайте обратимся к учебнику, стр. 43. Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-ющ- ( от глаголов I спряжения) и –ащ-ящ (от глаголов II спряжения).
Обращаем внимание учащихся на необходимость графически объяснять написание суффиксов действительных причастий настоящего времени.
5) Первичная проверка понимания
- От данных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени:
Дарить (дарящий), щебетать (щебечущий), хлопотать (хлопочущий),терпеть (терпящий искл.II), служить (служащий), лечить (лечащий), стелить (стелющий искл.I), дремать (дремлющий).
- Найти глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия настоящего времени.
Выпадать, скосить, суетиться, победить, подметать, спасти, шептать, рубить, услышать, кружить, ползти, прочитать. (Это глаголы совершенного вида).
6) Первичное закрепление
- Творческая работа по картине Василия Дмитриевича Поленова.
Выпишите из данного текста причастия и причастные обороты с определяемыми словами. Обозначьте суффиксы причастий.
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Сегодня мы с вами интересно и плодотворно поработали, узнали много нового. В частности выяснили, как образуются действительные причастия настоящего времени. Давайте посмотрим еще раз.
Для наблюдений используется теоретический материал параграфа.
Причастия | Настоящего времени от глаголов 1 спряжения | Настоящего времени от глаголов 2 спряжения |
Действительные причастия | -ущ-, -ющ- | -ащ-, -ащ- |
- От каких глаголов образуются действительные причастия?
- От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий?
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентацияурока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"
Презентация к уроку русского языка "Действительные причастия настоящего времени" в 7 классе дают возможность обучать учащихся на основе наглядного материала , образовать действительные пр...

Урок по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий в речи"
Обобщающий урок по темам "Причастие" и "Деепричастие" в 6 классе...

Презентация к уроку русского языка Действительные причастия прошедшего времени
Презентация к уроку русского языка Действительные причастия прошедшего времени...
Конспект урока русского языка "Действительные причастия настоящего времени"
Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия настоящего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....
Конспект урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени"
Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Открытый урок по русскому языку «Действительные и страдательные причастия»
Данный урок усвоения новых знаний; (урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой деятельности.)Целью данного урока является со...

Конспект урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени"
Технологическая карта урока русского языка "Действительные причастия прошедшего времени" позволит организовать учебный процесс по данной теме в соответствии с требованиями ФГОС....

