Деепричастия совершенного и несовершенного вида (карта урока, презентация)
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс)

Карта урока и презентация по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида", русский язык 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока20.02 КБ
Файл презентация95.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Деепричастия несовершенного/совершенного вида

Цель: ознакомить, дать понятие о деепричастиях несовершенного вида и способах их образования; совершенствовать правописные умения и навыки; воспитать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Словарный диктант

III. Актуализация знаний

Прочитайте басню Эзопа:

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам, и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной».

  1. Беседа по тексту

- Мы только что прочитали очень интересную басню. О чем она? (О доброте, о взаимовыручке, о том, что добру платят добром).

- Чему она нас учит? (Ответы учащихся)

- Да, вы правы! Ребята, а найдемте теперь в тексте басни деепричастия и деепричастные обороты. На какие вопросы они отвечают?

- А что называется деепричастным оборотом?

- Какими членами предложения являются они?

- Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?

- Молодцы! Теперь запишите число и тему нашего урока. Сформулируйте тему нашего урока. (Вид деепричастия).

III. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

— Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, таккак они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило,обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мыидём разговаривая. Мы шли разговаривая.

2. Ознакомление с таблицей(см слайд)

3. Комментарий учителя (см слайд)

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

  1. Образуйте от предложенных глаголов деепричастия, обозначьте суффиксы деепричастий. Распределите их в 2 столбика.

Вытирать, вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти.

  1. Практическая работа

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия. Подчеркните деепричастия и д/о как члены предложения.

1.Лисёнок осторожно передвигаясь при каждом движении пастуха отскакивал не сводя глаз с подачки.

 2.Ярко улыбалось безоблачное небо изливая жгучий зной.  

3. Взглянув на часы генерал быстро подн...лся и отодвинув тяж...лое кресло выбрался из-за стола.

4.Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем.

5. Позавтракав папа л...жится поспать в столовой на диване укрывшись старой енотовой шубой.

6.Вот охватывает ветер стаи волн и бросает их с размаху в дикой злобе на утёсы разбивая в пыль и брызги.

7.Осенью берёзки сбросили листву покрыв золотым ковром всю землю.

8. Мальчишки пом..рали со смеху смотря на её отчаяние.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа

-  Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов нельзя образовать деепричастия несовершенного вида?

VI. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал

2. Выполнить упражнение 202 (письменно).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам, и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благодарной».

Слайд 2

Несовершенный вид Совершенный вид

Слайд 3

Несовершенный вид Совершенный вид Что делая? Что сделав? Незаконченное добавочное действие законченное добавочное действие -а (я), - учи(- ючи ) -в. –вши, -ши, -а (я) гляд - ят – глядя ( глядючи ) выскочи - ть - выскочив крич - ат - крича услыша - ть – услышав улыба - ются - улыбаясь расцвес - ти – расцветши быть – буд - ут - будучи прочт - ут - прочтя

Слайд 4

Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут; с суффиксом –ну-: сохнуть, вянуть , киснуть, вязнуть; с основой на Г, К: бег-ут , тек-ут ; с основой настоящего времени на шипящий : маж-ут от глаголов с чередованием с — ш: пишут — писать

Слайд 5

Образуйте от предложенных глаголов деепричастия, обозначьте их суффиксы. Распределите слова в 2 столбика. Вытирать , вытереть, бледнеть, побледнеть, давать, дать, организовать, рисовать, кричать, крикнуть, молчать, замолчать, мыть, рыть, плыть, читать, прочитать, прийти.

Слайд 6

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия, укажите вид. Подчеркните деепричастия и д /о как члены предложения. 1.Лисёнок осторожно передвигаясь при каждом движении пастуха отскакивал не сводя глаз с подачки. 2.Ярко улыбалось безоблачное небо изливая жгучий зной. 3. Взглянув на часы генерал быстро подн...лся и отодвинув тяж...лое кресло выбрался из-за стола. 4.Каштанка отскочила присела на все четыре лапы и протягивая к коту морду залилась громким визгливым лаем. 5. Позавтракав папа л...жится поспать в столовой на диване укрывшись старой енотовой шубой. 6.Вот охватывает ветер стаи волн и бросает их с размаху в дикой злобе на утёсы разбивая в пыль и брызги. 7.Осенью берёзки сбросили листву покрыв золотым ковром всю землю. 8. Мальчишки пом .. рали со смеху смотря на её отчаяние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Деепричастия совершенного и несовершенного вида". 6 класс.

Тема: «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».Цель: • суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида;• нахождение исходной формы, от которой образовано деепри...

Разработка урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"

Технологическая карта урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....

Презентация по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида"

Презентация  урока по теме "Деепричастия совершенного и несовершенного вида" в 7 классе....

Урок в 7 классе . Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Урок по русскому языку в 7 классе.  Деепричастия совершенного и несовершенного вида...