Рабочая программа по русскому языку (6 класс)
рабочая программа по русскому языку (6 класс)

Рабочая программа по русскому языку для  6 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, основной программы основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов. Авторы программы:  М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. На изучение предмета «Русский язык»  в 6 классе отводится  6  ч. в неделю (204 ч в год).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_r.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермаковская средняя общеобразовательная школа

                    Утверждаю

                    Директор школы

            ________________  

         Приказ от 31.08.2018  № 01-07/94-7                              

Рабочая программа

по русскому языку

в 6 классе

                                                                                                   

                                                                                                                       

Составитель:

Позднякова Наталья Николаевна

учитель русского языка

СОГЛАСОВАНО

Методист

_______________  

2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

  • федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
  • основная образовательная программа основного общего образования МОУ Ермаковская СОШ,

Программа составлена в соответствии с УМК под ред.М.М. Разумовской

Планируемые результаты

Ученик научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать различные выразительные средства языка;
  • писать тексты разных жанров в рамках программы;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание программы

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной; научного стиля и устной научной речи; публицистического стиля и устной публичной; официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика художественного текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).

Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

Фонетика, орфоэпия и графика  (Повторение материала, изученного в 5 классе)

Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.  Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.

Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Морфемика и словообразование (Повторение материала, изученного в 5 классе)

Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология (Повторение материала, изученного в 5 классе)

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.

Понятие об этимологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.

Морфологический анализ слова.

Омонимия слов разных частей речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий, имени числительного, местоимения).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис (Повторение материала, изученного в 5 классе)

Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные). Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение. Сложные предложения. Типы сложных предложений.

Синтаксический анализ простого и сложного предложения.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Понятие орфограммы. Соблюдение основных орфографических норм.

Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.

Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Из них:

Диктанты

Контрольные работы

Сочинения

Изложения

Введение. Слово. Речь. Стили речи.

3

Повторение изученного в 5 классе

64

2

2

1

Причастие

37

2

1

1

Деепричастие

24

2

Числительные

20

1

Местоимение

29

1

2

1

Повторение изученного в 6 классе

27

1

1

Итого

204

7

4

4

3

Приложение

Календарно-тематическое планирование

дата

Тема урока

 

1

Слово – основная единица языка

2

Р.Р. Роль слова в жизни человека

3

Р.Р. Речь. Стили и типы речи

4-5

Орфография и пунктуация

6

Употребление прописных букв

7

Буквы Ъ и Ь

8-9

Орфограммы корня

10

Р.Р. Сочинение-описание по картине

11

Орфограммы корня

12

Написание о-ё после шипящих

13-14

Правописание окончаний слов

15

Р.Р. Типы речи.

16

Слитное и раздельное написание. Не с глаголами, существительными, прилагательными

17

Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

18

Работа над ошибками

19

Р.Р. Текст.

 20

Части речи и члены предложения

21

Части речи и члены предложения

22

Контрольная работа по теме «Повторение»

23

Морфологические признаки имени существительного

24

Образование сложных и  сложносокращённых имён существительных

25-26

Правописание сложных имён существительных

27

Употребление имён существительных в речи

28

Существительные и их синонимы и антонимы

29

Существительные – поэтические обращения

30

Написание и произношение имён существительных

 31

Р.Р. Стили речи. Разграничение деловой и научной речи

32

Р.Р. Определение научного понятия. Научное рассуждение

33

Морфологические признаки имени прилагательного

34-35

Словообразование имён прилагательных

36

Р.Р. Официально-деловой стиль речи

37-38

Правописание сложных имён прилагательных

39

Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения

40

Р.Р. Написание подробного изложения

41-43

Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных

44

Р.Р Способы и средства связи предложений в тексте.

45-47

Написание Н-НН в прилагательных

48

Употребление имён прилагательных в речи

49

Прилагательные и их синонимы и антонимы

50

Произношение имён прилагательных

51

Диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание имён существительных и прилагательных»

52

Анализ диктанта, работа над ошибками

53-54

Р.Р. Употребление параллельной связи в тексте. Как исправить текст с неудачным повтором.

55

Морфологические признаки глагола.

56-57

Словообразование глаголов

58-60

 

Написание приставок пре- и при-

61

Буквы ы-и в корне после приставок

62-63

Р.Р. Повествование художественного и разговорного стилей

64-65

 

Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов

66

Р.Р. Повествование в рассказе

67

Контрольная работа по теме «Глагол»

68-69

 

Причастие как особая форма глагола. Признаки причастия

70-71

Склонение причастий

72-74

Причастный оборот. Знаки препинания  при причастном обороте

75-76

Р.Р. Подготовка к написанию подробного изложения.

Написание подробного изложения

77

Знаки препинания  при причастном обороте

78-81

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия.

 82-83

Р.Р. Сочинение-рассказ

84-87

Полные и краткие причастия  

88

Морфологический разбор причастий

89

 

Написание причастий

90

Контрольная работа  по теме «Причастие»

91-94

Буквы Н-НН в причастиях

95

 

Буквы Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных

96

Буквы Н-НН в причастиях и отглагольных прилагательных

97-100

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

101

Контрольная работа по теме «Причастие»

102-103

Р.Р. Повествование делового и научного стилей

104

Работа над ошибками контрольной работы по теме «Причастие»

105-106

Что такое деепричастие.  Признаки глагола и наречия у деепричастия

107-108

Деепричастный оборот.  Упражнение в нахождении и обособлении деепричастного оборота

109-110

Правописание не с деепричастиями

111-112

Правописание НЕ с причастиями деепричастиями

113-115

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

116

Диктант по теме «Деепричастие»

117

Анализ ошибок. Употребление причастий и деепричастий в речи

118

Употребление причастий и деепричастий в речи

119

Р.Р.Описание места

120

Р.р. Описание места

121

Произношение глаголов, причастий, деепричастий

122-123

Правописание причастий, деепричастий

124-125

Обобщение по теме: «Причастие. Деепричастие».

126-127

Диктант по теме «Деепричастие». Анализ диктанта, работа над ошибками.

128

Р.Р. Описание состояния окружающей среды.

129

 Что обозначает имя числительное

130-131

Простые, сложные и составные числительные. Их правописание

132

Порядковые и количественные числительные

133-136

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание

137-138

Склонение порядковых числительных

139

Р.Р. Описание состояния окружающей среды.

140

Морфологический разбор имени числительного

141-142

Склонение и употребление собирательных числительных

143-144

 

Употребление числительных в речи. Произношение числительных

145-146

Р.Р. Соединение в тексте разных типов речи

147-148

Диктант   по теме «Имя числительное».

Анализ диктанта, работа над ошибками

149

Местоимение как часть речи

150

Разряды местоимений

151-152

Р.Р. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) «Кабинет Пушкина»

153-154

 

Личные местоимения. Морфологический  разбор местоимения.

155

Возвратное местоимение СЕБЯ

156

Притяжательные  местоимения

 

157

Указательные местоимения

158-159

Р.Р. Изложение.

160-161

Определительные местоимения

162-163

Вопросительно-относительные местоимения

164-166

Отрицательные местоимения

167-169

Неопределенные местоимения

170

Написание  отрицательных и неопределённых местоимений

171-172

Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений.

 Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

173-174

Диктант по теме «Местоимение».

Анализ диктанта, работа над ошибками

175-176

Р.р. Соединение в тексте описания места и описания  окружающей среды. Сочинение по картине И.И.Левитана «Лесной берег»

177

Р.р. Анализ сочинений

178

Повторение изученного в 6 классе. Фонетика.

179-180

Повторение изученного в 6 классе. Лексика и фразеология

181-182

Повторение изученного в 6 классе. Орфография.

183-184

Повторение изученного в 6 классе. Орфография и пунктуация.

 185

Повторение. Речь, стили и типы

186-187

Повторение изученного в 6 классе. Орфография и словообразование.

188-189

Повторение изученного в 6 классе.  

Имена существительные и прилагательные

190

Правописание суффиксов имён существительных и прилагательных

191-192

Повторение изученного в 6 классе. Правописание глаголов

193

 

Повторение изученного в 6 классе.  Правописание имён числительных

194-195

Повторение изученного в 6 классе. Не с разными частями речи

196

Промежуточная аттестация

(Диктант с грамматическим заданием)

197

Анализ диктанта, работа над ошибками.

 198

199

Р.р.  Соединение различных типов описания в текстах о природе.

Изложение «Речкино имя»

200-201

 Защита  проектов

202-203

Р.р. Повторение по разделу «Текст»

204

Резервный урок

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...