Рабочая программа по русскому языку (7 класс)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, основной программы основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов. Авторы программы:  М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова. На изучение предмета «Русский язык»  в 7 классе отводится  4  ч в неделю (140 ч в год).  На основании календарного учебного графика данная программа будет реализована за 136 часов за счет уплотнения темы «Повторение изученного в 7 классе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_r.docx81.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермаковская средняя общеобразовательная школа

                 УТВЕРЖДАЮ

                Директор школы

   ______________

                Приказ от 30.08.2019  № 01-07/ 89-3

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 РУССКИЙ ЯЗЫК

7 КЛАСС

                                                                    Составитель:  Позднякова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО

Методист

______________

2019  год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, основной программы основного общего образования и авторской программы для 5 – 9 классов. Авторы программы:  М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.     -    М., Дрофа, 2014

   На изучение предмета «Русский язык»  в 7 классе отводится  4  ч в неделю (140 ч в год).  На основании календарного учебного графика данная программа будет реализована за 136 часов за счет уплотнения темы «Повторение изученного в 7 классе».

              Планируемые результаты освоения учебного предмета.  

Личностные результаты освоения русского (родного) языка:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

     Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:

1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения русского (родного) языка:

  1. представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
  1. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  2. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
  3. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  4. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  5. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

         Общие сведения о языке

Выпускник научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

• проводить фонетический анализ слова;

• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать изученные способы словообразования;

• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

• группировать слова по тематическим группам;

• подбирать к словам синонимы, антонимы;

• опознавать фразеологические обороты;

• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);

• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

• опознавать омонимы разных видов;

• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства морфологии;

• различать грамматические омонимы;

• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать синонимические средства синтаксиса;

• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

• анализировать особенности употребления синтаксических конструк-ций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Выпускник получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Выпускник научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;

• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира

Содержание учебного предмета

О языке

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.

Стили  речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.

Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения-размышления.

Язык. Правописание. Культура речи Закрепление и углубление изученного в 6 классе

Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.

Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.

Морфология. Орфография

Наречие

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.

Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния).

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки.

Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.

Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий.

Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

Служебные части речи. Предлог

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Союз        

Общее понятие о союзе.

Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.

Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений.

Культура речи. Правильное произношение союзов.

Частица

Общее понятие о частице.

Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные идр.).

Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

Междометия и звукоподражательные слова

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.

Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. Трудные случаи разграничения языковых явлений. Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Из них:

К/Р

Уроки развития речи

1

О языке

2

2

Повторение изученного в 5-6 классе

43

4

11

3

Наречие

36

2

10

4

Служебные части речи. Предлог

10

-

4

5

Союз

13

1

3

6

Частица

16

1

3

7

Междометия и звукоподражательные слова

9

-

5

8

Повторение

7

1

1

Итого

136

9

7

                          

                         

Календарно – тематическое планирование

урока

Название темы

Кол-во часов

Дата

Виды и формы

контроля


Виды и формы учебной деятельности

О языке (2 ч.)

1

Изменяется ли язык с течением времени.

1

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

Осознать роль русского языка в жизни общества, государства, в мире

2

Этимология как раздел о языке

1

Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст

Беседа, работа с лингвистическими текстами, словарная работа, работа с таблицей.

Язык. Правописание. Культура речи.

Закрепление и углубление изученного в 5-6 классах (8+4 р.р.)

3

Рр. Что мы знаем о стилях речи

1

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

Беседа, комментированное чтение, обсуждение по вопросам

4

Рр. Что мы знаем о типах речи

1

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

Беседа, комментированное чтение, обсуждение по вопросам

5

Фонетика и орфоэпия. Фонетический анализ слова.

1

Фонетический анализ небольшого текста

Фонетический разбор слова Объяснительный диктант.

Эвристическая беседа, работа со словарями, грамматическое сообщение

6

Орфоэпическая норма. Звукопись как прием создания художественного образа.

1

Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс).

Эвристическая беседа, работа со словарями, грамматическое сообщение

7

Способы словообразования

1

Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов).

Эвристическая беседа, орфографическая разминка, выполнение тренировочных упражнений.

8

Словообразовательная цепочка.

1

Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев.

Эвристическая беседа, орфографическая разминка, выполнение тренировочных упражнений.

9

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему)

10

Словообразовательные гнезда

1

Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев.

Эвристическая беседа, выполнение тренировочных упражнений, работа со словарём

11

Неморфологические способы образования слов

1

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразовательных цепочек, восстановление их звеньев.

Эвристическая беседа, выполнение тренировочных упражнений, работа со словарём

12

Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике.

1

Тестирование

Письменная работа

13

Рр. Текст и его характеристика

1

Аналитическая работа с текстом

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

14

Рр. Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №43

1

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437

Письменная работа.

Правописание: орфография и пунктуация (24 + 7 р.р)

15

Правила употребление Ъ и Ь.

1

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

Разделительная функция ь и ъ. Условия написания разделительных ъ и ь. Приставка, корень слова

16

Правила употребление Ъ и Ь.

1

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

Разделительная функция ь и ъ. Условия написания разделительных ъ и ь. Приставка, корень слова

17

Буквы О и Ё после шипящих и ц.

1

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами орфограммы

Словарная работа, объяснительный диктант

18

Буквы О и Ё после шипящих и ц.

1

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

Словарная работа, объяснительный диктант

19

Рр. Подготовка к изложению

1

Подготовка к изложению

Письменная работа.

20

Рр. Изложение

1

Творческая работа

Письменная работа.

21

Правописание приставок.

1

Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы.

Распределительный диктант с взаимопроверкой.

Беседа, словарный диктант, изучение орфограммы, работа над закреплением, составление таблицы, фонетический разбор

22

Правописание приставок.

1

Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст.

Беседа, словарный диктант, изучение орфограммы, работа над закреплением, составление таблицы, фонетический разбор

23

Рр. Публицистический стиль

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

24

Орфограммы в корнях слов

1

Тематический тест. (15мин.)

Лингвистическое наблюдение, работа с текстом, комментированное письмо, морфемный разбор, блиц-опрос.

25

Орфограммы в корнях слов

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Лингвистическое наблюдение, работа с текстом, комментированное письмо, морфемный разбор, блиц-опрос.

26

Орфограммы в суффиксах слов

1

Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму.

Лингвистическое наблюдение, работа с текстом, комментированное письмо, морфемный разбор, блиц-опрос.

27

Орфограммы суффиксов.

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений.

28

Рр. Языковые средства публицистики

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

29

Закрепление навыка написания н-нн в суффиксах

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

30

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему)

31

Рр. Заметка в газету

1

Творческая работа

Письменная работа.

32

Орфограммы в окончаниях

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Повторение сведений, рассуждение по образцу, тренировочное задание, подготовка к диктанту, объяснительный диктант, итог

33

Правописание суффиксов и окончаний

1

Контрольное списывание.

Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

34

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

35

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

1

Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой

Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

36

Рр. Сочинение в жанре заметки в газету

1

Творческая работа

Письменная работа.

37

Употребление дефиса

1

Тренировочные упражнения по алгоритму

Беседа, заучивание правила, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

38

Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация»

1

Работа в парах с блок-схемой по теме

Повторение сведений, рассуждение по образцу, тренировочное задание, подготовка к диктанту, объяснительный диктант, итог

39

Анализ сочинения

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Анализ ошибок, выполнение работы над ошибками, работа со словарями. Письменная работа.

40

Словарное богатство русского языка.

1

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

Работа со словарями. Письменная работа.

41

Словарное богатство русского языка.

1

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов.

Работа со словарями. Письменная работа.

42

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

43

Грамматика: морфология и синтаксис

1

Тренировочные упражнения по алгоритму

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

44

Рр. Публицистическое рассуждение

1

Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

45

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему)

Наречие (26+10 р.р.)

46

Наречие как часть речи.

1

Тренировочные упражнения по алгоритму

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

47

Рр. Сочинение-рассуждение публицистического стиля

1

Творческая работа

Письменная работа.

48

Какие слова являются наречиями.

1

Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

49

Разряды наречий по значению.

1

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

50

Разряды наречий по значению.

1

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

51

Рр. Прямой порядок слов

1

Тренировочные упражнения по алгоритму.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

52

Степени сравнения наречий.

1

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

53

Степени сравнения наречий.

1

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги

54

Рр. Сочинение по картине «Материнство»

1

Творческая работа

Письменная работа

55

Образование наречий.

1

Лингвистическое рассуждение.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант

56

Образование наречий.

1

Объяснительный диктант.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант

57

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

Тестирование

Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление

58

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

59

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

60

Не в наречиях на –О, -Е.

1

Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно?

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

61

Буквы Н - НН в наречиях

на -О, -Е.

1

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант

62

Буквы Н - НН в наречиях

на -О, -Е.

1

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

63

Рр. Рассуждение-размышление.

1

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

64

Рр. Изложение публицистического характера

1

Творческая работа

Письменная работа.

65

Буквы –О, -А на конце наречий.

1

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант

66

Дефис в наречиях.

1

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант

67

Дефис в наречиях.

1

Комментированное письмо.

Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых)

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

68

РР. Описание состояния человека

Творческая работа

Письменная работа.

69

Не и ни в отрицательных наречиях.

1

Аналитическая работа с текстом.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

70

Не и ни в отрицательных наречиях

1

Аналитическая работа с текстом.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

71

РР. Подготовка к изложению

1

Подготовка к изложению. Составление плана

Письменная работа.

72

РР. Изложение «Поговорим о бабушках».

1

Творческая работа

Письменная работа.

73

Буква Ь на конце наречий после шипящих

1

Лингвистический рассказ

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

74

Употребление наречий в речи. Произношение наречий.

1

Работа с текстами художественного стиля. Работа с орфоэпическим словарем.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

75

Употребление наречий в речи. Произношение наречий.

1

Работа с текстами художественного стиля. Работа с орфоэпическим словарем.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

76

Рр. Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо».

1

Творческая работа

Письменная работа.

77

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

1

Редактирование текста. Творческое списывание.

Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление

78

Повторение и обобщение по теме «Наречие».

1

Редактирование текста. Творческое списывание.

Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление

79

Рр. Описание состояния человека (№1)

1

Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания.

Письменная работа.

80

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему)

81

Анализ диктанта

1

Анализ диктанта

Анализ ошибок, выполнение работы над ошибками, работа со словарями. Письменная работа.

4. Служебные части речи. Предлог (6+4 РР.)

82

Предлог как часть речи.

1

Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

83

Рр. Описание состояния человека

1

Составление текста-описания человека

Письменная работа.

84

Разряды предлогов.

1

Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

85

Правописание предлогов.

1

Тест 15 мин.

Творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

86

Правописание производных предлогов.

1

Тест 15 мин.

Творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

87

Рр. Сочинение «Как я в первый раз…»

1

Творческая работа

Письменная работа.

88

Употребление предлогов в речи

1

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

89

Употребление предлогов в речи

1

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

90

Рр. Анализ сочинения-рассуждения.

1

Анализ сочинения-рассуждения. Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

91

Рр. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

1

Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478)

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

Союзы (10+3 р.р.)

92

Союз как часть речи.

1

Составление предложений по схемам.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

93

Разряды союзов.

1

Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе»

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

94

Разряды союзов.

1

Составление предложений по схемам.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

95

Рр. Характеристика человека

1

Аналитическая работа с текстом

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

96

Правописание союзов.

1

Осложненное списывание

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

97

Правописание союзов.

1

Тест

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

98

Правописание союзов и омонимичных им слов.

1

Аналитичекая работа с текстом

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

99

Рр. Характеристика человека

1

Аналитичекая работа с текстом

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

100

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

101

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

102

Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

103

Рр. Характеристика внешности человека

1

Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

104

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему)

Частицы (13 + 3р.р)

105

Частица как часть речи.

1

Лингвистический рассказ по таблице.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

106

Разряды частиц.

1

Составление текста с употреблением в нем частиц.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

107

Рр. Сжатое изложение

1

Творческая работа

Письменная работа.

108

Правописание частиц.

1

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

109

Правописание частиц.

1

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

110

Употребление частиц не-ни в речи.

1

Составление текста с употреблением частиц.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

111

Различение частиц и приставок не-ни

1

Объяснительный диктант.

Тест 15 мин.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

112

Рр. Описание внешности человека

1

Творческая работа

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

113

Контрольный диктант

1

Контрольный диктант

Письменная работа (написание текста под диктовку, выполнение грамматических заданий к нему)

114

Работа над ошибками

1

Работа над ошибками

Анализ ошибок, выполнение работы над ошибками, работа со словарями. Письменная работа.

115

Употребление частиц в речи.

1

Составление текста с употреблением частиц.

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

116

Употребление частиц в речи.

1

Составление текста с употреблением частиц.

Беседа, практикум, выполнение тренировочных упражнений, итоги.

117

Рр. Описание человека

1

Творческая работа

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, исследование текстового материала

118

Произношение и употребление предлогов, союзов, частиц

1

Аналитическая работа с текстом

Изучение правила, словарная работа, объяснительный диктант,

119

Произношение и употребление предлогов, союзов, частиц

1

Аналитическая работа с текстом

Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений.

120

Произношение и употребление предлогов, союзов, частиц

1

Аналитическая работа с текстом

Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений.

Междометия и звукоподражательные слова (4+5 р.р.)

121

Междометие.

1

Образование слов разных частей речи от междометий.

Изучение правила, фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений

122

Рр. Сочинение по картине, описание внешности человека

1

Творческая работа

Письменная работа.

123

Звукоподражательные слова.

1

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений.

124

Омонимия частей речи

1

Аналитическая работа с текстом

Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений.

125

Рр. Подготовка к сжатому изложению.

1

Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов.

Составление плана, словарная работа, письменная работа

126

Рр. Сжатое изложение «О Чехове».

1

Сжатое изложение «О Чехове».

Письменная работа.

127

Повторение и обобщение изученного

1

Тестирование

Работа с текстами, беседа, выполнение заданий на закрепление

128

Рр. Характеристика человека. Подготовка к сочинению.

1

Подготовка к сочинению.

Эвристическая беседа, комментированное чтение лингвистических текстов, составление плана, словарная работа, письменная работа

129

Рр. Сочинение «Знакомьтесь, - это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)

1

Творческая работа

Письменная работа.

Повторение и обобщение изученного (6+1р.р.)

130

Повторение изученного по фонетике и орфоэпии

1

Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером.

Фронтальный опрос, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений.

131

Повторение. Состав слова и словообразование.

1

Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации.

Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений.

132

Повторение. Лексика и фразеология.

1

Аналитическая работа с текстом. Работа с толковым словарем

Фронтальный опрос, беседа, работа с карточками, выполнение упражнений.

133

Повторение. Грамматика, морфология и синтаксис.

1

Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571.

Фронтальный опрос, работа с карточками, выполнение упражнений.

134

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.

1

Задания в тестовой форме (УМК)

Работа с текстами, выполнение заданий на закрепление

135

Рр. Повторение по разделу «Речь». Стили и типы речи.

1

Аналитическая работа с текстом.

Эвристическая беседа, , исследование текстового материала

136

Орфография. Пунктуация.

1

Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания.

Фронтальный опрос, работа с карточками, работа со схемой, выполнение упражнений.

Всего

136 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...